Особенности развития потребительской кооперации России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Кооперативное движение в мире – самое многочисленное социально-экономическое движение современности. Оно объединяет около 700млн кооператоров. Его центр – Международный кооперативный союз (МКС) включает в себя 192 национальных кооперативных союза из 76 стран. Иначе говоря, примерно 12% населения Земли кооперировано, а если исходить из среднего показателя, что семья состоит из четырех человек, то почти половина мирового сообщества в той или иной мере пользуется услугами кооперативных предприятий – хозяйственных, информационно-рекламных или культурно-образовательных учреждений.1

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. История возникновения и развития потребительской
Кооперации России……………………………………………………………
Понятие «кооперация», «кооператив», «кооперативная система»
и «кооперативное движение»……………………………………………..
1.2 Возникновение первых потребительских обществ в России……………
1.3 Кооперативное движение России в 90-е годы ………………………….
ГЛАВА 2. Создание Центрального Союза России (МСПО) и его
роль в развитии кооперации России………………………………………..
2.1 Предпосылки возникновения Центросоюза России (МСПО)………….
2.2 Потребительская кооперация в период советской власти
и в условиях перехода к рыночной экономике………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовик Кооперация.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

 

      29 сентября 1935 года было принято  Постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома»О  работе потребительской кооперации  в деревне», по которому кооперация стала сельской торговой системой. Указанным постановлением партии и правительства имущество потребительской кооперации в городах (предприятия торговли и общественного питания, заготовительные и  промышленные предприятия) было передано Министерству торговли. У потребительской кооперации остались хозяйственные предприятия в сельской местности. Доля розничного товарооборота потребительской кооперации в общем объеме розничного товарооборота страны сократилась с 69,9 до 19,3%.9

     С 1935 года и по настоящее время потребительская кооперация осуществляет торговое обслуживание в основном сельского населения.

    И, несмотря на такое отношение, до конца 1950-х годов кооперация России – потребительская и промысловая, личное подсобное хозяйство, подсобные промыслы – урезанная, деформированная до неузнаваемости, продолжала существовать и в некоторой мере компенсировала постоянный дефицит товаров народного потребления. Особенно велико было ее значение в годы Великой Отечественной войны.

         Организации потребительской кооперации осуществляли снабжение продовольствием фронта и тыла. Потребительская кооперация занималась разными видами хозяйственной деятельности для увеличения продовольственных ресурсов: заготовительной и производственной деятельностью, сельским хозяйством, сбором дикорастущих плодов и ягод, грибов. Пайщики вносили личный вклад в победу над врагом: готовили посылки с продовольствием и одеждой, перечисляли денежные средства на строительство военной техники. После окончания Великой Отечественной войны  потребительская кооперация занималась восстановлением разрушенного войной кооперативного хозяйства.

       

       Однако этот сектор играл в  хозяйстве России в известном  смысле и негативную роль. Обеспечивая потребительский рынок страны, он одновременно консервировал отсталый, неэффективный государственный механизм управления экономикой.

      14 апреля 1956 года появилось постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О реорганизации промысловой  кооперации». Начался очередной этап ликвидации системы, хотя к тому времени промысловая кооперация несколько окрепла: в ней насчитывалось свыше 114 тысяч мастерских и других промышленных предприятий, где работали 1,8 миллиона человек. Они производили 5,9% валовой продукции промышленности, например, до 40% всей мебели; до 70% всей металлической посуды, более трети верхнего трикотажа, почти все детские игрушки. В систему  промысловой кооперации входило 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и два научно-исследовательских института.10

      В конце 1950-х годов КПСС принимает новую Программу, провозглашающую на ближайшую перспективу единую форму собственности и развитие крупного производства. Было сокращено личное подсобное хозяйство, почти ликвидирован частный скот, укрупнены колхозы. Мелкие предприятия  промысловой кооперации не могли вписаться в создаваемую на таких основах производственную структуру, и в середине 1960 года промысловую кооперацию полностью ликвидировали, а ее предприятия передали в ведение государственных органов.

       Таким образом, от всей богатой палитры дореволюционных кооперативных товариществ в советское время сохранились только система потребительской кооперации и артельные народные промыслы.

      Практически весь советский период  потребительская кооперация подвергалась огосударствлению: государственные органы устанавливали организациям потребительской кооперации объемные показатели хозяйственной деятельности, цены на товары, в централизованном порядке распределялись товарные и финансовые ресурсы. Демократические принципы кооперации постоянно нарушались: партийными органами назначались руководители кооперативных организаций и предприятий.

       Демократические и экономические  преобразования начались в период  перестройки (1985 год). Потребительская  кооперация получила возможность вести торговлю в городах, стала строить магазины в крупных городах,  ей были переданы рынки в районных, областных, краевых центрах. Однако экономическое положение потребительской кооперации все время ухудшалось. Низкие доходы не покрывали расходов. Накапливались долги за строительство предприятий в городах, приобретение оборудования для рынков, долги поставщикам товаров, Государственному банку. В 1988 году был принят Закон «О кооперации в СССР». Правовое положение потребительской кооперации улучшилось. Однако социально-экономических предпосылок для развития потребительской кооперации не было создано.

       К началу 1990-х годов система потребкооперации оказалась единственной из всех существовавших кооперативных форм, которая сформировалась как единая сложная хозяйственная структура – Центросоюз, Роспотребсоюз. Максимально использующая местные ресурсы, она ориентировалась преимущественно на обслуживание интересов сельского населения.

        Потребкооперация решала следующие  задачи:

        – торговую (она имела особое значение для сельского населения,  поскольку розничную торговлю на селе осуществляла в основном потребкооперация);

       – закупочную (через потребкооперацию  у населения, колхозов, совхозов  закупались сырье, дикорастущие  плоды, ягоды, грибы, лекарственные травы);

        – производство продуктов питания  на базе местных сельхозтоваров (произведенных в личном подсобном  хозяйстве и закупленных у  населения), непродовольственных товаров  (из сельскохозяйственного и другого  местного сырья).

         В 1990 году в РСФСР потребкооперация  обслуживала 40% населения страны, членами ее были 30 миллионов сельских  жителей России. На ее долю  приходилось четверть розничного  товарооборота, около половины  заготовок картофеля, треть закупок  овощей, более трети выпечки хлеба.11 В то же время надо иметь в виду огромные резервы продовольствия и других товаров народного потребления, которые кооперация не производила, но могла бы производить.

       Либеральные реформы 1990-х тяжело  отразились на российской кооперации, да и на всем сельском хозяйстве России. В 1991-1998 годах постоянно снижался объем работ практически во всем агропромышленном комплексе. Но если спад в сельском хозяйстве страны по сравнению с дореформенным уровнем составил 55-60% объема производства, то в потребительской кооперации он достиг (за исключением товарооборота) почти 90%.12

      Однако с августа 1998 года в  силу разных причин (в том числе  из-за девальвации национальной  валюты) падение прекратилось и  начался заметный подъем.

       С 1995 года условия развития  потребительской кооперации России изменились. Потребительская кооперация приобрела прочное правовое положение. В новом Гражданском кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 января 1995года, потребительские и производственные кооперативы признаны равноправными субъектами экономики. В соответствии с Гражданским кодексом внесены поправки в Закон «О потребительской кооперации» 1992 года, а фактически в 1997г. принят новый Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». В соответствии с законом изменены уставы каждого потребительского общества и каждого потребительского союза.

       В стране установились более  благоприятные экономические условия  для развития потребительской кооперации. 

      В настоящее время темпы экономического роста потребительской кооперации слегка опережают средние темпы роста национальной экономики. Только за 2000 год товарооборот сельскохозяйственной кооперации вырос;  у нее появились оборотные средства, существенно пополнились инвестиционные источники – количество кооперативов стало расти.

       Сегодня в каждой области России  в среднем действует около  20-25 районных кооперативных организаций,  причем большинство их рентабельно  по всем видам хозяйственной деятельности. В недавно принятой II части Налогового кодекса сохранены все льготы для тех организаций, которые входят в систему Центросоюза РФ. В качестве льготы, поддержанной Новым Налоговым кодексом, потребительские общества имеют право создавать фонд развития, а это хороший источник для формирования инвестиционного пакета.

       В настоящее время создана  Ассоциация кооперативных организаций  России, куда вошли кооперативы  разного профиля. Центросоюз проводит  ежегодные научно-практические конференции, на которых принимаются рекомендации, определяющие перспективы развития кооперации в России.

      Возможно, в недалеком будущем  кооперация сможет стать основой  социальной инфраструктуры российского   села, и в этом случае наступит  новый расцвет этого интересного экономического механизма, существующего в мире 170 лет.

     

     

Заключение

     

        Кооперация – удивительно широкое социальное явление, оно наглядно демонстрирует тягу человека к сотрудничеству, взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни. Возникнув в Европе в первой половине XIX века – то был ответ мелкотоварных производителей и бесправных потребителей на развитие капиталистических отношений, – кооперация  с самого начала тяготела к социализму. Но это, казалось бы, антикапиталистическое движение обнаружило в себе необыкновенную устойчивость в самых разных социально-экономических, общественно-политических условиях уже XX века. Идеи и практика кооперативного движения с успехом использовались и используются для смягчения социальных противоречий и как эффективное средство мобилизации сил, способных оживить и поднять экономику, стимулировать самодеятельность, эту основу всякого гражданского общества. Идет ли речь о «христианском социализме» с его кооперативно-производственной составляющей или о «шведской модели», о нэповском варианте выхода из социального кризиса или, наконец, о кооперативных системах недавних социалистических стран –в их основе лежат кооперативные начала.

       Исходя из вышеизложенного материала  в курсовой работе, можно сделать следующие выводы:

         – Началом истории потребительской  кооперации России считается  2 марта 1831 года –день принятия устава Большой артели декабристов, являющейся первым потребительским обществом России.

       – После отмены крепостного права с развитием капиталистических отношений в России формировались предпосылки для возникновения и развития потребительских обществ в различных регионах страны. Причем в первые десятилетия после отмены крепостного права создавались преимущественно закрытые, зависимые потребительские общества.

       – Создаваемые потребительские  общества России имели важное  социальное значение: их социально-экономическая  деятельность была направлена  на удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей своих членов.

       – В дооктябрьской истории  развития потребительской кооперации  выделяются три периода: первый период – с 1831 по 1860 годы; второй период – с 1861 по 1904 годы; третий период – с 1905 по 1917 годы.

       – Создание Центрального союза (МСПО) способствовало преодолению разрозненности, укреплению структуры и хозяйственной деятельности потребительских обществ, не имевших до этого почти никакой связи между собой. Центральный союз (МСПО) объединил потребительские общества и их союзы, кооперативы других видов и их союзы в единую систему потребительской кооперации.  

       – Все виды кооперации в России, особенно в 30-50-е годы развивались в обстановке постоянной неопределенности и неуверенности в своем будущем, постоянного вмешательства в хозяйственную деятельность, диктата партии и советского государства в области планирования материально-технического снабжения, сбыта, заработной платы, штатов, ценообразования.

      В таких экстремальных условиях  кооперация не могла раскрыть  все свои возможности и действовать эффективно для улучшения обслуживания своих членов.

         – Идеологические тиски, в  которых действовала кооперация, ослабли только в 1988 году, когда  был принят  «Закон о кооперации в СССР. Хотя в этом законе кооперативной собственности отводилась вторая роль при ведущей роли государственной (общенародной) формы собственности, кооперация получила право свободно развиваться во всех областях хозяйственной деятельности без ограничений временными и территориальными рамками.

Информация о работе Особенности развития потребительской кооперации России