Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:23, реферат

Описание работы

Российский рынок ценных бумаг в настоящее время находится в стадии становления, его история складывается в нашей стране с 1993 г. По мере развития появляются новые финансовые инструменты, появляются новые внешние и внутренние инвесторы, растет инвестиционная привлекательность экономики.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Государственные ценные бумаги Российской Федерации и их классификация 5

Сущность государственных ценных бумаг 5

Классификация государственных ценных бумаг 7

Эмиссия и обращение ценных бумаг РФ 10

Обращение государственных ценных бумаг 12

Анализ привлекательности, доходности, ликвидности 15

Глава 2. Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг РФ 18

Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг в 2005 -2007 годах 19

Расчет показателей облигации на примере ОФЗ-46020 24

Глава 3. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг 27

Заключение 29

Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

 

Доходность гособлигаций на вторичном рынке в первой половине 2005 года преимущественно повышалась. Устойчивый уровень доходности государственных ценных бумаг в 2005г. был обусловлен действием ряда разнонаправленных факторов. Так, высокий уровень банковской ликвидности способствовал росту спроса на государственные облигации, в то время как умеренное снижение номинального курса рубля по отношению к доллару США оказывало на динамику спроса на гособлигации негативное влияние.

 

В течение 2005 года улучшились качественные и количественные характеристики рынка государственных ценных бумаг:

 

В Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2005 год в разделе «Иные долговые обязательства» на погашение основной суммы задолженности были предусмотрены средства в сумме 35,2 млрд. руб., фактические выплаты составили 29,7 млрд. руб.

 

2006

 

Программа государственных внутренних заимствований на 2006 год формировалась с учетом одобренной в апреле 2005 года Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2006-2008 годы, предусматривающей снижение совокупного государственного долга Российской Федерации и замещение внешних источников финансирования внутренними заимствованиями, а также исходя из решения следующих задач: увеличения объемов размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке; осуществления заимствований в 2006 - 2008г. г. на сроки от 3-х до 30-ти лет.

 

В соответствии с Программой государственных внутренних заимствований на 2006 год, утвержденной Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», Минфин России планировал осуществить привлечение на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг в размере 238,20 млрд. руб. при погашении -68,44 млрд. руб. Чистое привлечение по государственным ценным бумагам составило 169,76 млрд. руб.

 

Выполнение Программы государственных внутренних заимствований в 2006 году привело к увеличению объема рыночной составляющей государственного внутреннего долга к 1 января 2007 года до 850 млрд. руб. против 721,57 млрд. руб. на начало 2006 года.

 

При этом, в течение 2006 года (также, как и в 2005 году) Минфин России проводил размещение на первичном рынке новых выпусков государственных ценных бумаг, купонные ставки по которым были рассчитаны исходя из условия размещения облигаций по цене, близкой к номиналу.

 

В 2006 году в условиях значительного объема чистого привлечения по государственным ценным бумагам (около 169,8 млрд. руб.), а также из-за снижения возможной экономии расходов за счет превышения цен размещения облигаций над номиналом и получения накопленного купонного дохода, расходы на обслуживание государственного внутреннего долга по государственным ценным бумагам составили 66,06 млрд. руб.

 

В течение января - мая 2006 года Минфин России осуществил привлечение за счет размещения государственных ценных бумаг на рынке госдолга в объеме 88,14 млрд. руб. 2007 год

 

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2007 год формировалась с учетом одобренной в апреле 2006 года Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2007-2009 гг., предусматривающей:

 

-снижение государственного долга Российской Федерации к ВВП; - замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;

 

- сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг.

 

В рамках дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг, Министерство финансов Российской Федерации ставило перед собой следующие задачи на 2007 год:

 

- сохранение присутствия государства на финансовом рынке в качестве заемщика;

 

- повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах; - учет интересов различных групп инвесторов, в том числе участвующих в проведении пенсионной реформы, путем развития нескольких сегментов рынка государственных ценных бумаг.

 

Для реализации этих задач Министерство финансов Российской Федерации считало возможным увеличить в 2007 году на 60 - 70 млрд. руб. по сравнению с 2006г. объем привлечения на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг при сохранении действующего в настоящее время порядка эмиссии государственных облигаций.

 

Минфин России исходил из необходимости одновременного развития двух сегментов рынка государственных ценных бумаг - рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. С этой целью, планировалось увеличить в 2007 году объем рынка ГКО-ОФЗ на 145,0 - 160,0 млрд. руб. при объеме предложения ГСО 80,0-85,0 млрд. руб. Такая политика обеспечила последовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и инвестирование части пенсионных накоплений в государственные сберегательные облигации.

 

В 2007 году за счет размещения государственных пенных бумаг на внутреннем рынке планировалось привлечь 305,94 млрд. руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 80,11 млрд. руб. Чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2007 году составило 225,83 млрд. руб.

 

В 2007 году заимствования на рынке государственного внутреннего долга в основном носили средне- и долгосрочный характер.

 

При планируемой доходности по краткосрочным инструментам (до 1 года) - до 5,00% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 6,60% и 7,25% соответственно, в 2007 году Минфин России разместил по номиналу ОФЗ на сумму 227,0 - 232,0 млрд. руб. и ГСО - 80,0-85,0 млрд. руб. Таким образом, на средне- и долгосрочные заимствования в 2007 году приходилось около 97% от запланированного объема заимствований.

 

Исходя из предложений Минфина России по привлечению и погашению на внутреннем рынке государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, в 2007 году, увеличился с 1 032,12 млрд. руб. на начало 2007 года до 1256,71 млрд. руб. на начало 2008 года. В его составе сумма рыночной составляющей возросла до 1000,68 млрд. руб.

 

В связи с увеличением государственных внутренних заимствований в 2007 году, а также ростом абсолютных размеров государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, расходы на его обслуживание возросли и составили в 2007 году 76,80 млрд руб.

 

С учетом сохранения в среднесрочной перспективе (2007-2009г.г.) тенденции к превышению заимствований на внутреннем рынке над погашением рублевых инструментов расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга будут постепенно возрастать.

 

В Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2007 год на погашение иных долговых обязательств были направлены средства в сумме 52,2 млрд. руб.[12]

Расчет показателей облигации на примере ОФЗ-46020

 

Рассчитаем основные показатели государственных облигаций Федерального Займа выпуска 46020. (ОФЗ-46020). На момент размещения кредитный рейтинг Moody's имел значение Baa2.

 

Параметры облигации:

Гос. Регистрационный номер             

46020RMFS

 

Торговая площадка             

ФБ ММВБ ГосОбл.

 

Номинал, руб             

1 000

 

Тип облигации             

Процентные

 

Возможность конвертации             

неконвертируемые

 

Объем эмиссии по номиналу             

8 000 000 000

 

Срок обращения (дней)             

10 948

 

Дата начала размещения             

15.02.2006

 

Дата начала погашения             

06.02.2036

 

Дата выплаты первого купона             

16.08.2006

 

Дата выплаты последнего купона             

06.02.2036

 

Дата выплаты ближайшего купона             

11.02.2009

 

Процент по ближайшему купону             

6.9

 

Тип купона             

Постоянный

 

Частота выплаты купонного дохода             

6 месяцев

 

Количество купонов             

60

 

Max цена за посл. 4 недели, %             

87.4023

 

Min цена за посл. 4 недели, %             

67.15

 

WA цена за посл. 4 недели, %             

74.357

 

Последняя цена (18.09.2008), %             

79.49

 

 

 

 

 

Дисконт =1000-79,49×1000= 205,1 руб.

Купонов на текущий момент: 55             

 

Купонный доход: 2064,32             

 

Текущий купонный доход: 1754,67             

 

Наращенная стоимость бумаги на дату погашения: 3064,32             

 

 

             

 

 

 

 

 

Расчетная цена на момент размещения, при норме доходности 12%

 

Рассчитаем теоретическую текущую цену:

 

 

 

 

 

 

 

С помощью функции Excel поиск решения вычислим значение доходности к погашению:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

YTM=8,86%

 

 

 

 

Показатель дюрации равен 10,968. Рассматривать привлекательность государственных облигаций нужно не только с точки зрения фундаментального, но и с точки зрения технического анализа, т.е. учитывая динамику изменения рыночных цен.

 

Рисунок 4. График доходности за 3 месяца.

 

 

 

Теоретическая цена ниже, чем реальная рыночная цена, но говорить о неэффективности вложений в облигации этого выпуска не стоит потому, что облигации являются относительно надежными вложениями, и мотивом инвестирования в облигации является потребность в сохранении стоимости денежных средств и их ликвидности. Рыночная цена за последнюю неделю росла, как и объемы торгов. На 18.09.2008 инвесторы перешли на рынок облигаций, итоги торгов говорят о рекордных объемах.

 

 

 

Глава 3. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг

 

Эффективная политика на рынке ГЦБ является неотъемлемым атрибутом для достижения главной цели государства - повышения благосостояния граждан. Во многих развитых странах заимствования денежных средств для реализации государственных программ или иных целей происходит посредством механизма выпуска долговых бумаг. В настоящее время в Российской Федерации активно развиваются и применяются данный метод, денежные средства привлекаются как субъектами федерации, так и регионами, муниципальными образованиями и в частности г. Новосибирском. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг можно проследить из истории его развития в нашей стране. Созданная пирамида государственных бумаг, которая привела к кризису в 1998г. сильно подорвало доверие как внутри страны, так и вне ее. Фондовая биржа ММВБ недавно отметила свое 15-тилетие, это в сравнении с историей бирж развитых стран, такими как Великобритания и США, этот срок достаточно мал.

 

Основными проблемами рынка государственных ценных бумаг являются:

Неразвитость нормативной базы в области рынка ценных бумаг, и в частности государственных ценных бумаг, регуляторов рынка;

Невысокие рейтинговые оценки кредитоспособности международных организаций;

Краткосрочный характер ГЦБ. Сроки погашения государственных облигаций обычно составляют 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации ГЦБ будут иметь в основном средне- и долгосрочный характер;

Недостаточная развитость торговых систем и финансовых инструментов. Очень малый процент граждан нашей страны вовлечены в рынок ценных бумаг, вследствие этого ограниченности привлечения денежных средств государством.

 

Для решения данных проблем необходимо в первую очередь грамотно разработать нормативную базу, и построить эффективную систему управления фондовым рынком, нормативную базу в области налогообложения. Государство должно активно развивать данный сектор экономики, поскольку от его степени его развития и привлекательности зависят не только доходы бюджета, но и внешние инвестиции, лицо государства, международные связи. Государству необходимо развивать реальный сектор экономики, повышать благосостояние и уровень образования граждан, ведь в настоящее время очень малый процент ознакомлен с ценными бумагами и фондовыми биржами, еще меньший процент имеет доступ к торговле на биржах. Внутренние займы являются наиболее привлекательными для государства, и в настоящее время государство реализует политику по изменению структуры государственного долга. Также необходимо тщательно разрабатывать методы размещения и органы правительства должны повышать сроки обращения бумаг, повышать их ликвидность и привлекательность. Многие выпуски ОФЗ имеют очень малую ликвидность и торговые обороты, этот фактор отрицательно влияет на привлекательность данного вида бумаг, поскольку данного рода бумаги должны обеспечить банкам и пенсионным фондам и другим инвесторам ликвидность и доходность их вложений.

 

Для реализации всего вышеперечисленного, безусловно, потребуются огромные финансовые вложения, которые можно привлечь только при помощи государственных ценных бумаг.

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты современного российского рынка ГЦБ. Рынок был представлен видами и классификацией ГЦБ, их функциями, ролью и возможность доходностью, описано текущее состояние рынка. Были освещены проблемы и перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг в современной экономики России.

 

В развитой рыночной экономике выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способом привлечения средств для реализации масштабных государственных программ. В международной практике государственные ценные бумаги представлены множеством типов бумаг: векселя, сертификаты, бонды, ноты, консоли и др. Каждый их выпуск имеет четко определенную цель, и назначение, имеет определенный срок обращения. Индикатором развития рынка государственных бумаг является его доля на рынке ценных бумаг, разнообразие финансовых инструментов, их доходность.

 

В настоящее время на российском рынке государственных ценных бумаг можно встретить различные виды долговых обязательств. Наибольшее значение в денежно-кредитной политике страны занимают облигации федерального займа, если говорить о ценных бумагах муниципальных образований, то на рынке активно обращаются облигации Москвы и Московской области.

Информация о работе Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг