Особенности налогообложения операций с ценными бумагами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 – 4 стр.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ…………………………………5 стр.
1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ…………………………………5 – 6 стр.
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ……………………….7 – 14 стр.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ………………………………15 стр.
2.1. ИСЧИСЛЕНИЕ НДФЛ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ……………………………….
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ НА РЦБ
3.1.ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
3.2.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Целью курсовой работы является изучение особенностей налогообложения операций на рынке ценных бумаг.
Предметом изучения курсовой работы является налогообложение операций с ценными бумагами.
Задачами курсовой работы является изучение:
1. Понятие ценных бумаг.
2. Формирование налоговой базы.
3. Исчисление налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами.
4. Проблемы налогообложения операций с ценными бумагами.
5. Перспективы развития налогообложения на рынке ценных бумаг.



В экономической системе любого государства функционирует ряд взаимосвязанных рынков. Одной из основополагающих целей товарной экономики является получение прибыли. Следовательно, любая деятельность должна быть сферой приумножения капитала, а любой рынок – местом вложения капитала.
Рынок ценных бумаг – это совокупность экономических отношений по поводу выпуска специфического товара – ценных бумаг и его обращения между участниками.
На рынке ценных бумаг, как и на любом другом рынке возможно вложение капитала, с целью получения прибыли. Однако в отличие от товарных, производственных рынков существуют рынки, где капиталы накапливаются, концентрируются и вкладываются в развитие производства. Таким рынком, в частности, является финансовый рынок (рынок капиталов) – Финансовый рынок – это рынок посредников между первичными владельцами денежных средств и их конечными пользователями.
Основными рынками, на которых преобладают финансовые отношения являются:
1. рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих их функции краткосрочных платёжных средств (векселей, чеков и т.д.)
2. рынок ссудного капитала (банковских кредитов) – рынок, объектом сделок на котором выступает предоставляемый в ссуду денежный капитал.
3. валютный рынок
4. рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, где обращаются специфические финансовые инструменты – ценные бумаги.
Следует подчеркнуть, что рынок ценных бумаг в системе финансового рынка не является строго обособленным сегментом. Он принимает участие как в привлечении денежных средств из различных источников, так и в размещении этих средств в каком либо из рынков.
Рынок ценных бумаг опосредует движение средств между различными сегментами финансового рынка, и сам является сегментом рынка капиталов денежного и валютного рынка. Он играет значительную роль в развитии экономики страны, в привлечении инвестиций. Рынок ценных бумаг является наиболее активным сегментом финансового рынка страны, его значение в настоящее время продолжает возрастать.
Целью курсовой работы является изучение особенностей налогообложения операций на рынке ценных бумаг.
Предметом изучения курсовой работы является налогообложение операций с ценными бумагами.
Задачами курсовой работы является изучение:
1. Понятие ценных бумаг.
2. Формирование налоговой базы.
3. Исчисление налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами.
4. Проблемы налогообложения операций с ценными бумагами.
5. Перспективы развития налогообложения на рынке ценных бумаг.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 – 4 стр.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ…………………………………5 стр.
1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ…………………………………5 – 6 стр.
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ……………………….7 – 14 стр.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ………………………………15 стр.
2.1. ИСЧИСЛЕНИЕ НДФЛ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ……………………………….
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ НА РЦБ
3.1.ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
3.2.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Тот факт, что доверительный управляющий  не обязан раскрывать имена своих  клиентов по требованию эмитента акций, не случаен. Доверительный управляющий - это не простой посредник, а лицо, которому собственник полностью передоверил заботу о своем имуществе и предоставил право заменять себя во всех правоотношениях, связанных с этим имуществом. Более того, это лицо, которое имеет право на получение дохода по акциям, переданным в доверительное управление. Это установлено пунктом 5.2 Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 17.10.97 № 37. Таким образом, получателем дивидендов по акциям выступает доверительный управляющий, который действует при этом от своего имени.

Согласно  статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Как установлено  статьей 43 НК РФ, дивидендом является любой  доход, полученный акционером от организации  при распределении ее прибыли, остающейся после налогообложения. Таким образом, источником дохода в виде дивидендов в общем случае является эмитент ценной бумаги. То есть та организация, из прибыли которой производятся эти выплаты.

Вместе  с тем понятие «источник выплаты» подразумевает прямые взаимоотношения между тем, кто платит, и тем, кто получает доход. Источник выплаты должен, по крайней мере, знать, кому он выплачивает дивиденды. Когда акции находятся у доверительного управляющего, таких взаимоотношений между эмитентом и акционером может не быть.

Эмитент не знает имен своих акционеров, а последние имеют дело только с доверительным управляющим  и получают доход от него. Специфика  договора доверительного управления такова, что фактически источником всех доходов  для учредителя доверительного управления является управляющий. Из этого многие налогоплательщики делают вывод, что в отношении дивидендов по акциям, которые переданы в доверительное управление, налоговым агентом должен выступать управляющий, а не эмитент. Однако этот подход не закреплен в Налоговом кодексе, что создает сложности при налогообложении таких операций.

К тому же доверительный управляющий не сможет правильно определить налоговую  базу. Ведь данные о полученных эмитентом  дивидендах, которые уменьшают налоговую  базу, находятся у эмитента, а не у доверительного управляющего. Поэтому налоговые органы рекомендуют доверительным управляющим предоставлять эмитентам сведения об истинных акционерах. В противном случае, чтобы проверить правильность исчисления налога налоговым агентом, налоговой инспекции придется проверять как эмитента, так и доверительного управляющего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ  БУМАГАМИ НА РЦБ

3.1.ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006 года (далее – Стратегия). С принятием Стратегии были сформулированы среднесрочные рамки модернизации институтов и инструментов российского финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.

К началу 2008 года указанные тенденции  приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры  мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а  также достигнутый уровень его  развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

Согласно  разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.

Опорными  элементами конкурентоспособности  финансового рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение  инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.

В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового рынка ФСФР России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

    - консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;

    - формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг;

    - снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

    - создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;

    - расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка; внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

    - развитие коллективных инвестиций;

    - обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

    - развитие и совершенствование корпоративного управления;

    - предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;

    - совершенствование регулирования на финансовом рынке;

    - формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.

Указанные задачи могут быть решены в ходе реализации комплекса среднесрочных на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер, перечень которых содержится в предлагаемом докладе. Доклад подготовлен в соответствии с планом заседаний Правительства Российской Федерации на первое полугодие 2008 года и содержит предложения по реализации приоритетных направлений развития финансового рынка, предусмотренных проектом Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

         По объему капитализации российский финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире и у России есть все основании рассчитывать на то, чтобы в 2012 году войти в число 10, а к 2020 году 5 крупнейших по капитализации финансовых рынков мира. Достижению этих целей будет способствовать ряд важных тенденций, уже получивших свое развитие в последние годы.                                                                                                                   

          С учетом положений концепции к 2011 году могла бы быть сформирована консолидированная биржевая инфраструктура Российского финансового рынка, включающая специализированные биржевые площадки, например, по сделкам с акциями, облигациями, по сделкам с производными финансовыми инструментами. Уже сейчас специализация фондовых бирж РТС и ММВБ достаточно четка определена.

          Это позволит говорить об организационной готовности инфраструктуры финансового рынка к роли одного из мировых финансовых центров, обладающего достаточной степенью интеграции, капитализации и защищенности о возможных недружественных поглощений со стороны других вертикально-интегрированных биржевых структур, действующих на глобальном финансовом рынке.

С 2011 года может быть поставлен вопрос о дальнейшей капитализации российского  биржевого холдинга путем публичного размещения его ценных бумаг. Возможно, что на первом этапе акции холдинга могли бы преимущественно приобретаться российскими инвесторами, а в более отдаленной перспективе (2013-2015 годы), акции такого холдинга могли бы быть предложены международным инвесторам. С учетом уже имеющей сегодня оценочной стоимости фондовых бирж ММВБ и РТС, можно предположить, что к 2020 году по своей капитализации единый российский биржевой холдинг вправе претендовать на одно из лидирующих мест в мире. В 2010 - 2011 годах необходимо завершить унификацию требований к эмиссиям ценных бумаг различных юридических лиц.                                                 

В настоящее время для эмитентов, не являющихся кредитными организациями  и осуществляющими публичное  размещение ценных бумаг (IPO) действует уведомительный порядок отчетности об итогах эмиссии на акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции. Введение такого порядка привело к существенному увеличению эмиссионной активности крупных российских акционерных обществ и обеспечило приток непосредственно в производственную сферу значительных инвестиционных средств. Однако этот порядок не распространяется на ценные бумаги кредитных организаций, что ограничивает число публичных выпусков акций банками. В настоящее время в Государственной Думе в первом чтении уже принят законопроект, которым предполагается уравнять статус кредитных организаций со статусом иных организаций в части предоставления уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

В дополнение к этому целесообразно распространить имеющиеся в отношении кредитных организаций ограничения по составу имущества, вносимого в оплату уставного капитала при его формировании, на такие финансовые организации как профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды.

Также следует определить единый федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию  выпусков ценных бумаг. Для этого  будет необходимо вести соответствующие изменения в действующее законодательство, не только в части компетенции по выполнению указанной функции, но и в части унификации требований к юридическим лицам, осуществляющим эмиссию ценных бумаг.

К 2012 году необходимо разработать и  ввести в действие нормативные требования, обязывающие акционерные общества, включая кредитные организации, являющиеся дочерними предприятиями зарубежных компаний, осуществлять публичное размещение акций на российском финансовом рынке по истечении трехлетнего периода с момента организации. Возникновение такой обязанности должно быть, например, обусловлено положительным заключением независимых инвестиционных экспертов о возможности эмиссии ценных бумаг такими обществами.

В 2010-2012 годах необходимо сконцентрировать в одном государственном органе и вопросы регулирования и надзора в банковской сфере, при сохранении за Банком России необходимых полномочий, непосредственно вытекающих из задач макроэкономического регулирования, денежно-кредитной политики. 
 

3.2.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 

Для дальнейшего  развития рынка ценных бумаг вне  зависимости от выбранной стратегии, на наш взгляд, необходимо предпринять  следующие важные шаги:

1. Усовершенствовать законодательную базу. Нужны гарантии для инвесторов о неизменности первоначальных условий, особенно в сфере прямых инвестиций.

2. Ввести налоговое стимулирование инвестиций. Например, для отраслей, которые являются стратегическими для России, необходимо создавать определенные благоприятные условия. В США на инвестиции, связанные с коммунальным хозяйством, установлены льготы по налогообложению при получении дохода по данному виду бизнеса. Следует также стимулировать долгосрочные инвестиции со сроком инвестирования более одного года. В США ставка налога на прибыль различается относительно времени, в течение которого инвестор держал купленные ценные бумаги (до шести месяцев и более шести месяцев).

Информация о работе Особенности налогообложения операций с ценными бумагами