Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных критериев типологизации национальных экономик, характеристик моделей национальных экономик по критерию социальности, особенностей национальной экономики Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
изучение сущности видов типологизации национальных экономик;
рассмотрение существующих моделей национальных экономик;
определение стратегических задач функционирования национальной экономики;
анализ характеристики моделей национальных экономик по критерию
социальности;
анализ национальной экономики Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………. 3
1 Основные критерии типологизации национальных экономик……………….. 5
1.1 Понятие национальной экономики, ее предмет и место в системе экономических наук………………………………………………………………. 5
1.2 Структурные составляющие национальной хозяйственной системы страны……………………………………………………………………………… 8
1.3 Типы национальных хозяйственных систем…………………………... 10
2 Характеристика моделей национальных экономик по критерию
социальности………………………………………………………………………. 13
3 Особенности национальной экономики Республики Беларусь……………… 18
3.1 Характерные черты и условия функционирования национальной экономики в Республике Беларусь………………………………………………. 18
3.2 Формирование теории национальной экономики в условиях Республики Беларусь…………………………………………………………………………… 22
Заключение………………………………………………………………………... 25
Список литературы………………………………………………………………...
2) высокий уровень рациональной занятости населения;
3) стабильный уровень цен;
4)
сохранение равновесия в
Решение одной стратегической задачи чаще всего предполагает достижение положительных сдвигов в решении другой задачи (например, инфляция – девальвация; экономический рост – денежные доходы населения).
Не столь уж редко приходится сталкиваться с ситуацией, когда решение одной задачи тормозит решение других задач (инфляция – безработица, и т.п.).
Если возникла необходимость конкретизировать ранее обозначенные стратегические задачи, пополнить их первоначальный список, тогда как бы из-за кадра выходят и предстают перед общественностью еще четыре дополнительные стратегические задачи. К ним можно отнести:
1)
защиту окружающей среды,
2)
своевременное осуществление в
национальной экономике
3)
экономическую безопасность
4)
обеспечение приемлемого
В рамках конкретной страны имеет место национальное целеполагание, в процессе которого определяются четкие ориентиры развития национальной экономики с учетом комплекса реальных условий.
Прежде
всего, необходимо уточнить количественные
и временные параметры
При анализе обнаруживается и то, что проблема обеспечения экономической безопасности более актуальна для малой, нежели для большой открытой экономики. Может случиться и так, что изменение условий развития приведет к тому, что абсолютно второстепенная тактическая задача неожиданно становится задачей стратегической, а некая стратегическая задача трансформируется в особую национальную цель социально-экономического развития [14,с.50-58].
Экономический
рост – центральная задача любой
национальной экономики. В первом приближении
выступает как процесс
Экономический
рост – это стабильное и длительное
наращивание (совершенствование) производственного
потенциала национальной экономики, увеличение
ее способности производить в
ближайшей перспективе
Увеличение натурального объема выпуска продукции чаще всего увязывается с физическим ростом национальной экономики, а экономический рост отражают в стоимостном выражении. Если темпы роста ВВП выражают динамику экономического развития, то ВВП на душу населения – уже достигнутый уровень развития национальной экономики.
При выборе моделей развития важно обеспечивать устойчивый и долговременный экономический рост. Но считается, что в условиях, когда национальная экономика переживает период трансформации, вполне допустимо ограниваться «нулевым» экономическим ростом.
В
современной экономической политике признается
наличие проблемы «качества роста». Важнейшей
материальной предпосылкой выступают
обновление производственного потенциала,
наращивание экономической мощи страны.
Значит, в центре внимания должны оставаться
не прирост любой ценой физических объемов
производства, а совершенствование и техническая
модернизация производства, создание
высокотехнологических производственных
мощностей [1,с.16-20].
1.2
Структурные составляющие
национальной хозяйственной
системы страны
Национальная
экономика выступает как
Ne = (A1, А2, А3, … Аn), (1)
где Ne – национальная экономика;
А (от 1 до n) – соответствующие
признаки национальной
Поэтому национальная экономика имеет не одно или два, а значительно больше определений. По «закону дефиниций» каждое такое определение выдвигает на первый план лишь один основной признак [7,с.32].
По
линии производительных сил национальная
экономика выступает как
С таких позиций национальная экономика обнаруживается как единый технико-производственный комплекс, выступающий результатом общественного разделения труда. Такой комплекс, или технико-производственная подсистема, возникает на основе устойчивых взаимосвязей между отдельными видами производств в рамках конкретной страны.
Технико-производственная подсистема отражает достигнутый уровень развития производительных сил. В ее границах непосредственно реализуются технологические, организационные и другие факторы развития. Кроме того, данная подсистема испытывает непосредственное воздействие со стороны таких внешних факторов развития, как природно-климатический, геополитический, интеграционный, географический и т.д.
Чем
выше степень общественного
С таких позиций национальная экономика обнаруживается как единый технико-производственный комплекс, выступающий результатом общественного разделения труда. Такой комплекс, или технико-производственная подсистема, возникает на основе устойчивых взаимосвязей между отдельными видами производств в рамках конкретной страны.
Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.
В организационном плане – это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.
В
структурном плане – это
В функциональном плане – это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного инновационного, производственного, экологического и др.
В институциональном плане – это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и других.
По
уровням функционирования и управления
национальная экономика подразделяется
на макроуровень (экономика в целом),
мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень
(предприятия и организации
Технико-производственная подсистема отражает достигнутый уровень развития производственных сил. В ее границах непосредственно реализуются технологические, организационные и другие факторы развития. Кроме того, данная подсистема испытывает непосредственное воздействие со стороны таких внешних факторов развития, как природно-климатический, геополитический, интеграционный, географический и т.д.
Чем
выше степень общественного
Анализ структуры всегда предполагает выделение составных частей объекта в соответствии с принятым критерием.
При анализе национальной экономики принято обозначать воспроизводственную, отраслевую, территориальную, институциональную, внешнюю, экономическую и социальную структуру. Каждый подход имеет свою сферу применения.
Если
воспроизводственная, отраслевая, территориальная
и внешняя структуры
Известно, что общество не может перестать производить, так как не может перестать потреблять. А раз так, то национальное производство не должно рассматриваться как отдельный изолированный акт.
Наоборот,
национальная экономика предполагает
наличие условий для
Основными
фазами национального воспроизводства
выступают производство, обмен, распределение
и потребление экономических
благ. Нарушение взаимодействия между
данными фазами (например, между
производством и потреблением, сбережениями
и инвестициями) означает возникновение
серьезных проблем в
Воспроизводственная структура – это соотношение отдельных сфер и важнейших отраслей национальной экономики с учетом обеспечения процесса национального воспроизводства.
Такая
национальная воспроизводственная
система складывается под воздействием
исторических, национальных и религиозных,
географических и политических, экономических
и геополитических факторов, а
также технического уровня развития
производительных сил [7,с.30-39].
1.3
Типы национальных
хозяйственных систем
Экономическая
модель каждой страны – это результат
длительного исторического
Подобная
типологизация позволяет
Среди
наиболее представительных европейских
страновых вариантов ученые-
-
германскую (широко известную
модель социального рыночного
хозяйства и социального
- британскую (ее наиболее характерная черта – дерегулирование);
- французскую (известную своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом);
-
итальянскую (ее характерная
- шведскую (известную как «государство благосостояния»).
Европейские
модели (Германии, Швейцарии, Нидерландов,
Швеции) часто интегрируют в рейнскую
модель, которая характеризуется
прежде всего стабильностью состава
собственников акционерных
Страновое разнообразие моделей экономики указанных выше и других стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС). Это сближение реализуется по следующим направлениям:
- создание единого внутреннего рынка;
- формирование экономического и валютного союзов;
-
гармонизация финансовой
Информация о работе Особенности национальной экономики Республики Беларусь