Особенности национальной экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных критериев типологизации национальных экономик, характеристик моделей национальных экономик по критерию социальности, особенностей национальной экономики Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы заключаются в следующем:

изучение сущности видов типологизации национальных экономик;
рассмотрение существующих моделей национальных экономик;
определение стратегических задач функционирования национальной экономики;
анализ характеристики моделей национальных экономик по критерию
социальности;

анализ национальной экономики Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3

1 Основные критерии типологизации национальных экономик……………….. 5

1.1 Понятие национальной экономики, ее предмет и место в системе экономических наук………………………………………………………………. 5

1.2 Структурные составляющие национальной хозяйственной системы страны……………………………………………………………………………… 8

1.3 Типы национальных хозяйственных систем…………………………... 10

2 Характеристика моделей национальных экономик по критерию

социальности………………………………………………………………………. 13

3 Особенности национальной экономики Республики Беларусь……………… 18

3.1 Характерные черты и условия функционирования национальной экономики в Республике Беларусь………………………………………………. 18

3.2 Формирование теории национальной экономики в условиях Республики Беларусь…………………………………………………………………………… 22

Заключение………………………………………………………………………... 25

Список литературы………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсач Ани.docx

— 65.21 Кб (Скачать)

    - источники и масштабы финансирования  экономики, ее инновационный механизм, в том числе структура капиталов  компаний; система управления и  организации труда на предприятиях; степень открытости экономики;  динамика, структура и управление  внешнеэкономическими связями и  прочие;

    - механизмы согласования интересов  различных групп и слоев общества;

    - обеспечение социальной стабильности;

    - реализация принципов социальной  справедливости.

    Модельными  критериями могут быть и макроэкономические показатели:

    - объем, структура и динамика  ВВП;

    - размер ВВП на душу населения;

    - индекс потребительских цен;

    - уровень производительности труда  и др.

    Данный  перечень показывает, что в типологии  рыночных моделей экономики исследователи  в качестве базовых составляющих избирают прежде всего институциональные, правовые, структурные факторы, принципы и направления социально-экономической  политики, ее основные виды. На второй план отходят такие категории, как  материальное производство, секторы  и отрасли экономики, производственная и социальная инфраструктуры, соотношение  бизнеса, домашних хозяйств и государства  в производстве и потреблении  ВВП. И это оправдано, поскольку все множество субъектов хозяйствования во всех секторах и отраслях экономики в различных организационных формах действует в правовом и институциональном пространстве страны, которое и является прежде всего объектом перемен при трансформации экономики от плановой к рыночной.

    Глубинные процессы и ключевые события в  мире в ХХ в. определялись противостоянием  двух общественно-политических и экономических  систем: капиталистической и социалистической. В последние десятилетия произошли  коренные изменения: окончена «холодная  война», разрушены СССР и социалистический лагерь, большинство государств –  членов СЭВ, бывшие союзные республики отказались от социалистической плановой экономики. Этот беспрецедентный в  истории  и чрезвычайно сложный  процесс перехода к рыночным отношениям в разных странах пошел различными путями – от «шоковой терапии» до постепенной  эволюционной трансформации, что привело  к появлению многообразных национальных моделей переходной экономики.

    На  ежегодном Мировом форуме в Давосе (Швейцария) постоянно ведутся дискуссии  о возможностях заимствования зарубежного  опыта. В 1997 г., например, всеобщее внимание было приковано к американской модели развития, которой, как полагают многие эксперты, должны следовать европейские  и азиатские страны. 

    Из  сказанного следует сделать вывод  о необходимости последовательно  проводить принцип: каждая страна при  переходе к рынку строит собственную  модель национальной экономики на базе мирового, регионального опыта, опыта  развитых стран, но без механического  переноса, копирования или произвольного (эклектического) смешения характерных  черт различных системных моделей  экономики.

    Эффективность той или иной модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно  и адекватно реагировать на внешние  и внутренние дисбалансы. В конечном счете, наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

    Отличительная особенность современного «рынка»  страновых моделей заключается  в том, что все они (за исключением  северокорейской и отчасти кубинской) являются моделями рыночной экономики. В то же время чисто рыночных основ  организации хозяйственной жизни  не имеет ни одна национальная экономическая  система. Государственное регулирование  – необходимый атрибут современной  организации и функционирования экономики. Оно не отрицает основ  частной собственности, не нарушает действие рыночного механизма. В  этом плане современные экономические  модели являются вариантами «смешанной экономики», не сводимой ни к чистому  рынку, свободному от государственного воздействия, ни к чистой плановой экономике, лишенной каких бы то ни было элементов  конкурентного поведения [13,с.26-32].  
 
 

    3 Особенности национальной экономики Республики Беларусь 
 

    3.1 Характерные черты и условия функционирования национальной экономики в Республике Беларусь 

    Национальная  экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления:

    - формирование полной совокупности  компонентов, институтов и характеристик  экономической системы суверенного  государства;

    - преобразование действующих и  построение новых институтов  социально ориентированного рыночного  (смешанного)  хозяйства;

    - глубинные преобразования структуры  экономики на основе новых  высоких технологий, мировых тенденций  глобализации хозяйственной жизни,  эффективного международного разделения  труда.

    Все эти процессы происходят, естественно, в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку экономическую  деятельность страны остановить нельзя.

    Для успешного осуществления указанных  трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия, создание которых позволит придать экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):

    - общесистемные – носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная  стратегия, тип создаваемого государства  и общества);

    - системные – включают единство  экономического, институционально-правового  пространства, общность характера  хозяйственных институтов, механизмы  и нормы взаимодействия с внешней  средой;

    - внутрисистемные – обусловливают  обеспечение эффективности и  конкурентоспособности национальной  экономики на основе соблюдения  принципов рационального хозяйствования [9,с.30-35].

    Беларусь  восприняла многие черты европейской  культуры. Однако ее географическое положение в центре Европы, историческое тяготение к славянской культуре, многолетнее вхождение в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР накладывают долговременный отпечаток на геополитическую ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и принципов включения в межгосударственные структуры.  Всесторонний учет этих аспектов, а также присущих Беларуси геополитических, географических, социально-экономических, экологических, демографических и других особенностей является важнейшей методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития национальной экономики.

    Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками  выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры  рынков. Располагая ограниченными сырьевыми  возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого  уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и  услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически  не может функционировать без  импорта нефти и газа, металла  и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение  республики в большей степени  зависит от экспортных товарных потоков  в Россию, другие страны СНГ и  дальнего зарубежья, повышая качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики.

    Внутриполитическими предпосылками являются совершентсвование  политической системы в рамках Конституции  Республики Беларусь на пути становления  демократии, оптимизация государственных  структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.

    Принципиальной  предпосылкой построения является закрепление  в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Такой опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии  устойчивого  социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 г., в качестве общесистемных условий стратегического  характера определены:

    - построение и развитие унитарного  демократического социального правового  государства (в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь);

    - формирование современного гражданского  общества;

    - создание социально ориентированной  рыночной (смешанной) экономики.

    Мировоззренческой и идеологической основой этих предпосылок  является новая цивилизационная  стратегия, состоящая в смене парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, новые концепции социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности.

    Важнейшей предпосылкой является и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Исторически  сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, - это мощный социальный потенциал  развития страны в правовой и институциональной  сферах. Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается также  совокупностью системных условий  и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды  для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.

    К системным предпосылкам относится  и полный учет специфики страны в  сфере экономики. Беларусь располагает  долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг и ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.

    Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий  перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики. Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития – обязательная предпосылка эффективного хозяйствования.

    Данные  предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они  являются предваряющими, утверждающими  условиями, с другой – постоянно  действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению  политической и социальной стабильности в стране.

      Все предпосылки включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.

    Белорусская модель социально ориентированной  экономики в ее завершенном виде – это высокоэффективная экономика  с развитым предпринимательством и  рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и  совершенствовании производства, а  наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий  уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и предпринимателями.

Информация о работе Особенности национальной экономики Республики Беларусь