Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие инфляции и ее особенности в российской экономике.
Цель определила следующие задачи работы:
•Определить понятие инфляции, ее типов и видов;
•Рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
•Проанализировать причины инфляционных процессов в России в историческом аспекте;
•Рассмотреть основные направления антиинфляционной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….…..3
Глава 1. Сущность инфляции как экономического явления....………………..…....4
1. Инфляция: понятие, типы и виды…………….………………………………....6
2. Социально-экономические последствия инфляции…………...……………....15
Глава 2. Особенности инфляции в России………………………………………….18
2.1. Причины инфляционных процессов в России: исторический аспект………...………..................................................................................................18
2.2. Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям…………………………………………………………………………...24
2.3. Основные направления антиинфляционной политики……………………….34
Заключение...………………………………………………………………….……....44
Библиографический список…………………………………………………….……46

Работа содержит 1 файл

КР Антиинфляционная политика.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Инфляция  сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности  нормальной реализации ценовых заработков. Производитель теряет заинтересованность в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров). Ухудшаются условия жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

Ползучая инфляция (до 10% в год) — обычное экономическое  явление даже для развитых стран. В странах нашего уровня развития инфляция зачастую составляет 10-20% в год. В этом нет ничего катастрофического. Бывали случаи, когда иные развитые страны в 1960-1980-е годы жили с инфляцией около 20%. А для таких стран, как наша, это обычное дело и сейчас. Но нужно сделать оговорку. Важен не только показатель роста цен, но и тенденция. Если инфляция была 60-40%, то показатель 20% — сигнал к снижению инфляционных ожиданий. Наоборот, если пять лет инфляция была в районе 10%, то и 15%-ный рост цен вызывает тревогу и соответствующие действия по повышению своих цен для опережения роста издержек.

Скорее всего, в обозримом  будущем инфляция в России не изменится. Повышение тарифов базовых отраслей будет подталкивать инфляцию издержек, а рост доходов бюджетников, не сопровождаемый повышением производительности труда  в экономике, будет усиливать  монетарные факторы инфляции. Важный вывод: в ближайшие 10 лет Россия будет жить с инфляцией в интервале 10-20%. Постоянный рост цен — фактор, который нужно учитывать в процессе личного финансового планирования.

В России риск того, что  инфляция будет более 20%, на наш взгляд, выше, чем вероятность ее снижения до менее 10%. Связано это с рядом обстоятельств. Укажем на некоторые.

  • Во-первых, социальные ожидания населения завышены. Россияне с трудом верят в наше реальное, примерно 60-е место по уровню экономического развития. Население требует от государства социальной защиты, неадекватной возможностям страны. Но наличие ранее полученных нефтегазовых сверхдоходов способствует популистским действиям — финансированию разнообразных социальных программ. Дополнительный вброс ничем не обеспеченных денег в экономику будет продолжать подталкивать инфляцию.
  • Во-вторых, в России роль монополизированных сфер экономики явно выше среднего. Значит, немонетарные факторы инфляции в обозримом будущем останутся существенными.
  • В-третьих, россияне относительно много зарабатывают и слишком мало производят. Согласно исследованию компании ФБК, в 2008 году зарплатоемкость российского ВВП — 35,5%, в 2000 году — 23,6%. Когда зарплата растет быстрее производительности труда, это опасно. Кризис 2008-2009 годов это наглядно показал. Нужно повышать производительность труда. Исследования показывали: в 2000-2008 годах рост зарплаты в госсекторе был в два раза больше, чем рост экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности инфляции в России.

2.1. Причины инфляционных процессов в России: исторический аспект.

В каждой стране инфляционный процесс имеет свою специфику, связанную  с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.

Современную инфляцию в  России нельзя рассматривать без  учета исторического наследия: специфики планово-распределительной системы хозяйствования, политических и экономических процессов, произошедших в прошлом. В связи с этим необходимо выделить причины инфляционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие гиперинфляцию5.

Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала  планово-распределительная система хозяйствования. Она породила затратный механизм хозяйствования и нарушение материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что объяснялось диспропорциями во всех сферах экономики, прежде всего:

  • в распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики;
  • в производстве средств производства и товаров народного потребления;
  • в доходах и расходах государственного бюджета (дефицит);
  • в кредитных и финансовых ресурсах.

Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обусловлены  диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при недостаточном уровне промышленного производства и вооружений при недостаточном уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него.

Условия для искажения  хозяйственных пропорций создавала  повышенная инвестиционная активность. Народное хозяйство не в состоянии  было осваивать наращиваемые объемы капитальных вложений, поскольку не учитывали ресурсные возможности страны, что оборачивалось удорожанием стоимости правительства, растягиванием сроков и ростом объема незавершенного строительства, достигавшего 2/3 суммы инвестиций.

Основой хозяйствования был план, по выполнению которого оценивалась работа предприятий, объединений, министерств и ведомств. Несмотря на фондирование материальных ценностей, плановые задания не всегда подкреплялись соответствующим обеспечением материальными и трудовыми ресурсами, а в строительстве – и строительными механизмами. Это заставляло направлять усилия коллективов предприятий не столько на выполнение плана, сколько на его корректирование, как правило, в сторону снижения. При этом фонды оплаты труда либо оставались неизменными, либо увеличивались.

Стремление выполнить  план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективности  общественного производства,  расточительному  использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, нарушению  материальных и стоимостных пропорций. Не сыграли должной роли повышение значимости таких показателей, как прибыль и реализация, усиление заинтересованности в них как фондообразующих показателях, поэтому не произошло снижение себестоимости выпускаемой продукции. Во многих случаях рост затрат компенсировался ростом оптовых цен.

В строительстве капитальные  вложения распылялись по многочисленным стройкам и объектам, не достигалась сопряженность в обеспечении строек трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и в результате повсеместно не соблюдались сроки строительства, а его сметная стоимость возрастала в несколько раз. Огромные капитальные вложения в «проекты века» затрудняли сбалансирование государственного бюджета (который стал дефицитным), нарушали пропорции денежного оборота. Нарастала дефицитность экономики.

В стране в эти годы существовал  острейший дефицит сырья, материалов, оборудования, производственных мощностей, хотя страна была первой в мире по производству металла, топлива, электроэнергии, хлопка и др.

Материально-финансовая несбалансированность привела к тому, что был создан огромный парк бездействующих мощностей, производимые и закупаемые за рубежом станки и оборудование не устанавливались в цехах по 10-15 лет из-за несоблюдения сроков строительства, в результате отсутствия материалов, механизмов, рабочих рук. Однако строительство и ввод новых мощностей продолжались, хотя не учитывалась их сопряженность со смежными отраслями. Вследствие этого металлургия отставала от машиностроения, сельское хозяйство – от перерабатывающих отраслей, дорожного строительства, хранилищ.

Все это приводило к огромным материальным и денежным потерям, разбалансированности экономики, росту дефицита одних  товаров и перепроизводства других, нарушению соотношения денежной массы и товарной массы. Именно таким образом создавался затратный механизм хозяйствования, что усугублялось применением системы плановых заданий, которые выполнялись во многих случаях независимо от значительных затрат.

В стране формировался избыточный платежеспособный спрос, как у населения, так и у государственных предприятий. Предприятия, создав за счет прибыли различные фонды экономического стимулирования, зачастую не могли их использовать из-за отсутствия материалов, оборудования, новых технологических линий и т.д.

Неудовлетворенный платежеспособный спрос населения и предприятий, с одной стороны, отрицательно влиял на денежный оборот и денежное обращение, с другой – создавал значительные ресурсы для роста кредитных вложений и финансирования государственного бюджета, что в свою очередь способствовало расширению масштабов действия затратного механизма хозяйствования.

Большую роль в развитии инфляции играло расширение масштабов кредитования сверх реальных потребностей экономики, что привело к росту эмиссии  кредитных средств и наращиванию платежеспособного спроса. В СССР в 80-ые годы кредит стал основным источником формирования оборотных средств, что вызвало резкое сокращение доли собственных ресурсов. Он перестал регулировать денежный оборот, результатом чего явилось его перенасыщение денежными и платежными средствами.

Кредит привел к деформации пропорций  между доходами и расходами государства, постепенному наращиванию бюджетного дефицита, который полностью покрывался ресурсами банков. По мере увеличения бюджетного дефицита кредиты Госбанка СССР Министерству финансов все увеличивались; в 1990 и 1991 годах они превысили кредиты народному хозяйству.

В условиях несбалансированного плана  и недостатков материально-технического снабжения хозяйственные организации  стремились накапливать материальные ценности, не считаясь с имеющимися денежными ресурсами, что усугубляло материально-стоимостные диспропорции, приводящие к обострению товарного дефицита, нарастанию денежных накоплений, не подкрепленных товарными ресурсами. В результате в 1971-1985 годах не был обеспечен товарами каждый второй рубль, выпущенный в обращение. За 1971-1985 годы количество наличных денег в обращении возросло в 3,1 раза, вклад в сберкассы – в 5,2 раза, а производство товаров народного потребления – только в 2 раза.

Процесс разбалансированности народного хозяйства усугублялся широким вовлечением кредита в покрытие «финансовых прорывов» на всех уровнях народного хозяйства, что приводило к увеличению денежной массы в обращении.

Важным фактором инфляционных тенденций  в стране выступала государственная система ценообразования. Поддержание многих цен на искусственно стабильном или низком уровне в отрыве от происходивши изменений в производстве, спросе и предложении приводило к их деформации, неравновесному соотношению стоимости отдельных товаров и услуг. Кроме того, директивное установление цен не позволяло избыточной денежной массе в активной форме воздействовать на динамику цен. В условиях дефицитности товаров государственное регулирование цен не способствовало устранению структурных диспропорций в производстве, потреблении и еще больше усиливало избыточный платежеспособный спрос.

Ценообразование на рынке товаров  и услуг в командной экономике  можно графически проанализировать на рисунке 16.

Равновесная цена, определяемая соотношением спроса (D) и предложением (S) в точке С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы QK, а объем спроса QL.

 

 

Рисунок 1

В результате QK QL=KL – это хронический дефицит товарной массы, запрограммированной низкими стабильными ценами. Дефицит – неизбежное следствие так называемых стабильных цен.

Инфляционные процессы в 70-80-х годах XX века набирали силу как в сфере безналичного платежного оборота. Это проявлялось в стремлении завышать оптовые и розничные цены либо в постепенном исчезновении товаров, цены на которые оставались стабильными.

Регулярно пересматривая  оптовые, закупочные цены, государство  оставляло неизменными  низкие розничные  цены. Это требовало дотаций государственного бюджета и порождало ситуацию, когда рост выпуска сельскохозяйственной продукции, добычи сырьевых ресурсов увеличивал убытки государства. При этом надбавки к закупочным ценам распределялись по регионам страны не с учетом эффективности производства той или иной сельскохозяйственной продукции, а с учетом затрат. Чем выше себестоимость выпускаемой продукции, тем в большем размере компенсировались затраты государства. Такая практика порождала иждивенческие настроения и незаинтересованность в эффективном хозяйствовании.

Недостаточно обоснованная дифференциация цен приводила к  возникновению дефицита одних товаров, оседанию других в торговле и промышленности и как следствие – к спекуляции, развитию натурального обмена либо затовариванию. У производителей товаров не было стимулов повышать качество продукции и снижать себестоимость. В эти годы осуществлялась огромная ежегодная уценка и списание товаров в торговле (составляющие 1,5-2 млрд. руб.).

К разбалансированию хозяйства  вела также либерализация хозяйственных отношений во всех отраслях экономики, включая банковскую и финансовую сферы, внешнеэкономическую деятельность, валютные отношения, без создания надлежащих правовых основ и без учета большой внутренней и внешней задолженности государства.

Усиление самостоятельности  предприятий, переход к договорным ценам и изменение порядка  расходования прибыли, которая в  значительной доле оставалась в распоряжении хозяйств, затем принятие закона о  кооперации (быстро освоившей технику  обналичивания безналичных средств) вызвали увеличение в 1990 году наличной денежной массы, значительно превышающей товарное предложение.

Информация о работе Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика