Особенности развития инфраструктуры в Приволжском федеральном округе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Укрупненное административное деление позволило сократить количество территориальных инстанций, с которыми имеют дело центральные органы, и вместо 89 управленческих «связок» с регионами появилось 7, которые, в свою очередь, взаимодействуют в среднем с 12- 13 регионами. Это способствует более эффективному управлению федеральными энергосистемами, транспортными путями, информацией и связью, решению проблем обороноспособности, правопорядка и национальной безопасности[2].

Содержание

Введение

1. Общая характеристика Приволжского федерального округа

2. Текущее состояние транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур

2.1. Развитие транспортной инфраструктуры

2.2. Особенности развития энергетической инфраструктуры

2.3. Особенности развития информационной и телекоммуникационной инфраструктур

3. Стратегические приоритеты развития округа

Выводы

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика и управление Усмановой.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Таким образом, транспортно-логистическая инфраструктура в ее современном состоянии является существенным ограничением устойчивого социально-экономического развития округа по инновационному сценарию. Она не обеспечивает необходимого уровня транспортной доступности и качества услуг, как для бизнеса, так и для населения, сдерживая реализацию транзитного потенциала территории и развитие транспортно-логистических технологий, снижая пространственную мобильность и возможность роста качества жизни населения[6].

 

2.2. Особенности развития энергетической инфраструктуры

 

В структуре потребления электрической энергии более 65 процентов всего объема приходится на 5 субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, - Пермский край, Республику Татарстан, Республику Башкортостан, Самарскую и Нижегородскую области. По видам деятельности наибольшая доля приходится на обрабатывающее производство - 36 процентов, транспорт и связь - 12 процентов, потребление электрической энергии населением - 11 процентов. Энергосистемы, обеспечивающие энергоснабжение Приволжского федерального округа, входят в состав объединенных энергосистем Средней Волги и Урала и с учетом передачи избытков электрической энергии и мощности в соседние регионы являются сбалансированными. При этом в ряде энергетических узлов имеются локальные дефициты мощности, например, в гг. Новокуйбышевске и Чапаевске Самарской области, Пермско-Закамском и Березниковско-Соликамском энергетических узлах Пермского края, существует дефицит мощности в Северном энергетическом районе (Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Казанский энергетический район Республики Татарстан), центральной части Нижегородской энергетической системы (Семеново-Борский район) и иные проблемы, связанные с неравномерным распределением генерации и потребления по территории округа.

Генерирующие мощности распределены по территории округа неравномерно - более 20 процентов производимой в округе электрической энергии приходится на Саратовскую область, аналогичный показатель составляет более 10 процентов в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Пермском крае, Самарской области, доля остальных субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, в производстве электрической энергии незначительна.

В структуре генерирующих мощностей наибольшую долю занимают тепловые электростанции (71 процент установленной мощности и 70 процентов производства электрической энергии) со значительной долей промышленных теплоэлектроцентралей, ориентированных на предприятия нефтепереработки и химии органического синтеза.

Доля гидроэлектростанций в структуре генерирующих мощностей занимает 20 процентов установленной мощности и 14 процентов производства электрической энергии в Приволжском федеральном округе. Гидроэлектростанции Волжско-Камского каскада играют важнейшую роль в поддержании транзитных перетоков из объединенных энергетических систем Центра, Урала и Сибири.

В Саратовской области действует Балаковская атомная электрическая станция, вырабатывающая более 16 процентов электрической энергии в округе.

Приволжский федеральный округ имеет развитую магистральную электросетевую инфраструктуру, обеспечивающую транзитные перетоки электрической энергии как в границах округа, так и между объединенными энергетическими системами Центра, Средней Волги, Урала и Сибири.

К основным проблемам электроэнергетики в Приволжском федеральном округе относятся:

- физический износ гидротехнических сооружений и оборудования гидроэлектростанций;

- высокая доля газа в топливном балансе тепловых электростанций Приволжского федерального округа (более 94 процентов общего объема потребленного электростанциями органического топлива);

- отставание в переходе к современным технологиям использования газового топлива (парогазовые технологии);

- неоптимальные режимы теплоснабжения крупных городов, недостаточно полная загрузка теплоэлектроцентралей в теплофикационном режиме;

- ограничение выдачи мощности от крупнейших объектов генерации Приволжского федерального округа (Саратовская гидроэлектростанция, Балаковская атомная электростанция);

-предельная загруженность пропускной способности внешних и внутренних сечений, ряда высоковольтных электрических связей (500 - 220 кВ) и недостаточность трансформаторной мощности при транзите электрической энергии по территории округа;

- высокий физический износ распределительных электрических сетей, проблемы, связанные с локальным дефицитом мощности в отдельных районах и проблемы распределительных сетей напряжением 110 кВ и ниже, связанные с перераспределением нагрузки на узлы сети, а также с присоединением новых потребителей в условиях динамичного социально-экономического роста отдельных районов;

- отсутствие условий и предпосылок для быстрого развития маломасштабной распределенной генерации и систем локальной энергетики для энергоснабжения потребителей округа с использованием местных топливных ресурсов и потенциала возобновляемой энергетики.

 

2.3. Особенности развития информационной и телекоммуникационной инфраструктур

 

Необходимым условием роста качества жизни населения, развития социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, построения инновационной экономики и повышения эффективности государственного управления является интенсивное развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктур.

Научно-технический потенциал и человеческий капитал Приволжского федерального округа обеспечивают возможность занятия округом лидирующих позиций на российском рынке информационных коммуникаций.

В Приволжском федеральном округе к концу 2009 года в области информационных и телекоммуникационных технологий решены следующие задачи:

- обеспечение повсеместного доступа к услугам связи за счет внедрения универсальных услуг связи с использованием таксофонов и пунктов коллективного доступа;

- обеспечение компьютерами и подключение к сети Интернет в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» более 12 тыс. общеобразовательных школ;

- модернизация 85 процентов сетей фиксированной зоновой телефонной связи в результате их цифровизации;

- повышение уровня распространения фиксированной местной телефонной связи в городской местности до 78 процентов, в сельской местности - 35 процентов;

- увеличение абонентов подвижной радиотелефонной связи в округе до 40,3 млн. абонентов, уровня распространения данных услуг связи - 154,4 абонентского устройства на 100 человек - что соответствует общероссийскому показателю;

- повышение уровня распространения услуг широкополосного доступа к сети Интернет до 23 процентов, количество абонентов превысило 2,5 млн. человек;

- увеличение протяженности межрегиональных волоконно-оптических линий связи на территории округа до 14 тыс. километров.

Несмотря на значительные успехи в развитии информационной и телекоммуникационной инфраструктур Приволжского федерального округа, имеется ряд проблем, решить которые необходимо до 2016 года.

Из проложенных межрегиональных волоконно-оптических линий связи только 50 процентов обеспечены зарезервированным подключением к магистральной сети. К оптическим линиям передачи по внутризоновым сетям (проложено более 27 тыс. километров) из 467 районных центров подключены только 436, резервированное подключение по оптической сети имеют 360 районных центров[7].

 

3. Стратегические приоритеты развития округа

 

Одной из основных задач Приволжского федерального округа, как и других макрорегионов, является обеспечение международной конкурентоспособности страны. Вместе с тем каждый макрорегион вносит свой вклад в решение этой задачи в соответствии со своей экономической, культурной и социальной спецификой.

Повышение эффективности экономики предполагает улучшение качества человеческого капитала, в первую очередь, это относится к элитам и среднему классу как движущим силам перемен. Речь идет о серьезном прорыве в области повышения качества общего и профессионального образования, формировании постиндустриальных (метатехнологических) компетенций, в рамках которых особое место занимают креативность, предприимчивость, высокая социально-культурная адаптивность.

Необходимым условием перехода к новой модели образования модернизация системы общего и профессионального образования, ядром которой является деятельность, направленная на повышение качества подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений всех типов и уровней.

Развитие экономики, основанной на знаниях, и присоединение к глобальному информационному сообществу требуют формирования в ПФО регионов с высокой степенью инновационной активности. В них должны быть созданы система циркуляции знаний, механизм распространения конкурентоспособных социальных, гуманитарных и управленческих технологий, сформирована сеть коммуникации и взаимодействия лидеров, предпринимателей, экспертов. В условиях, когда основой экономики становятся не только корпорации, но и относительно небольшие инновационные компании, именно в сетевом взаимодействии наиболее эффективно распространяются лучшие практики и утверждаются стандарты качества. Поэтому формирование сетей субъектов инновационной экономики и соответствующей информационной инфраструктуры является приоритетом обеспечения конкурентоспособности регионов ПФО.

Высокая урбанизация ПФО (в округе находятся 5 из 12 российских городов с населением свыше миллиона человек, три четверти населения проживает в городах) создает условия для постиндустриального развития и инвестиционной привлекательности инновационного сектора экономики. В связи с этим с модернизацией городов связана одна из важнейших перспектив развития округа; формирование современной – комфортной, креативной и экономичной – городской среды. Вместе с тем, актуальной остается и задача вовлечения сельских жителей в современное общество, предоставление сельской молодежи возможностей для развития через доступ к качественному образованию, в том числе дистанционному.

Из 14 регионов ПФО шесть – национальные республики. Полиэтничность и многоконфессиональность являются как сравнительным преимуществом в деле наращивания потенциала социальной креативности, так и серьезной проблемой социально-культурного развития округа. С точки зрения задачи обеспечения стабильного развития страны как многонационального сообщества Приволжский округ может стать примером формирования толерантной поликультурной среды и межконфессионального взаимопонимания.

Южная часть ПФО выступает в качестве «места встречи» России со Средней и Центральной Азией, в широком смысле – культурно-цивилизационной ойкуменой Востока. В геополитическом позиционировании России особую роль играет расположенная в российском геополитическом «подбрюшье» Центральная Азия, по-прежнему тесно связанная с Российской Федерацией в социально-политическом, организационно-хозяйственном и культурном отношениях. ПФО служит «воротами» миграционных потоков из стран Центральной Азии – основного донора временной трудовой миграции и постоянной притекающей миграции. Развитие отношений со странами Центральной Азии и исламского Востока создает возможности для выхода на новые рынки, привлечения иностранных инвестиций, что будет способствовать преодолению отставание ПФО от других федеральных округов по объёму инвестиций, укреплению культурного сотрудничества.

Основным направлением пространственного развития Приволжского федерального округа является локализация экономических (как производственных, так и непроизводственных) функций при создании управляющей и финансовой инфраструктуры, что повлечет за собой изменение межрегионального распределения населения. Будет увеличиваться численность населения регионов-лидеров (прежде всего за счет его концентрации в крупнейших агломерациях) при снижении численности населения территорий с отстающим уровнем социально-экономического развития.

В целях развития межрегиональных экономических связей необходимо выделение территориальных зон опережающего экономического роста с определенной отраслевой специализацией. При локализации в этих зонах общих для Приволжского федерального округа приоритетных отраслей в первую очередь учитывается ресурсная, технологическая и институциональная предрасположенность территории к качественной модернизации отраслевого экономического уклада.

Ведущая роль в изменении пространственной структуры округа отводится 6 крупнейшим урбанизированным территориям - Казанской, Нижегородской, Самарско-Тольяттинской, Пермской, Саратовской и Уфимской агломерациям, в каждой из которых проживает более 1 млн. человек. В Нижегородской, Самарско-Тольяттинской и Казанской агломерациях сложились наиболее существенные предпосылки для формирования крупнейших в России многофункциональных населенных центров с развитой экономикой. Особенностью всех крупных агломераций Приволжского федерального округа является их значительная протяженность вдоль водных артерий, что определяет специфические проблемы пространственного развития, связанные с удаленностью центра от периферийных частей региона, неэффективностью транспортной сети.

Информация о работе Особенности развития инфраструктуры в Приволжском федеральном округе