Особенности национальной экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных критериев типологизации национальных экономик, характеристик моделей национальных экономик по критерию социальности, особенностей национальной экономики Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы заключаются в следующем:

изучение сущности видов типологизации национальных экономик;
рассмотрение существующих моделей национальных экономик;
определение стратегических задач функционирования национальной экономики;
анализ характеристики моделей национальных экономик по критерию
социальности;

анализ национальной экономики Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3

1 Основные критерии типологизации национальных экономик……………….. 5

1.1 Понятие национальной экономики, ее предмет и место в системе экономических наук………………………………………………………………. 5

1.2 Структурные составляющие национальной хозяйственной системы страны……………………………………………………………………………… 8

1.3 Типы национальных хозяйственных систем…………………………... 10

2 Характеристика моделей национальных экономик по критерию

социальности………………………………………………………………………. 13

3 Особенности национальной экономики Республики Беларусь……………… 18

3.1 Характерные черты и условия функционирования национальной экономики в Республике Беларусь………………………………………………. 18

3.2 Формирование теории национальной экономики в условиях Республики Беларусь…………………………………………………………………………… 22

Заключение………………………………………………………………………... 25

Список литературы………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсач Ани.docx

— 65.21 Кб (Скачать)

    Помимо  этих, типичных для развитых стран  с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические  черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием  таких черт, как коллективизм и  взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие, как эгоцентризм, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения  по доходам [5,с.42-51].

    В январе-июле 2010 года объем экспорта услуг составил 12,6 млн.руб долларов США и увеличился по сравнению  с январем-июлем 2009 года на 12,9%, объем  импорта составил 7,1 млн.долларов США  и возрос на 28,8%. Сальдо положительное  – 5,5 млн.долларов США.

    Экспорт услуг в страны СНГ составил 48,4% от общего объема экспорта услуг, в  страны вне СНГ – 51,6%, импорт из стран  СНГ составил 52,8% от общего объема импорта  услуг, из стран вне СНГ – 47,2%. В Российскую Федерацию предоставлялось 46% экспорта и 42,6% импорта услуг.

    В общем объеме экспорта услуг 71,6% занимали транспортные услуги, 12% - строительные, 5,8 – туристические услуги. В объеме импорта наибольший удельный вес  приходился на транспортные услуги – 53,2%, роялти и лицензионные платежи – 18,7%, туристические услуги – 8,4%[6,с.8].

    В I квартале 2010 года общий объем денежных доходов населения Могилевской  области составил 2139,4 млрд.рублей и  увеличился с учетом индекса потребительских  цен по сравнению с I кварталом 2009 года на 6,9%.

    Общие расходы и сбережения в I квартале 2010 года составили 2073,6 млрд.рублей, из них на покупку товаров и оплату услуг было израсходовано 1672 млрд., на налоги, взносы и другие платежи  – 408,3 млрд., на сбережения пришлось 92,5 млрд. Задолженность жителей Могилевщины  по кредитам банков в I квартале 2010 года составила 99,2 млрд.рублей и увеличилась  по сравнению с I кварталом 2009 года на 39,9%.

    В целях упрощения налоговой системы  Республики Беларусь, ее унификации, с 2010 года в нашей стране запланирован целый ряд изменений, направленных на совершенствование порядка исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов (пошлин).

    Во-первых, вместо множественного количества законодательных  актов, регулирующих вопросы налогообложения, будет введена Особенная часть  Налогового кодекса, обобщающая и устанавливающая  данные нормы.

    Во-вторых, количество налогов сокращается. В  частности, отменяются следующие обязательные платежи: сбор в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (взимался в размере 1% из выручки  от реализации); местный налог с  продаж товаров в розничной торговле (уплачивался по ставке 5% от выручки  по реализации в розничной торговле); налог на приобретение автотранспортных средств (исчислялся по ставке 3% от цены их приобретения);местный сбор с  пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.

    В-третьих, в целях оптимизации порядка  исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, предусмотрена возможность  производить их уплату ежеквартально. Предоставленное право утрачивают плательщики, чья выручка и внереализационные доходы с начала года превысят 3,815 млрд.руб [4,с.5]. 

    3.2 Формирование теории национальной экономики в условиях Республики Беларусь 

    В переходный период от административно-командной  системы (АКС) к новой экономической  системе рыночного типа возникает  масса крайне сходных и весьма специфических задач.

    Принципиально важное значение имеет закрепление  в национальном сознании истинных причин кризиса АКС. Стратегическое значение приобретает положение о том, что данный кризис имеет системный  характер. Это ориентирует на демонтаж АКС, на последовательное заимствование  опыта, накопленного передовыми странами мира.

    Но  чтобы идти вперед, нужна экономическая  теория. В переходный период «Макроэкономика» призвана определить основные черты  новой экономической системы, а  также пути и методы ее формирования.

    В итоге получается, что в переходный период объектом исследования «Макроэкономики» выступает лишь формирующаяся экономическая  система. Весьма актуальной выступает  задача преодоления разнообразных  кризисных явлений, обусловленных  не только унаследованными противоречиями административной системы, но и самим  трансформационным процессом.

    Так, снижение управляемости и дисциплины в национальной экономике свидетельствует  о так называемом институциональном  кризисе. В его основе лежит отсутствие опыта эффективного государственного управления. Системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда хозяйствующие субъекты слабо  реагируют не только на административные, но и на рыночные сигналы.

    Надо  учитывать, что в переходной экономике  кризисные явления образуют комплекс торможения. Наличие такого комплекса  не позволяет приступить к интенсивному проведению широкомасштабных преобразований национального производства, включая  и столь необходимые структурные  сдвиги. Это придает особое значение разработке и осуществлению специальных  антикризисных программ.

    Очень важно обратить внимание на то, что  в условиях трансформируемой экономики  содержание многих процессов получает принципиально иное наполнение. Так, если в стране с традиционной рыночной  экономикой приватизация сводится к  демонополизации национальной экономики, расширению сферы приложения частного капитала, ускорению перелива капитала, то в условиях демонтажа АКС приватизация означает восстановление рыночной среды и развитие предпринимательства, привлечение иностранного капитала. В обществе складывается принципиально иная система ценностей экономической жизни. Формируется основа для развития экономического мышления, инициативы и предпринимательства, наконец, для появления среднего класса.

    Известно, что кризис АКС рельефно обнаружился  через тотальную незаинтересованность наемного работника повышать производительность труда. В переходный период сохраняется проблема формирования эффективного собственника. Она касается не только государственных, но и частных предприятий. Решение данной проблемы во многом зависит от формируемого макроэкономического окружения, включая систему налогообложения, законодательную базу и социальное партнерство.

       Принято считать, что в переходный период функционирует так  называемая переходная экономика – особая фаза состояния  национальной экономики, в которой  осуществляются радикальные преобразования, связанные с постепенным преодолением административных элементов и утверждением социальной ориентации и рыночных принципов  хозяйствования. Известно также, что  переходная экономика не имеет будущего. Это временное, неустойчивое и крайне противоречивое формирование.

       Ставится  задача, с одной стороны, точно  учитывать общие закономерности экономического развития, а с другой – выявлять и пунктуально использовать национальные особенности экономического развития, а с другой – выявлять и пунктуально использовать национальные особенности социально-экономического развития. Объектом исследования теории национальной экономики выступает  не абстрактный рациональный «экономический», а «социальный человек». При разработке национальных моделей развития такой  «социальный человек» идентифицируется со своим народом.

       В условиях переходной экономики макроэкономический анализ должен быть направлен на изучение процессов функционирования национальной экономики в условиях государственного образования.

       При этом национальный, когда речь идет об экономической теории, означает прежде всего общегосударственный, когда исследуется проявление общих  закономерностей в конкретно-исторических условиях и обнаруживаются специфические  особенности социально-экономического развития.

       В трансформационный период теория национальной экономики исследует внутренние источники развития национального  хозяйства, потенциал его выживаемости, активно разрабатывает рекомендации по обеспечению оптимальной структуры  отраслей и национального производства. Национальная идея трактуется как реальный фактор экономического роста.

    Экономическая теория переходного периода должна исследовать формирующийся экономический  строй, тип складывающихся социально-экономических  отношений, реформируемый хозяйственный  механизм. Предметом ее исследования должны выступать социально-экономические  процессы и явления, происходящие в конкретной стране или в группе стран, схожих по проблемам социально-экономического развития.

    Разрабатывая  арсенал макроэкономического анализа, теория национальной экономики имеет  возможность руководствоваться  принципом единства общих и частных  интересов, социального и экономического критерия развития. Не лишним окажется обращение к нравственным началам  организации экономической жизни  общества.

    При этом следует учитывать инерционность  существующей национальной экономической  системы и стремиться в традициях  смешанной экономики соединить  преимущества частного предпринимательства  с государственным присутствием. Применительно к экономике Беларуси это означает непрерывное уточнение  концепции рыночной трансформации, конкретизацию условий воспроизводства  в переходный период, последовательную защиту экономических интересов  суверенного государства.

    Будучи  ориентированной на национальную практику, теория национальной экономики должна непрерывно перепроверять истинность выдвигаемых рекомендаций с учетом достигнутого экономического результата. Поэтому здесь, в качестве особого  раздела «национальной макроэкономики», достаточно объемно должна быть представлена экспериментальная экономика, где  теоретические выводы проверяются  на поведении хозяйствующих субъектов  в контролируемой ситуации.

    При этом придется учитывать, что процессы глобализации, охватившие все регионы  и сектора мирового хозяйства, повышают значение внешних  факторов развития национальной экономики. Сегодня ни одна страна не в состоянии рационально  проводить экономическую политику, не учитывая приоритеты и нормы поведения  основных участников мировой экономики.

    Надо  признавать и то, что малая открытая национальная экономика, для которой  характерны устарелая структура  производства, неразвитая финансово-кредитная  и денежная система, сама по себе критически зависима от профессионального поведения  сильных внешних конкурентов [8,с.30-37].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Национальная  экономика рассматривается как  сложный общественно-экономический  организм, функционирующий в конкретных национальных условиях под воздействием системы объективных экономических  законов. При этом особое значение имеет  соотношение реального сектора  экономики с другими сферами.

    Реальный  сектор экономики выступает как  сфера труда, где создаются экономические  блага (вещь, услуга, энергия) на основе целенаправленного преобразования вещества природы.

    Термин  «национальная экономика» тесно  связано с термином «экономическая система», так как оно конкретизирует данный тип экономической системы, отражает ее специфические черты, обусловленные  географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими  традициями и другими факторами.

    Главной стратегической целью функционирования национальной экономики выступает  наиболее полное удовлетворение возрастающих потребностей общества.

    Стратегическими задачами функционирования национальной экономики выступают:

    1) устойчивый и долговременный  экономический рост;

    2) высокий уровень рациональной  занятости населения;

    3) стабильный уровень цен;

    4) сохранение равновесия в отношениях  с внешним миром, поддержание  устойчивого обменного курса  национальной денежной единицы.

    Среди наиболее представительных европейских  страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели:

    - германскую (широко известную   модель социального рыночного  хозяйства и социального правового  государства);

    - британскую (ее наиболее характерная  черта – дерегулирование);

    - французскую (известную своим  дирижизмом, или государственным  интервенционизмом);

    - итальянскую (ее характерная особенность  – кооперативизм);

    - шведскую (известную как «государство  благосостояния»).

    Эффективность национальной модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью адекватно  реагировать на вызовы, гибкостью. В  конечном счете, наиболее полно эффективность  модели оценивается по следующим  показателям:

Информация о работе Особенности национальной экономики Республики Беларусь