Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие инфляции и ее особенности в российской экономике.
Цель определила следующие задачи работы:
•Определить понятие инфляции, ее типов и видов;
•Рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
•Проанализировать причины инфляционных процессов в России в историческом аспекте;
•Рассмотреть основные направления антиинфляционной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….…..3
Глава 1. Сущность инфляции как экономического явления....………………..…....4
1. Инфляция: понятие, типы и виды…………….………………………………....6
2. Социально-экономические последствия инфляции…………...……………....15
Глава 2. Особенности инфляции в России………………………………………….18
2.1. Причины инфляционных процессов в России: исторический аспект………...………..................................................................................................18
2.2. Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям…………………………………………………………………………...24
2.3. Основные направления антиинфляционной политики……………………….34
Заключение...………………………………………………………………….……....44
Библиографический список…………………………………………………….……46

Работа содержит 1 файл

КР Антиинфляционная политика.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Развивая инструментарий денежно-кредитного регулирования, Банк России отказался от дифференцированного применения основных рычагов денежно-кредитной политики по регионам (ставки рефинансирования; лимиты кредитования; определение приоритетных сфер деятельности, предельной маржи по кредитам банка; установление резервных требований).

Несмотря на принятую жесткую программу, темпы инфляции в первом полугодии 1995 года сохранялись достаточно высокими по сравнению с 1994 годом. На них оказывало влияние неоднократное увеличение цен на основные виды энергоресурсов; их рост превышал рост инфляции. Это повлекло за собой рост оптовых цен промышленности, стоимости перевозок грузов на транспорте и рост потребительских цен.

Посредством ряда жестких  административных мер, в частности  установления валютного коридора, а  также массированных валютных интервенций, Банк России стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что имело определенный антиинфляционный эффект. Все это позволило снизить темпы инфляции с 18 % в январе 1995 года до 7,9 к середине года.

Вместе с тем чрезвычайно  жесткая политика правительства и Центрального банка России по ограничению ресурсов в банковской сфере на фоне взаимных неплатежей в хозяйстве в августе 1995 года вызвала серьезный банковский кризис, выразившийся в остром дефиците платежных средств у банков. Для предотвращения полномасштабного кризиса банковской системы Центральный Банк РФ осуществил массированную скупку ценных бумаг у коммерческих банков с целью поддержания их ликвидности. Это свидетельствовало о том, что финансовый кризис и кризис неплатежей поразили уже все сферы экономики.

Общим итогом проводимых правительством жестких мероприятий  в области регулирования денежной массы и снижения инфляции явился глубочайший экономический кризис в августе 1998 года.

Россия к началу 1999 года потеряла больше половины своего валового национального продукта и более чем вдвое снизила промышленное производство. При этом спад носил не структурный, а всеобщий характер и поразил наиболее прогрессивные и высокотехнологические отрасли и виды производства, что означает потерю как внутреннего, так и внешнего рынков.

Наиболее опасным по своим социально-экономическим последствиям стал спад инвестиционной активности. При сокращении объема инвестиций на 2/3 невозможна не только структурная  перестройка, но и воспроизводственный  процесс, поскольку происходит невозобновляемое выбытие основных фондов.

В этой сфере наблюдались  самые высокие темпы спада. Средства, предназначенные для инвестиций в народное хозяйство, шли на более  привлекательные рынки государственных  ценных бумаг и валюты. Последнее  означало инвестирование западной экономики.

Чтобы произошло воспроизводство  оборудования, необходимого для обновления основных фондов на российских предприятиях, по оценкам экономистов, потребуется  несколько десятилетий.

Немало негативных последствий  имела приватизация. Она не только дала бюджету ощутимых поступлений, не способствовала привлечению отечественных и иностранных инвестиций, но и не принесла реальной пользы для повышения эффективности хозяйствования. В ряде случаев из-за приватизации оказались искусственно разрушенными технологические связи.

Практика показала, что  инфляция в России – не столько  денежный феномен, сколько особенность  российской экономики. Обесценение  денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а из-за монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами, спекулятивной игры на понижение курса рубля.

После либерализации  цен не рост денежной массы вызвал инфляцию, а, наоборот, денежная масса  не успевала за растущим платежеспособным спросом в результате взвинчивания цен. Неплатежи возмещали нехватку реальных денег в платежном обороте и являлись оборотной стороной снижения инфляции. «Разбухшие» неплатежи подконтрольны ЦБ РФ и правительству и не затрагиваются денежно-кредитным регулированием. К началу 1998 года неплатежи в 1,8 раза превысили денежный агрегат M2. По сути, это дополнительная эмиссия со стороны хозяйствующих объектов, в которую не вошли неплатежи государства. Это показатель подавленной инфляции, реальный уровень которой должен исчисляться значительно более высокими цифрами, чем регистрируется официальной статистикой. Подавление инфляции достигается и за счет таких специфических мер, как несвоевременные расчеты государства по размещенным и выполненным государственным заказам, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, откладывание выплат по внешнему долгу, увеличение внутренней и внешней задолженности государства, значительное недофинансирование науки, образования и других сфер экономики9.

Отказ государства от регулирования экономических и социальных процессов привел к потере контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов. Денежные потоки «оторвались» от натурально-вещественных, разрушая воспроизводственный цикл, что делало невозможным формирование рыночных отношений в производственной сфере.

Поскольку инфляция в  России имеет немонетарную природу, то экономика, инвестиции, финансы очень слабо отреагировали на снижение цен, которое наблюдалось в 1997 году, начале 1998 года и не было поддержано инвестиционной государственной политикой.

В рассматриваемый период действовали и другие факторы: нарастание бюджетного дефицита и государственного долга, слабая собираемость налогов, рост неплатежей и задолженности по заработной плате, расширение сферы применения денежных суррогатов, увеличение безработицы.

В России вновь накапливался инфляционный потенциал, который, по оценке экономистов, более чем в 2 раза превышал фактический уровень инфляции.

Он проявился в августе 1998 года, когда в России разразился системный финансовый кризис, государство оказалось неспособным погашать внутренние и внешние долги.

К августу 1998 года долги  по ГКО достигли 436 млрд. руб., а все  доходы бюджета на год были запланированы  в размере 367 млрд. руб. Погашение  и выплаты процентов по государственному долгу с июля вдвое превысили объем собираемых налогов, что заставило государство отказаться от дальнейшего обслуживания долга. Это вызвало обвальную девальвацию рубля и рост инфляции до 80-90 % годовых по сравнению с 11 % в 1997 году. После финансового кризиса августа 1998 года инфляцию стал определять курс рубля.

Кризис привел к банкротству  реального вектора экономики  и банков, разрушению экономической  базы для подавления инфляции.

После августовского  кризиса 1998 года ЦБ РФ стал проводить денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляционных процессов в стране, поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны.

Банк России гибко  реагировал на изменение реального спроса на деньги, повышая уровень монетизации народного хозяйства, снижая процентные ставки и укрепляя валютный курс рубля. Одновременно осуществлялась реструктуризация банковской системы, банковский сектор экономики в середине 2001 года в основном преодолел последствия кризиса.

Успешное проведение этой работы, а также девальвация рубля и повышение ценны сырье дали импульс для роста ВВП. Сохранение в течение 2000-2002 годов большого положительного сальдо платежного баланса, быстрый рост золотовалютных резервов, профицит бюджета свидетельствует о том, что страна стала выходить из периода стагфляции.

Последовательное снижение инфляции является главной целью  денежно-кредитной политики Банка  России в последующие годы.

В связи с невозможностью подробно рассмотреть инфляцию в современной России в рамках данной работы ограничимся информацией (статистические данные Росстата) об уровне инфляции в России по годам — то есть за последнее десятилетие: 2000 — 2011 гг. (Рисунок 2)10.

Рисунок 2

В целом, как легко  заметить, прослеживается некоторая тенденция к снижению с пиками по 15-20% годовых в кризисные годы — то есть в начале двухтысячных (последствия дефолта 1998 года) и 2008. В последние же годы уровень обесценивания денежной массы приближается к цивилизованному уровню 5%.

 

2.3. Основные  направления антиинфляционной политики

Одной из важнейших задач правительства любой страны, является проведение антиинфляционной политики. При этом крайне желательно, чтобы правительство, одной рукой борясь с инфляцией, другой рукой, не усугубляло ситуацию в экономике своими непродуманными или даже своекорыстными действиями. Метода борьбы с инфляцией могут быть как прямыми директивными, так и косвенными.

Прямое, или административное, вмешательство государства в  действующие цены означает участие  государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

Решение о необходимости  регулирования цен принимается  на основе анализа деятельности субъектов  ценообразования с учетом стимулирующей  роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие  формы прямого вмешательства  государства в процесс ценообразования11:

  1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен. Например, вместо ежеквартально меняющихся товаров на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.
  2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированные.

Фиксированные цены стали  одним из основных видов цен, применяемых  при заключении государственных  контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т.е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика.  Предприятие – изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

  1. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т.е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

Предельный уровень  цены может быть надежной гарантией  населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции  на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны  с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних  пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет  практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке. Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, - таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Информация о работе Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика