Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие инфляции и ее особенности в российской экономике.
Цель определила следующие задачи работы:
•Определить понятие инфляции, ее типов и видов;
•Рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
•Проанализировать причины инфляционных процессов в России в историческом аспекте;
•Рассмотреть основные направления антиинфляционной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….…..3
Глава 1. Сущность инфляции как экономического явления....………………..…....4
1. Инфляция: понятие, типы и виды…………….………………………………....6
2. Социально-экономические последствия инфляции…………...……………....15
Глава 2. Особенности инфляции в России………………………………………….18
2.1. Причины инфляционных процессов в России: исторический аспект………...………..................................................................................................18
2.2. Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям…………………………………………………………………………...24
2.3. Основные направления антиинфляционной политики……………………….34
Заключение...………………………………………………………………….……....44
Библиографический список…………………………………………………….……46

Работа содержит 1 файл

КР Антиинфляционная политика.doc

— 271.00 Кб (Скачать)
  1. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т.д.). Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться  по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

За рубежом этот метод  практически не используется. Он имеет  серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения  возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

  1. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.
  2. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.
  3. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять  в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия – декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации  цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны  заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.

  1. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Косвенное воздействие  на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

  • С помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
  • Путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
  • Путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
  • Путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

К формам косвенного регулирования  цен также можно отнести различные  мероприятия и программы, разрабатываемые  государственными органами:

  • Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;
  • Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
  • Разработка специальных правительственных программ  по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
  • Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

Природа инфляции в России и причины, ее усугубившие, не характерны для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку в нашей стране переплелись экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные. Как мы уже говорили, на путь рыночных преобразований Россия вступила со специфической инфляцией планово-распределительной системы, на которые стали давить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицита происходил огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее и дальнее зарубежье, отечественное производство вытеснялось импортом, наблюдался масштабный разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, было ослаблено внутрироссийское экономическое сотрудничество и происходил катастрофический спад производства, разрушалось сверхмонополизированное производство, искусственно сдерживалась инфляция, нарастали неплатежи во всех экономических структурах, были сделаны огромные внутренние и внешние займы и т.д.

Уникальный характер российской инфляции требует использования  особых методов ее регулирования. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования.

Необходимо установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства  темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывает экономику назад вследствие снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачивается заработная плата, резко снижается уровень жизни населения.

Основным фактором в  борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, платежного кризиса, уменьшения инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Необходимо поддерживать приоритетные отрасли народного хозяйства, стимулировать экспорт продукции, проводить разумную протекционистскую политику и политику валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка  экономики и ее приспособление к  потребностям рынка благодаря грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Сохраняется регулирующая роль в отношении цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги.

Особое внимание в  антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой  системы:

  • Сокращению количества взимаемых налогов;
  • Отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
  • Пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен – отчислений в пенсионный фонд. Фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
  • Изменению методики налогообложения;
  • Ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
  • Регулированию перераспределительных отношений между федеральным бюджетом и бюджетами регионов.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической  деятельности должно быть развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью установить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям.

Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики.

Большое значение для  сдерживания инфляции может иметь  перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк Российской Федерации, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления. Сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, подъем производства. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой практике.

Известный французский  экономист Жак Сапир, специалист по макроэкономике и валютно-финансовым проблемам, в рамках программы «Русских чтений» предлагает: использовать стабилизационный фонд для долгосрочного инвестирования либо в социальную инфраструктуру (здравоохранение, образование), либо в модернизацию производственной инфраструктуры, в новое оборудование для российских предприятий. По словам Жака Сапира, механизм инвестирования должен включать в себя специальное агентство, которое управлялось бы независимо от правительства, чтобы исключить политические воздействия. Неэффективный основной капитал не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, выступает в качестве источника, постоянно подпитывающего инфляцию издержек. Поэтому, инвестируя в модернизацию основного капитала, на самом деле снижается долгосрочный инфляционный потенциал экономики.12

Бывший помощник министра экономического развития и торговли Константин Ремчуков предлагает государству  уделить большее внимание микроэкономике: «нам надо развивать предложение, а  все вопросы экономики предложения  лежат в сфере микроэкономики. Для решения проблемы инфляции необходимо обеспечивать поддержку предпринимательства, функционирование рынков, развивать антимонопольное законодательство. Все это относится к микроэкономике, которой и должно уделять внимание государство».

Алексей Кудрин, возглавлявший Министерство финансов РФ до 2011 г., сожалел, что «России пока не удается перейти к инвестиционно-ориентированной экономике». Но причину этого Кудрин увидел не в недостатке денег, а все в той же инфляции: «инвестициям препятствует высокая инфляция, и как только мы путем денежного сжатия уменьшим ее до 3-4 процентов, инвестиции хлынут к нам рекой». Исследования, проведенные аналитическим журналом «Эксперт» и подтвержденные независимыми аналитиками, доказывают, что реальная ситуация прямо противоположна чиновничьим теориям: чем больше денег в национальной экономике, тем меньше инфляция, и, наоборот, чем меньше денег, тем быстрее растут цены.

Необходимо избавить хозяйство от фундаментального дефицита денег, прежде всего за счет целенаправленной либерализации банковской системы.

По расчетам журнала  «Эксперт» главным управляющим  параметром инфляции сегодня является ставка по кредитам (она же цена денег  для компаний). Чем ставка меньше, тем ниже инфляция. Поэтому главное  место, где должен быть ликвидирован дефицит денег (ради снижения денег), - это банковская система. И именно на это уже сейчас должна быть направлена избыточная государственная ликвидность. А проекты крупных государственных и полугосударственных компаний могли бы пополнить список высоконадежных бумаг нашего, а не иностранного фондового рынка, что стало бы вторым источником снижения процентных ставок.

Оказалось, что рост процентных ставок за кредит приводит к росту  инфляции. Это можно трактовать и  как прямую связь – через рост издержек компаний по выплате кредита, и как косвенную -  чем дороже деньги, тем их меньше и, соответственно, тем быстрее растут цены. Чувствуя свою финансовую неустойчивость, например, вследствие того, что кредит уже взят, перезанять очень сложно, руководитель компании будет использовать всякую возможность повысить цену. Наличие абсолютно ликвидных активов (а это прежде всего деньги) – первое условие существования компании.

Возможно два варианта – либо финансирование «сверху», имеющее  своим источником государство, либо финансирование «снизу» - дисперсное, атомарное облигационное и/или кредитное финансирование, организованное коммерческими банками и самими хозяйствующими субъектами. Последний путь предпочтительней, так как опирается на ответственные, разнообразные хозяйственные планы, а не проекты чиновников.

Информация о работе Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика