Особенности развития инфраструктуры в Приволжском федеральном округе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Укрупненное административное деление позволило сократить количество территориальных инстанций, с которыми имеют дело центральные органы, и вместо 89 управленческих «связок» с регионами появилось 7, которые, в свою очередь, взаимодействуют в среднем с 12- 13 регионами. Это способствует более эффективному управлению федеральными энергосистемами, транспортными путями, информацией и связью, решению проблем обороноспособности, правопорядка и национальной безопасности[2].

Содержание

Введение

1. Общая характеристика Приволжского федерального округа

2. Текущее состояние транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур

2.1. Развитие транспортной инфраструктуры

2.2. Особенности развития энергетической инфраструктуры

2.3. Особенности развития информационной и телекоммуникационной инфраструктур

3. Стратегические приоритеты развития округа

Выводы

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика и управление Усмановой.doc

— 109.00 Кб (Скачать)


Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПРО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ АГРАРНОГО РЫНКА

 

Кафедра логистики и экономики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Региональная экономика и управление»

Тема № 46

Особенности развития инфраструктуры в Приволжском федеральном округе

 

Контрольную работу

Подготовил студент 3 курса

Группа ГМ-432

Усмановой Л.Х.

 

Проверил

к.э.н., доцент кафедры логистики и экономики

Карпова Мария Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

САМАРА  2011

 

Содержание

 

Введение

1. Общая характеристика Приволжского федерального округа

2. Текущее состояние транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур

2.1. Развитие транспортной инфраструктуры

2.2. Особенности развития энергетической инфраструктуры

2.3. Особенности развития информационной и телекоммуникационной инфраструктур

3. Стратегические приоритеты развития округа

Выводы

Список литературы

 


Введение

 

Согласно Конституции Российской Федерации по своему государственному устройству «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[1].

Федерализм (от лат. foederatio - союз, объединение) определяется как форма государственного устройства, при которой единое государство состоит из территориальных членов (объектов) федерации, обычно наделенных учредительной властью и обладающих ограниченным суверенитетом, включая принятие собственной конституции.

Безусловно, деление страны на федеральные округа, сетка которых близка к сетке военных округов, преследует в основном политические, а не экономические цели. Создание независимых федеральных структур управления на территории страны лишь частично учитывало традиционную территориальную сетку, объединяющую отдельные субъекты Федерации в крупные экономические районы и созданные к концу 1990-х гг. межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, что было обусловлено стремлением создать независимые от региональных лидеров.

Укрупненное административное деление позволило сократить количество территориальных инстанций, с которыми имеют дело центральные органы, и вместо 89 управленческих «связок» с регионами появилось 7, которые, в свою очередь, взаимодействуют в среднем с 12- 13 регионами. Это способствует более эффективному управлению федеральными энергосистемами, транспортными путями, информацией и связью, решению проблем обороноспособности, правопорядка и национальной безопасности[2].

Приволжский федеральный округ расположен в центре Европейской части РФ.


1. Общая характеристика Приволжского федерального округа

 

В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации - Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.

Территория округа занимает около 6 процентов территории Российской Федерации (более 1 млн. кв. километров), на ней проживает более 20 процентов населения страны (более 30 млн. человек). Доля округа в общероссийском валовом внутреннем продукте превышает 15 процентов.

Приволжский федеральный округ входит в число наиболее плотно населенных территорий России.

Регион богат разнообразными полезными ископаемыми. Кроме запасов нефти и газа, составляющих соответственно 13 и 2 % от общероссийских, здесь сосредоточены уникальные запасы калийных солей (около 96 % всех разведанных ресурсов страны), крупные ресурсы фосфоритов - 60 %, цинка - 19 %, меди - 16 %, цементного сырья — 15 %, серебра - 14 %, золота - 7 %, минеральных вод - 7 %.

В ПФО имеются небольшие месторождения никеля, хрома, свинца, железных руд, титана, россыпных алмазов, угля, а также громные запасы разнообразного сырья для производства строительных материалов.

Топливные ресурсы представлены нефтью, природным газом, горючими сланцами, торфом[3].

Приволжский федеральный округ обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.

Традиционной специализацией округа являются машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность.

Округ является одним из лидеров по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды.

Приволжский федеральный округ находится на втором месте среди федеральных округов по добыче нефти и природного газа. Добываемые углеводороды являются не только сырьем для нефтехимической промышленности, но и экспортируются.

В округе значительны запасы лесных ресурсов.

Природные условия на большей части территории округа являются одними из наиболее благоприятных в России для жизни и ведения бизнеса. Агроклиматический потенциал территории позволяет вести продуктивное сельское хозяйство разных типов - выращивать зерновые, технические, плодоовощные культуры, заниматься продуктивным животноводством.

Важную роль в экономике округа играют пищевая и перерабатывающая промышленность, в значительной степени обеспеченные продукцией сельского хозяйства и имеющие значительный потребительский спрос.

В округе расположено много крупных центров высшего образования, которые обладают достаточным потенциалом, чтобы стать ведущими направлениями специализации регионов. Наиболее конкурентоспособны высшие учебные заведения, имеющие технологическую специализацию, что определило высокую концентрацию подготовленного персонала для промышленности в округе. С 2009 - 2010 годов 8 университетов округа являются национальными исследовательскими университетами.

Приволжский федеральный округ занимает близкое к географическому центру России положение с достаточно плотным расселением населения во многих регионах округа, что определяет потенциальные обширные рынки потребительских товаров, произведенных на территории округа.

Особенностью географического положения округа является отсутствие выхода к Мировому океану и относительная удаленность от морских портов. Однако такое положение не препятствует торговле на внутренних и международных рынках. Округ конкурентоспособен в отношении поставок готовой продукции не только в центральные, южные и собственные регионы с высоким потребительским спросом, но также в страны Европейского союза и Ближнего Востока.

Уникальность округа в том, что он расположен на перекрестке международных транспортных коридоров, соединяющих Сибирь и Дальний Восток, а также страны Восточной Азии с европейской частью России и государствами Европы. По его территории проходит большинство трубопроводов из Западной Сибири, что способствует развитию нефтехимической промышленности, снижает издержки на обеспечение регионов топливными ресурсами, в том числе газом.

Минерально-сырьевой потенциал округа значителен, практически в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в Приволжский федеральный округ, имеются ресурсы углеводородного сырья, характеризующиеся высокой геологической изученностью и инфраструктурной освоенностью. В северо-восточной части Приволжского федерального округа имеются уникальные в мировом масштабе месторождения калийной соли, крупные месторождения титана, меди.

Одним из важнейших конкурентных преимуществ Приволжского федерального округа является человеческий капитал. Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Самарская область входят в десятку субъектов Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала[4].

Округ имеет самобытный в этнокультурном отношении состав населения, характеризующийся этническим, религиозным и языковым многообразием (около 170 народов и более 6000 религиозных организаций) при бесконфликтном и органичном сосуществовании разных культурных традиций. На территории округа расположено 6 национально-территориальных административных образований - Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика и Чувашская Республика.

Таким образом, в ПФО проживает около 21% населения России, производится порядка 24% промышленной продукции (ПФО – центр российского автостроения, в нем высока доля авиа- и машиностроения, нефтегазодобычи и нефтехимии) и 25% продукции сельского хозяйства России.

Однако удельный вес округа в общероссийском ВВП составляет лишь немногим более 15%, среди семи федеральных округов ПФО занимает по среднедушевому уровню денежных доходов населения шестое место. Это связано с низкой производительностью труда, слабой эффективностью промышленного производства, недостаточным развитием сферы услуг, отставанием сферы образования от потребностей народного хозяйства.

 

2. Текущее состояние транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур

2.1. Развитие транспортной инфраструктуры

 

Расположение Приволжского федерального округа на пересечении основных евроазиатских транспортных направлений с востока на запад и с севера на юг и высокий уровень его экономического развития определяют перспективы развития транспортной инфраструктуры.

По территории округа проходят основные автомобильные дороги общего пользования федерального значения, связывающие Центральный и Северо-Западный федеральные округа с Уральским, Сибирским и Дальневосточным федеральными округами, а также с Республикой Казахстан.

В Приволжском федеральном округе расположены 20 аэропортов (в том числе 10 международных), 17 из которых входят в перечень национальной опорной аэродромной сети.

Внутренние водные пути проходят по 11 субъектам Российской Федерации, входящим в Приволжский федеральный округ[5].

По территории Приволжского федерального округа проходят железнодорожные линии, связывающие Центральный и Северо-Западный федеральные округа с Уральским, Сибирским, Дальневосточным федеральными округами, а также с Республикой Казахстан.

Приволжский федеральный округ занимает второе место в России по плотности железных дорог. По основным удельным показателям транспортной инфраструктуры округ находится в числе лидеров.

В функционировании транспортной инфраструктуры накопился ряд проблем, сдерживающих дальнейшее социально-экономическое развитие Приволжского федерального округа.

Автодорожная сеть по своей густоте, пропускной способности, безопасности и техническому состоянию не отвечает современным требованиям.

Основные автомагистрали имеют широтную ориентацию. Отсутствуют современные автомагистрали, связывающие север и юг округа. Нормативное состояние не обеспечивается на более чем 3,5 тыс. километрах протяженности федеральных и почти 12 тыс. километрах региональных автомобильных дорог. Несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту транспортных расходов и снижению скорости движения. Уровень развития автодорожной сети не обеспечивает требуемой транспортной доступности. Около трети сельских населенных пунктов не имеют постоянной круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.

Инфраструктура воздушного транспорта во многом устарела, нуждается в развитии и комплексной модернизации.

Отсутствие межрегиональной авиационной сети сдерживает экономическое и социальное развитие округа, усугубляет ситуации при возникновении природных и техногенных катастроф и чрезвычайных событий, в том числе из-за несвоевременного прибытия служб медицинских и чрезвычайных сил на место происшествия.

Слабо используется уникальная сеть внутренних водных путей Волжского бассейна, составляющих основу Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации. Требуют реконструкции многие гидротехнические сооружения. Портовая сеть нуждается в комплексной модернизации, без которой невозможно ее включение в современные мультимодальные транспортно-логистические системы.

Железнодорожная сеть с протяженностью эксплуатационных путей железнодорожного транспорта общего пользования около 15 тыс. километров в целом исчерпала свой потенциал. Она имеет многочисленные участки с недостаточной пропускной способностью. Медленно проводятся реконструкция и усиление участков, строительство обходов городов и транспортных узлов. Практически не строятся новые линии.

Логистическая инфраструктура в округе находится в начальной стадии формирования. До 80 процентов импортных грузов, предназначенных для регионов округа, перерабатываются в гг. Москве и Санкт-Петербурге. Общая концепция формирования логистической системы Приволжского федерального округа отсутствует.

Информация о работе Особенности развития инфраструктуры в Приволжском федеральном округе