Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

Расходы на социальные нужды – это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование.
Природа этих расходов во многом понятна – конституции многих стран, в т.ч. и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан - права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, Российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись.
Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика состава и структуры расходов бюджетов на образование
2. Практика планирования расходов бюджета на образование
3. Порядок финансирования расходов на образование и его совершенствования в современных условиях
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

КР Бюджетное план. и прогноз..doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     Основным  источником финансирования образовательных  учреждений по-прежнему остаются бюджетные  ассигнования, рассчитанные на основе установленного норматива – минимальной стоимости обучения (содержания) одного обучающегося (воспитанника) в год по каждому типу, виду образовательного учреждения.

     Норматив  затрат на оказание единицы государственной  образовательной услуги ФАУ ВПО  определяется по формуле6:

       Nусл = Nот+Nувп+Nрм+Nку+Nауп+Nон, где

     Nот - норматив затрат на оплату труда профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) и начисления на выплаты по оплате труда ППС;

     Nувп - норматив затрат на оплату труда учебно-вспомогательного персонала (далее - УВП) и начисления на выплаты по оплате труда УВП;

     Nрм - норматив затрат на приобретение расходных материалов;

     Nку - норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества (за исключением условно-постоянных затрат на содержание имущества, определяемых в соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 134);

     Nауп - норматив затрат на оплату труда административно-управленческого персонала (далее - АУЛ) и начисления на выплаты по оплате труда АУП;

     Nон - норматив затрат на общехозяйственные нужды.

     При расчете норматива не учитываются  расходы, связанные с приобретением  оборудования, проведением текущего и капитального ремонтов, оплатой  коммунальных услуг, проведением общезначимых и оздоровительных мероприятий.

     Источником финансирования муниципальных образовательных учреждений являются субвенции, выделяемые из муниципального бюджета. Образовательные учреждения могут привлекать дополнительные средства за счет оказания платных образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов. Независимо от количества привлеченных средств бюджетное финансирование образовательного учреждения не снижается.

     Основанием  для получения средств из государственного бюджета является зарегистрированная в автоматизированной системе государственного казначейства поквартальная роспись расходов по главным распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации.

     Финансирование расходов учреждений образования, содержащихся за счет средств бюджета, осуществляется органами государственного казначейства.

     В процессе финансирования на муниципальном  уровне участвуют следующие органы:

     - законодатели муниципального уровня;

     - финансовые отделы;

     - отделы народного образования;

     - казначейства, банки, отделения банков;

     - муниципальные образовательные  учреждения (бюджетополучатели).

     Действующая методика и практика выделения федеральной  поддержки недостаточно эффективна: во-первых, она не стимулирует в должной мере регионы к увеличению собственных расходов на образование, во-вторых, в значительной степени зависит от политических и иных внеэкономических соображений. Сложившаяся практика межбюджетных отношений между центром и регионами свидетельствует о значительной территориальной дифференциации в принципах их построения, множественности каналов перераспределения бюджетных ресурсов, существенно возросшей роли внебюджетных финансовых потоков в экономической деятельности регионов.

     Практика  показывает, что Россия пошла по пути развития трансфертов выравнивающего типа, что предполагало:

     1) использование средних по стране  бюджетных показателей в качестве  нормативных

     2) отсутствие жесткой целевой привязки  при выделении средств (нецелевые  трансферты).

     Однако, именно такие перечисления * самые расточительные, так как распределяются по регионам без создания механизма обеспечения строго целевого финансирования определенных расходов.

     Ситуация  усугубляется тем, что конституционный  запрет на вмешательство федерального уровня в бюджетную политику регионов сильно ограничивает возможности федеральных властей добиваться от регионов и муниципальных образований рациональных изменений в структуре расходов. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к предметам ведения местных властей отнесена как «организация, содержание и развитие муниципальных учреждений школьного, основного общего и среднего образования»7, так и «формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно»8. Такая ситуация требует, с одной стороны, укрепления местной финансовой базы на цели образования, с другой стороны, усиления контроля и ответственности органов исполнительной власти за реализацию принимаемых Правительством РФ решений.

     В связи с этим на первый план выходит  проблема эффективности компенсации  недостающих средств дотационным  регионам в рамках бюджетной поддержки. Помощь, оказываемая в настоящее время дотационным регионам из федерального бюджета в различных формах, не имеет целевого характера и распределяется на местном уровне в зависимости от сложившейся практики, текущих потребностей или предпочтений администрации. Таким образом, остро встает вопрос о необходимости создания дифференцированной по регионам, строго целевой и стимулирующей системы планирования федеральных расходов на образование, прозрачной системы их распределения на всех уровнях – от федерального до муниципального.

     Важнейшей проблемой является не только объем финансовых средств, но и обеспечение прозрачности и эффективности их использования. Инструментом, обеспечивающим эти принципы, станет Федеральный закон «Об отчете Правительства РФ и информации Центрального банка РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики», принятый Государственной Думой 22 мая 2009г. Этот закон обязывает Правительство РФ ежеквартально представлять парламенту всю информацию о средствах, идущих на преодоление кризиса с указанием не только банков, но и конечных получателей этих средств.

     Возможные решения проблем бюджетного финансирования:

     1. Необходимо упорядочить бюджетное  законодательство, в частности внести уточнения в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие:

     - передачу права утверждения сводной  сметы доходов и расходов учреждения, в том числе образовательного, руководителю этого учреждения;

     - включение бюджетополучателей в  процедуру разработки бюджета. Это обусловлено тем, что действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных бюджетных учреждений, образовательных, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и др. факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;

     - пересмотр срока доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях до бюджетных учреждений и его увеличение до 30 дней с момента утверждения сводной бюджетной росписи расходов независимо от уровня бюджета;

     - доведение уведомлений о бюджетных  ассигнованиях, объёмах доходов и расходов и лимитов бюджетных обязательств одной строкой;

     - предоставление права бюджетополучателям  осуществлять расходование средств  бюджета в пределах общей суммы  финансирования, самостоятельно определяя  их распределение по статьям  экономической классификации. При этом финансирование также должно осуществляться одной строкой, а не постатейно, как это делается сейчас;

     - корректировку росписи расходов  бюджета на основе фактически  произведённых расходов в соответствии  с кодами бюджетной классификации,  предоставленными в бухгалтерском отчёте за конкретный отчётный период;

     - передачу утверждённой сметы  доходов и расходов в течение  одного дня со дня её получения  бюджетным учреждением или со  дня её утверждения руководителем  организации (если такое право  ему будет предоставлено);

     - компенсацию по решению судебных  органов морального и материального  ущерба бюджетному учреждению  казначейством в размере, превышающем  размер недофинансирования, повлекшего  указанный ущерб;

     - сохранение за бюджетным учреждением  остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счёте бюджетного учреждения;

     - наделение руководителя бюджетного  учреждения правом на установление  порядка, сроков и целевого  назначения расходования этого  остатка, включая составление учреждением отдельной сметы расходования этих средств.

     2. Необходимо при определении объёмов  бюджетного финансирования образования  на очередной финансовый год  руководствоваться следующими принципами:

     - общий объём бюджетного финансирования  образования должен быть увеличен в соответствии с положениями Национальной доктрины развития образования и программными документами Правительства РФ, предусматривающими опережающий рост бюджетных ассигнований в эту сферу деятельности;

     - в качестве приоритетных статей  экономической классификации, по  которым должно быть предусмотрено  увеличение по обоснованным расчётам, необходимо выделить оплату труда,  трансферты, расходы на обеспечение  учебного процесса, комплектование  библиотек, проведение учебно-производственных практик, проведение учебно-научных студенческих семинаров и конференций, обеспечение учебными материалами и пособиями и т.п., приобретение учебного и научного и учебно-производственного оборудования, капитальный и, особенно, текущий ремонт. Необходимо также предусмотреть увеличение расходов на оплату коммунальных услуг. При этом финансирование должно выделяться одной строкой.

     3. Целесообразно изменить подходы  к бюджетному финансированию  капитального ремонта и приобретения  оборудования для образовательных учреждений, переведя эти расходы из раздела 14 «Образование» функциональной классификации в федеральную адресную инвестиционную программу или формируемый в составе бюджета бюджетный фонда развития образования. Это позволит:

     - обеспечить концентрацию финансовых ресурсов на действительно важных направлениях, требующих значительных инвестиций;

     - повысить обоснованность проводимых  работ, осуществляемых закупок  и т.д. вследствие применения  отработанных процедур реализации  инвестиционных проектов и использования опыта специалистов в этой области;

     - обеспечить правила взаимодополнения  бюджетных и внебюджетных ресурсов  при решении единых инвестиционных  задач без нанесения финансового  урона учреждению.

     4. Необходимо отказаться от практики  централизованного планирования структурных и организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования.

     5. При переводе стипендий в разряд  адресных социальных выплат следует  сохранить порядок их назначения через образовательные учреждения, т.е. через места фактического нахождения учащихся, а не места их проживания.

     6. Целесообразно отменить регрессию  единого социального налога для  образовательных учреждений, установив  вместо этого сниженную ставку данного налога.

     7. Необходимо предусмотреть возможность  отмены финансирования начислений  на оплату труда (единого социального  налога) и прямого перечисления  этих средств со счёта бюджета.

     8. Необходимо освободить бюджетные  учреждения от уплаты налогов с бюджетных средств, к которым отнесены все доходы бюджетного учреждения, в том числе от осуществления соответствующей деятельности с использованием государственного имущества, переданного ему в оперативное управление.

     Заключение

     В настоящее время в образовании сохраняются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество. Низкая зарплата педагогов — одна из ключевых проблем российского образования. Заработная плата должна зависеть от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и не ограничиваться максимальным размером.

Информация о работе Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование в рыночной экономике