Особенности платежеспособности и ликвидности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы это анализ ликвидности и платежеспособности как основных элементов финансово-экономической устойчивости, которые являются составными частями общего анализа финансово-экономической деятельности предприятия в рыночной экономике. Объектом данной курсовой является разработка путей повышения платежеспособности предприятия. К задачам данной курсовой относятся:
изучение понятий платежеспособности и ликвидности, а также их показателей
оценка и пути повышения платежеспособности
составление бюджета денежных средств как краткосрочный прогноз ликвидности

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Теоретические основы платежеспособности и ликвидности предприятия...................................................................................................5
Сущность и значение платежеспособности и ликвидности…………….5
Показатели платежеспособности и ликвидности предприятия……….11
Особенности платежеспособности и ликвидности предприятия……...16
Разработка прогнозов платежеспособности предприятия…………….16
Оценка и пути повышения платежеспособности………………………25
Составление бюджета денежных средств как краткосрочный прогноз ликвидности………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

платежеспособность и ликвидность предприятия.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

    Прогноз объема продаж осуществляется на основании  анализа и обсуждения различных  микроэкономических и макроэкономических факторов.

    К факторам, влияющим на прогноз объема продаж, относятся:

  1. объем продаж предшествующих периодов;
  2. производственные мощности;
  3. зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.;
  4. относительная прибыльность продукции;
  5. изучение рынка, рекламная компания:
  6. ценовая политика, качество продукции, конкуренция;
  7. сезонные колебания;
  8. долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.

    В бюджет важно закладывать гибкость, т.е. возможность внесения быстрых  изменений и коррекций, что обеспечивается подробным раскрытием тех статей, изменения которых наиболее существенно влияют на изменение всего бюджета.

    Бюджет  продаж это первый и самый важный шаг в составлении основного бюджета; оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты и должен отражать месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях.

    Бюджет  продаж составляется с учетом:

  1. уровня спроса на продукцию предприятия;
  2. географии сбыта;
  3. категории покупателей;
  4. сезонных факторов.

    Бюджет  продаж включает в себя ожидаемый  поток от продаж, который в дальнейшем будет включен и в доходную часть бюджета потока денежных средств. При оценке предполагаемого объема продаж в натуральном выражении отправным пунктом обычно служит прошлогодний объем продаж. Эта величина изменяется в текущем году с учетом факторов, непосредственно влияющих на реализацию, например, величины товаров, заказанных, но не отгруженных, планируемой рекламой компанией, экономической коньюктуры в отрасли и в экономике в целом, производственных мощностей, ценовой политике и результатов рыночных исследований. Для оценки воздействия этих факторов на прошлогодний объем продаж может использоваться статистический анализ. Такой анализ позволяет установить математическую зависимость между продажами предшествующего периода и факторами, определившими будущей объем продаж.

    Получив предлагаемый объем продаж в натуральном  выражении, можно затем прогнозировать выручку путем умножения предполагаемого  объема продаж на ожидаемую цену единицы  товара. Сравнение фактических продаж со сметными по видам продукции, регионам и, или представительствам предприятия будут показывать разницу между этими двумя величинами. Управляемый персонал при этом сможет исследовать причины существенных отклонений и принять меры по улучшению положения[1стр101]

    Бюджет  производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях. Он составляется исходя из бюджета продаж и учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.

    Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

    Самый сложный момент в составлении  бюджета производства – определить желаемый запас готовой продукции на конец планированного периода. Самым простым и самым надежным способом определения уровня запасов является выражение его в процентах от уровня продаж следующего периода. У разных предпринимателей он (в днях) может быть различным в зависимости от стратегии развития предприятия. Если в течение года выясняется, что произошли отклонения фактического объема продаж от планироваемого или возникла необходимость изменить оборачиваемость запасов готовой продукции, то необходимо оперативно откорректировать бюджет производства

    Бюджет  прямых затрат на материалы- все затраты подразделяются на прямые и косвенные; к прямым затратам относятся, например, сырье и материалы, заработная плата основного производственного персонала, большая часть общецеховых расходов.

    Прямые затраты на сырье и материалы – это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт. Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж.

    Бюджет  прямых затрат на материалы показывает, сколько сырья и материалов требуется  для производства и сколько сырья  и материалов должно быть закуплено.

    Объем закупок сырья и материалов зависит  от ожидаемого их использования, а также  от предполагаемого уровня запасов. Формула для вычисления объема закупок выглядит следующим образом:

    Объем закупок = объем использования +                         

    запасы  на конец периода  – запасы на начало периода.

    Составление бюджета прямых затрат на материалы  базируется на бюджете производства. Умножая количество единиц изделий, подлежащих изготовлению, на норму расхода сырья и материалов на единицу изделия, мы получаем сумму прямых затрат на материалы. Прибавляя к полученному значению количества запасов на конец периода и вычитая количество запасов на начало периода, мы получаем общую сумму затрат на закупку сырья и материалов. Данные о запасах сырья и материалов автоматически поступают из бюджета производственных запасов. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, то должен быть оперативно изменен и план закупок сырья.[11стр205]

    Бюджет  прямых затрат на оплату труда. Прямые затраты на оплату труда – это затраты на заработную плату основного производства персонала. Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства, данных о производительность труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала. В бюджете заработной платы основного производства персонала необходимо выделять две составные части:

  1. фиксированную часть оплаты труда;
  2. сдельную часть оплаты труда.
 

            Величина прямых затрат труда  должна быть тщательно скоординирована  с имеющимися в наличии трудовыми  ресурсами с тем, чтобы обеспечить  достаточное использование труда  в производстве. Эффективная организация производственного процесса позволяет минимизировать простои и устранить нехватку трудовых ресурсов.

    Бюджет  общепроизводственных накладных расходов. Бюджет общепроизводственных накладных  расходов отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда.

    При составлении бюджета общепроизводственных накладных расходов необходимо выделять постоянную и переменную составляющие. Кроме того, необходимо различать  общепроизводственные постоянные и управленческие постоянные расходы, которые будут рассмотрены ниже. Общепроизводственные постоянные расходы появляются только в момент начала производства и не зависят от того, сколько работает цех – один час или 24 часа в сутки (например, цеховое отопление или цеховое освещение). Управленческие постоянные расходы возникают независимо от того, производит и продает предприятие продукцию или нет.

    Постоянная  часть общепроизводственных накладных  расходов планируется исходя из потребностей производства, переменная часть – как норматив, например от трудозатрат основных производственных рабочих.

    Бюджет  общепроизводственных накладных расходов обычно включает в себя ряд стандартных  статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводственного времени и т.д.

             Для того чтобы показать накладные  расходы по каждому подразделению,  часто составляются дополнительные  сметы. Такие сметы позволяют  руководителям подразделений сконцентрировать внимание на контроле тех издержек, за которые они несут непосредственную ответственность. Дополнительные сметы также помогают менеджеру по производству оценивать деятельность каждого подразделения.

    Смета себестоимости реализованной продукции - эта смета составляется на основе ожидаемых величин товарных запасов, а также сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из смет 1) прямых материальных затрат, 2) затрат по оплате труда и 3) накладных расходов.

    Смета текущих (периодических) расходов отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Являясь частью основной сметы, смета текущих расходов классифицируется расходы по отдельным их видам, таким, как зарплата агентам по сбыту, арендная плата, расходы на страхование и рекламу.

            Часто составляют дополнительные  детализированные сметы по основным  статьям текущих расходов для  каждого подразделения предприятия.  Например, рекламные расходы должны  быть классифицированы в зависимости  от каналов, по которым осуществляется реклама (реклама в прессе, на телевидении, рассылка по почте), от количества (числа газетных колонок, количество каталогов, эфирное время), от затрат на единицу, частоты пользования и т.д. Составление реалистичной сметы требует внимания к деталям, а эффективный контроль достигается путем делегирования ответственности на уровень отдельных подразделений.

    Смета прибылей и убытков составляется на основе данных, содержащихся в сметах продаж, себестоимости реализованной  продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль[10стр211]

        Смета прибылей и убытков содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет менеджерам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.

    Смета капитальных затрат обобщает перспективы по приобретению основных фондов. Существенные капитальные затраты могут возникнуть в результате выбытия, физического и морального износа оборудования и других внеоборотных активов. Кроме, того, может планироваться увеличение производственных мощностей в связи с ростом спроса на продукцию предприятия или введением новых производственных линий. Многие внеоборотные активы характеризуются относительно долгим сроком службы, потому капитальные затраты существенно меняются год от года. В этой связи на практике обычно составляется смета затрат.

            Различные варианты финансирования  рассматриваемые в смете капитальных  затрат, должны приниматься в  расчет при составлении текущих  смет. Например, ожидаемая величина  амортизации нового оборудования, приобретенного в текущем году, должна учитываться при составлении сметы накладных расходов и текущих затрат. Кроме того, способ финансирования капитальных затрат отразится на смете денежных расходов.

    Смета движения денежных средств (денежных потоков) включает ожидаемый приход и расход денежных средств в течение дня, недели, месяца или более длительного периода. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход – по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода затем сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия); разность представляет собой либо неизрасходованный излишек, либо недостаток денежных средств.

    Балансовый  отчет показывает, какими средствами обладает, предприятие и как используются данные средства. Балансовый отчет  характеризует финансовое состояние  предприятие на конкретную дату.

    Для прогноза баланса используются величина нормируемых оборотных активов (сырья и материалов, незавершенное производство и готовой продукции) и величина дебиторской задолжности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.

Информация о работе Особенности платежеспособности и ликвидности предприятия