Особенности развития инфраструктуры в Приволжском федеральном округе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Укрупненное административное деление позволило сократить количество территориальных инстанций, с которыми имеют дело центральные органы, и вместо 89 управленческих «связок» с регионами появилось 7, которые, в свою очередь, взаимодействуют в среднем с 12- 13 регионами. Это способствует более эффективному управлению федеральными энергосистемами, транспортными путями, информацией и связью, решению проблем обороноспособности, правопорядка и национальной безопасности[2].

Содержание

Введение

1. Общая характеристика Приволжского федерального округа

2. Текущее состояние транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур

2.1. Развитие транспортной инфраструктуры

2.2. Особенности развития энергетической инфраструктуры

2.3. Особенности развития информационной и телекоммуникационной инфраструктур

3. Стратегические приоритеты развития округа

Выводы

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика и управление Усмановой.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Таким образом, на территории округа формируется 6 укрупненных зон развития:

1. Нижегородская (с центром в г. Нижний Новгород), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (машиностроение, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая промышленность, металлургия, лесопромышленный комплекс и др.) и транспортно-логистическими функциями;

2. Камско-Вятская (с центром в г. Перми), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с промышленными (машиностроение, химия (минеральные удобрения и органический синтез), нефтепереработка, лесопромышленный комплекс и др.) функциями;

3. Казанская (с центром в г. Казани), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (транспортное машиностроение, авиастроение, нефтепереработка и нефтехимия и др.), агропромышленными и транспортно-логистическими функциями;

4. Уфимская (с центром в г. Уфе), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с промышленными (нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными функциями;

5. Средневолжская (с центром в г. Самаре), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (транспортная, авиационно-космическая, приборостроительная и другие подотрасли машиностроения, химия и нефтехимия и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными и транспортно-логистическими функциями;

6. Оренбургская (с центром в г. Оренбурге), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с промышленными (газохимия, металлургия, машиностроение), агропромышленными и транспортно-логистическими функциями.

Основной задачей крупнейших агломераций является трансформация производственных и коммуникационных узлов в крупные центры федерального масштаба с сохранением и модернизацией производственного потенциала, развитием институционально-деловых, транспортно-логистических, коммуникационных, социально-экономических и других функций.

Результатами формирования зон опережающего развития станут:

- значительное увеличение темпов роста экономики Приволжского федерального округа, повышение ее конкурентоспособности на инновационной основе, включая отраслевые и межотраслевые кластерные образования;

- значительное улучшение благосостояния и качества жизни населения округа в результате максимально эффективного и комплексного использования ресурсов и потенциала всех регионов;

- формирование взаимоувязанного комплекса транспортно-логистической, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктур;

- повышение эффективности промышленности и сельского хозяйства;

- создание социальной инфраструктуры, соответствующей современным мировым стандартам.

 


Выводы

 

Территория ПФО составляет 7,27% от территории Российской Федерации. Здесь проживает многонациональное население - 22,1% от общего числа граждан России: это второй по численности населения федеральный округ после Центрального.

Доля промышленного производства ПФО в экономике России составляет 23,9 % - это высший показатель (на втором месте стоит Центральный федеральный округ).

  Характерная особенность Приволжья - большая доля предприятий военно-промышленного комплекса.

Наибольшее значение в промышленности региона имеют многоотраслевое высокоразвитое машиностроение и нефтегазохимический комплекс. В округе представлено машиностроение: транспортное - автомобилестроение, судостроение, авиационное; точное и сложное - приборостроение, электротехническая промышленность, электронное машиностроение, а также станкостроение и инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для нефтегазохимического комплекса, тракторостроение и другое.

Важнейшей отраслью рыночной специализации региона является топливная промышленность. Нефтегазодобывающий комплекс Приволжья по масштабам уступает только Западной Сибири, но по объёмам нефтепереработки и газоперека чки является абсолютным лидером. По добыче нефти в регионе на первом месте Татарстан и Башкортостан.    

Значимой отраслью рыночной специализации Приволжья является электроэнергетика. В производстве электроэнергии лидируют тепловые электростанции, наиболее крупные из них - Заинская, Кармановская, Пермская ГРЭС. Велика роль и гидравлических электростанций: Чебоксарская, Самарская, Саратовская ГЭС (на Волге), Нижнекамская и Камская ГЭС (на Каме). Атомная энергетика представлена самой крупной в регионе Балаковской АЭС (4 млн кВт).

Особенность химической промышленности ПФО - её преимущественное развитие в комплексе с нефтеперерабатывающими предприятиями и в тесной связи с автомобилестроением. Крупные нефтехимические центры созданы в Татарстане, Башкортостане, Самарской, Саратовской, Пермской областях.

Приволжский федеральный округ - монополист в производстве и переработке калийных солей Верхнекамского соленосного бассейна. Регион имеет все возможности для наращивания добычи: продукция пользуется высоким спросом на международном рынке и в будущем станет востребованной и на внутреннем рынке.

Численность населения Приволжского федерального округа по переписи населения 2002 г. - 31 млн 154 тыс. 744 чел. (21,5 % населения России). Основу населения составляют горожане.

Например, в Самарской области этот показатель составляет более 80 %, что в целом несколько выше общероссийского показателя (примерно 73%).Численность населения региона - 32 019 тыс. чел. Доля городских жителей - 70,8 %.

На территории округа расположено пять крупнейших российских городов с населением более 1 млн: Нижний Новгород, Самара, Казань, Уфа, Пермь. ПФО - один из самых многонациональных округов. В нём проживают русские, татары, башкиры, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, коми-пермяки - всего около 140 представителей различных наций, народностей, этнических групп. Зарегистрированы 179 национальнокультурных автономий.

Приволжский федеральный округ - один из ведущих в стране по уровню индустриального развития и один из основных аграрных регионов России, производящий около 27 % сельскохозяйственной продукции.

         Продукцию лесного хозяйства (в том числе и на экспорт) поставляют Удмуртия, Марий Эл. Кировская, Пермская и Оренбургская области и Пермский край.

В структуре вывоза из ПФО преобладают продукция машиностроения и химической промышленности, нефть и нефтепродукты, значительную роль играют зерно, мука и другие виды сельскохозяйственной продукции. Импортируются продукция машиностроения, продовольствие, минеральное сырьё и топливо.

Главное направление развития и размещения отраслей промышленности в Приволжском федеральном округе - модернизация и техническое перевооружение существующих производств, углубление переработки исходного сырья и расширение внутренних и внешних торговых связей[8].


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации, ст. 1 – СПС Гарант, 07.11.2011.

2. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 165-р О Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г. – СПС Гарант, 07.11.2011.

3. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 2146-р О Программе деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2015 годы). – СПС Гарант, 07.11.2011.

4. Региональная экономика: Учебник /Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 666 с.

5. Регионы России - http://www.smsr-senclub.ru/region/index.

2



[1] Конституция Российской Федерации, ст. 1 – СПС Гарант, 07.11.2011.

[2] Региональная экономика: Учебник /Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007, с. 646.

[3] Регионы России - http://www.smsr-senclub.ru/region/index.php?SECTION_ID=347

[4] Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 165-р О Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г. – СПС Гарант, 07.11.2011.

[5] Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 2146-р О Программе деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2015 годы). – СПС Гарант, 07.11.2011.

[6] Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 2146-р О Программе деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2015 годы). – СПС Гарант, 07.11.2011.

[7] Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 165-р О Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года – СПС Гарант, 07.11.2011.

[8] Регионы России - http://www.smsr-senclub.ru/region/index.php?SECTION_ID=347


Информация о работе Особенности развития инфраструктуры в Приволжском федеральном округе