Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

Расходы на социальные нужды – это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование.
Природа этих расходов во многом понятна – конституции многих стран, в т.ч. и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан - права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, Российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись.
Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика состава и структуры расходов бюджетов на образование
2. Практика планирования расходов бюджета на образование
3. Порядок финансирования расходов на образование и его совершенствования в современных условиях
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

КР Бюджетное план. и прогноз..doc

— 193.50 Кб (Скачать)

    2. Практика планирования  расходов бюджета  на образование

    Вопрос организации системы образования в государстве является одним из центральных.

    Конституция Российской Федерации установила, что  каждый имеет право на образование. Гарантируется бесплатность и общедоступность  дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

    Конституцией  также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно  высшее профессиональное образование  в государственном или муниципальном  образовательном учреждении.

    Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования  берет на себя государство, то есть такие расходы должны быть предусмотрены  в соответствующем бюджете.

    Финансирование  расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция.

    За  счет федерального бюджета финансируются  федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего  и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.

    Региональные  бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся  в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта.

    Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

    Организация финансирования расходов на образование  основана на нормативах в расчете на 1 одного обучающегося, с учетом специфики предоставляемых образовательных услуг.

    Расходы на организацию образовательной  деятельности школ в соответствии с  бюджетной классификацией состоят  из затрат на текущее содержание, приобретение оборудования, на капитальный ремонт и капитальное строительство.

    Расходы бюджета на текущее содержание рассчитываются на основе числа учащихся и количества школ.

    Число учащихся определяется в среднем  за год, на начало и конец учебного года, поскольку учебный и финансовый год не совпадают по срокам.

    Прием в первые классы планируется исходя из численности детей, которым на начало года исполняется 6 или 7 лет, в  зависимости от принятой на данной территории схемы обучения в начальной  школе - 3 или 4 года.

    Прием в десятые классы планируется с учетом поступления части учеников в начальные или средние профессиональные учебные заведения - лицеи, колледжи, техникумы, училища.

    Наполняемость классов определяется по нормативам, согласно которым в 1-9 классах должно быть не более 30 учащихся, 10-11 классах - не более 25 учащихся. При этом допускается отклонение с учетом фактического числа учеников данного возраст. Например, при наличии в школе 84 учеников 10 класса может создаваться три класса по 28 человек.

    Количество  классов и количество школ является основой для расчета основной статьи расходов - оплаты труда.

    При планировании объема нагрузки учитывается  предельное количество часов в неделю для учащихся. Так, для учеников 1-4 классов в неделю не может быть более 24 часов занятий, для 5-6 - 30 часов, для 7-8 -34 часа и для 9-11 - не более 36 часов в неделю.

    Для школ с углубленным изучением  предметов и школ инновационных  форм возможно увеличение недельной  нагрузки на 10-15% на основании решения  Совета школы.

    На  основании количества классов и объема часов по учебным дисциплинам рассчитывается общее количество ставок по конкретной школе.

    Ставки  заработной платы устанавливаются  на основании Единой тарифной сетки (ETC), которая включает 18 разрядов. Ставки учителей могут быть от 7 до 14 разряда ETC и зависят от образования, стажа работы, аттестации в соответствии с профессиональными достижениями.

    Тарификация учителей осуществляется ежегодно на 1 сентября. В результате получается свод ставок. Например, 7 разряд - 8 ставок, 8 разряд - 6, 9 разряд - 11 ставок. С учетом количества ставок и оплаты по ним определяется фонд оплаты труда учителей.

    Фонд  оплаты труда административно-управленческого  аппарата также так же определяется по ETC. Например, ставка директора школы  устанавливается 16-17 разрядом, ставки заместителей на 1 разряд ниже.

    При формировании бюджетов муниципальных  образований субъекты федерации  могут использовать нормативный  метод, согласно которому расходы местных  бюджетов определяются, исходя из затрат на одного ученика и количества учащихся в городе или районе. 

    Особенности планирования расходов учреждений профессионального  и дополнительного  образования.

    Расходы учреждений начального и среднего профессионального  образования планируются исходя из среднегодового числа учащихся и  количества групп. Число учащихся определяется учредителем в соответствии с планом на каждый год.

    На  основании количества групп, числа  дисциплин, изучаемых на каждом курсе, объемов часов на каждую дисциплину определяется годовой фонд учебной  нагрузки.

    На  основании общего объема часов и объема часов за ставку рассчитывается необходимое количество ставок преподавателей.

    Помимо  ставок преподавателей в учреждениях  профессионального образования  предусматриваются ставки мастеров производственного обучения. В учреждениях начального профессионального образования, как правило, один мастер на каждую учебную группу. В учреждениях среднего профессионального образования, с учетом объема практических занятий по овладению рабочими специальностями.

    Помимо  преподавательского состава, планируются ставки административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.

    Ставки  заработной платы работников профессиональных учреждений устанавливаются, так же как и в школах, в соответствии с Единой тарифной сеткой. Ставка отдельного преподавателя или управленческого работника устанавливается в соответствии со стажем работы и уровнем квалификации, определяемым на основе аттестации.

    В учреждениях профессионального  образования предусмотрена выплата  стипендий учащимся. Объем стипендиального  фонда устанавливается учредителем. Вопросы выплаты стипендий регулируются ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»3 и типовым положением о стипендиальном обеспечении4.

    Помимо  этого, педагогическому составу  выплачивается ежемесячная компенсация на книгопечатную продукцию из расчета 150 рублей в месяц  в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, и в других федеральных государственных образовательных учреждениях 100 рублей в месяц5.

    Другие  виды расходов планируются в соответствии с экономической классификацией по видам расходов.

    Планирование  расходов учреждений высшего профессионального  образования имеют ряд особенностей, прежде всего в части оплаты труда.

    Фонд  оплаты труда в вузах рассчитывается исходя из численности студентов  и норматива - количества студентов  на одного преподавателя.

    Численность студентов определяется учредителем  ежегодно на основании федерального плана подготовки специалистов за счет средств бюджета.

    Норматив  количества студентов на одного преподавателя  устанавливается федеральным органом  исполнительной власти в области  образования в зависимости от профиля вуза и составляет от 7 до 13 студентов на одного преподавателя. Например, численность студентов составляет 4800 человек, норматив 12 студентов на одного преподавателя, следовательно, вуз имеет 400 ставок профессорско-преподавательского состава.

    Фонд  оплаты труда рассчитывается с учетом структуры должностей - преподавателей, доцентов, профессоров, заведующих кафедрами, деканов факультетов, а также ректора и проректоров.

    Объем учебных часов на ставку в вузах  не устанавливается. Положением об учреждении высшего профессионального образования  определено, что объем учебной нагрузки не должен превышать 900 часов в год. Конкретный объем учебных часов каждому преподавателю определяется кафедрой в соответствии с уставом вуза.

    Оплата  труда в вузе также осуществляется на основании ETC, предусматриваются  доплаты за наличие ученой степени кандидата или доктора наук.

    Предусматривается также оплата труда научных сотрудников  в соответствии с проводимыми  за счет бюджетных средств исследованиями.

    Другие  виды расходов с учетом специфики  и профиля вуза планируются по разделам экономической классификации.

    Особенности планирования расходов учреждений дополнительного  образования связаны прежде всего  с тем, что в дошкольных учреждениях (детских садах), музыкальных, художественных школах, центрах творчества может  предусматриваться или предусматривается частичная оплата расходов на обучение родителями. Доля родительской оплаты определяется учредителем в соответствии с федеральными нормативными актами.

    Сметы расходов учреждений дополнительного  образования состоит из доходов, получаемых в виде частичной оплаты и расходов по статьям, которые приведены выше. Бюджетные расходы складываются из разницы между сметой расходов по статьям и доходами, получаемые в виде родительской платы. 

    3. Порядок финансирования  расходов на образование  и его совершенствования в современных условиях

    При финансировании учреждений образования  финансовые органы перечисляют средства на счета государственного органа управления образованием, который является главным  распорядителем средств. Денежные средства при этом поступают раздельно по «защищенным» и «незащищенным» статьям расходов. Орган управления образованием распределяет их между учреждениями образования, определяет в соответствии со статьями экономической классификации направления расходования средств и распределяет суммы финансирования конкретных образовательных учреждений.

     На  муниципальном уровне чаще всего  перечисления средств образовательным  учреждениям не происходит, поскольку  только небольшая доля общеобразовательных  учреждений имеет все права юридических  лиц, включая расчетные счета. Для таких учреждений средства перечисляются на счета Централизованной бухгалтерии органа управления образованием, которая и осуществляет все расчеты за образовательные учреждения такого типа. Бюджетное финансирование осуществляется в зависимости от наличия государственного задания (контрольных цифр) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации. Таким образом, государственное задание на подготовку является необходимым условием для получения государственного финансирования, но недостаточным. Размеры финансирования образовательных учреждений зависят не только от объемов государственного заказа на подготовку (переподготовку, повышение квалификации) обучающихся, но и от нормативов финансирования образовательных учреждений.

     В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании» финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том  числе ведомственных) и местных  нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения. Государственный норматив финансирования состоит из федерального норматива финансирования и регионального норматива финансирования и регионального норматива финансирования - норматива финансирования субъекта Российской Федерации. Основополагающий норматив финансирования - федеральный, так как он является минимально допустимым. Ведомственные, региональные и местные нормативы должны дополнять размер федерального норматива. Назначение этих нормативов - вносить коррективы в нормативное финансирование с учетом специфики образовательного учреждения, его территориального и климатического месторасположения, и должны быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и оборудования образовательного учреждения. Пунктом 3 статьи 41 Федерального закона «Об образовании» было предусмотрено, что федеральные нормативы финансирования устанавливаются ежегодно федеральным законом одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.

Информация о работе Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование в рыночной экономике