Особенности платежеспособности и ликвидности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы это анализ ликвидности и платежеспособности как основных элементов финансово-экономической устойчивости, которые являются составными частями общего анализа финансово-экономической деятельности предприятия в рыночной экономике. Объектом данной курсовой является разработка путей повышения платежеспособности предприятия. К задачам данной курсовой относятся:
изучение понятий платежеспособности и ликвидности, а также их показателей
оценка и пути повышения платежеспособности
составление бюджета денежных средств как краткосрочный прогноз ликвидности

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Теоретические основы платежеспособности и ликвидности предприятия...................................................................................................5
Сущность и значение платежеспособности и ликвидности…………….5
Показатели платежеспособности и ликвидности предприятия……….11
Особенности платежеспособности и ликвидности предприятия……...16
Разработка прогнозов платежеспособности предприятия…………….16
Оценка и пути повышения платежеспособности………………………25
Составление бюджета денежных средств как краткосрочный прогноз ликвидности………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

платежеспособность и ликвидность предприятия.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

    При снижении ликвидности в результате разбалансированности потребности и наличия средств предприятие должно учитывать возможные последствия:

  1. Повышается риск неплатежеспособности предприятия, что ведет к осложнению его отношений с другими предприятиями, банками, бюджетом.
  2. Сокращение объемов предоставляемого покупателям и заказчикам коммерческого кредита и связанной с этим отсрочки платежа ведет, как правило, к потере части покупателей и заказчиков и, соответственно, к уменьшению выручки от реализации. Если предприятие будет ориентироваться на наиболее крупных покупателей, которых не много, и отказывать в отсрочки платежа мелким покупателям, увеличивается риск несвоевременной оплаты.
  3. Уменьшение объемов запасов и соответственно готовой продукции также увеличивает риск уменьшения выручки от реализации в связи с отсутствием готовой продукции на складе.

    Понятие «платежеспособности» и «ликвидности»  очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса  и предприятия зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует  как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот. 

    1.2 Показатели платежеспособности и ликвидности предприятия

    Оценка  платежеспособности производится по данным баланса на основе расчета следующих показателей:

    1. Величина собственного оборотного капитала;
    2. Соотношение оборотного капитала и краткосрочных обязательств (коэффициенты ликвидности - определяющие квоту оборотных средств, т.е. оптимальный размер оборотных средств);
    3. Соотношение заемного и собственного капитала;
    4. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств;
    5. Коэффициент обеспеченности процентов по кредитам;
    6. Коэффициент платежной готовности (платежеспособности) и др.
 

    Собственные оборотные средства – это величина, на которую общая сумма оборотных средств обычно превышает сумму краткосрочных обязательств. Смысл показателя в том, что текущие обязательства являются долгами, которые должны быть выплачены в течение одного года, а оборотные средства – это активы, которые представляют наличность, или должны быть превращены в нее, или израсходованы в течение года. По определению текущие обязательства должны быть погашены из оборотных средств. Если сумма оборотных средств оказывается больше суммы текущих обязательств, то разность дает величину собственных оборотных средств, предназначенных для продолжения хозяйственной деятельности. Именно из величины оборотных средств осуществляется покупка товаров, она служит основанием для получения кредита и для расширения объема реализуемой товарной массы. Недостаток собственных оборотных средств может привести к банкротству предприятия, поэтому изменение величины собственных оборотных средств от одного отчетного периода к другому анализируется с большим вниманием.[6стр338]

    Этот показатель определяется вычитанием из общей величины оборотных активов величины краткосрочных обязательств или следующим образом: 

                        Ес = IVП – IA                                                                           (1) 

      Ес – собственный оборотный капитал;

    IVП – итог раздела IV пассива баланса;

    IA – итог раздела I актива баланса.

    Квота оборотных средств. При оценке платежеспособности возникает вопрос, какой должна быть оптимальная величина оборотного капитала? Существует несколько методик для определения оптимального размера оборотного капитала предприятия. Чаще используется коэффициент текущей ликвидности, т.е. показатель отношения оборотного капитала к краткосрочным обязательствам. Коэффициент текущей ликвидности широко используется как общий индикатор платежеспособности предприятия и способности ее погасить первоочередные платежи. Несмотря на то, что существует много исключений, экономисты обычно придерживаются следующего правила: для обеспечения инвестициям минимальной гарантии оборотный капитал должен, по крайней мере, в 2раза превышать сумму срочных обязательств.

    Оценка  долгосрочной платежеспособности. Возможность  погашения долгосрочных займов характеризует  способность кампании функционировать  длительный период. Целью оценки является ранее выявление признаков банкротства. Анализ позволяет определить это за много лет до кризисной ситуации. Показатель, отражающий платежеспособность компании по долгосрочным займам, рассчитывается как отношение заемного капитала к собственному: 

                     dдз = Кдз / Кс                                                                     (2) 

      dдз – коэффициент долгосрочной платежеспособности;

    Кдз – заемный капитал (долгосрочные кредиты и займы);

    Кс - собственный капитал.

    Увеличение  доли заемного капитала в структуре капитала предприятия считается заемным. Предприятие обязано своевременно уплачивать проценты по кредитам, своевременно погашать полученные кредиты. И это не зависит от уровня прибыли. Чем выше значение коэффициента, тем больше задолженность предприятия и ниже оценка уровня долгосрочной платежеспособности.

    Оценка  ликвидности производится по данным баланса на основе расчета следующих  показателей:

    • коэффициент текущей ликвидности;
    • коэффициент быстрой ликвидности;
    • коэффициент абсолютной ликвидности.

    Коэффициент текущей ликвидности (current ratio), или  квота оборотных средств (working capital ratio), выводится следующим образом:

    Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы

                                                                    Краткосрочные обязательства

    Коэффициент текущей ликвидности показывает, сколько раз краткосрочные обязательства  покрываются оборотными активами компании, т.е. сколько раз способна компания удовлетворить требования кредиторов, если обратит в наличность все имеющиеся в ее распоряжении на данный момент активы. Коэффициент  текущей ликвидности показан на рисунке 2. 

                                                  

    

Рис.2 Факторный  анализ текущей ликвидности. 

    Коэффициент срочной ликвидности (acid test, quick ratio). Не все активы компании одинаково ликвидны; наименее ликвидной статьей оборотных активов с самым медленным оборотом можно назвать запасы. Денежные средства могут служить непосредственным источником выплаты текущих обязательств, а запасы могут быть использованы для этой цели лишь после их реализации, что предполагает не только наличие покупателя, но и наличие у покупателя денежных средств. Сюда относятся запасы не только готовой продукции, но и полуфабрикатов, сырья, материалов и т.д. Застойность готовых изделий может нарушить реализуемость запасов. Поэтому при измерении способности выполнить обязательства, при тестировании ликвидности по состоянию на определенный момент запасы исключаются.  

    Коэффициент срочной ликвидности = «Оборотные активы» – «Запасы»

«Краткосрочные  обязательства» 
 

    Коэффициент абсолютной ликвидности. Наиболее ликвидными статьями оборотных средств являются денежные средства, которыми располагает  предприятие на счетах в банке  и в кассе, а также в виде ценных бумаг. Отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам называется коэффициентом абсолютной ликвидности. Это наиболее жесткий критерий платежеспособности, показывающий, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно.

    Коэффициент абсолютной ликвидности = Деньги + Краткосрочные ценные бумаги

Краткосрочные  обязат-ва[13] 
 
 
 
 
 
 
 

 

     2.Особенности платежеспособности и ликвидности предприятия 

    2.1   Разработка прогнозов платежеспособности предприятия

      Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации производственной продукции и т.д. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решение заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предположений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

    Система бюджетирования является самым мощным системным инструментом финансового  менеджмента из всех имеющихся в  распоряжении руководства предприятия. Бюджетирование имеет свои особенности, главная из которых – распределенная работа над моделью. Главные для систем бюджетирования функции:

  1. дистрибуция и сбор данных;
  2. консолидация;
  3. контроль рассогласования.

    Системы бюджетирования обычно используются для  построения плана на срок не более 1-3 лет. Если горизонт планирования становится больше, начинают действовать другие законы – главной проблемой становится уже не интеграция прогнозов, а их построение. Для этих целей используется моделирование деятельности компании, а системы, его реализующие, делятся на три класса:

  1. системы инвестиционного анализа моделирующие производственную и финансовую деятельность компании;
  2. системы маркетингового анализа, определяющие положение компании на рынке и ее долгосрочные перспективы;
  3. системы финансового анализа, помогающие созданию финансовой модели предприятия.

    Перед рассмотрением методов бюджетирования необходимо определить, что же такое  основной бюджет. Основной бюджет –  это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.

    Таким образом, основной бюджет является своего рода связующим звеном, объединяющим различные планы руководства, и  в первую очередь маркетинговый  и производственный планы.

    С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета весь процесс может быть условно разбит на две части, каждая из которых является законченным этапом планирования:

    1я часть – подготовка операционного бюджета;

    2ячасть – подготовка финансового бюджета.

    Операционный бюджет состоит:

  1. бюджета продаж;
  2. бюджета производства;
  3. бюджета производственных запасов;
  4. бюджета прямых затрат на материалы;
  5. бюджета общепроизводительных накладных расходов;
  6. бюджета прямых затрат на оплату труда;
  7. бюджета коммерческих расходов;
  8. бюджета управленческих расходов;
  9. отчета о прибылях и убытках.

    Финансовый  бюджет состоит:

  1. из инвестиционного бюджета;
  2. бюджета потока денежных средств;
  3. балансового бюджета.[5стр40]

    Таким образом, операционный бюджет состоит  из девяти самостоятельных бюджетов.

    Все начинается с бюджета продаж. Чтобы его подготовить, отделу маркетинга необходимо проделать большую работу с целью выяснения, какое изделие, по какой цене и в каком количестве можно будет продать в следующем году. Поэтому подготовка бюджета продаж всегда начинается с прогноза объема продаж.

    Прогноз объема продаж – это необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж. Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство предприятия считает, что прогнозный объем продаж является реальным и может быть достигнут.

Информация о работе Особенности платежеспособности и ликвидности предприятия