Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:23, реферат

Описание работы

Российский рынок ценных бумаг в настоящее время находится в стадии становления, его история складывается в нашей стране с 1993 г. По мере развития появляются новые финансовые инструменты, появляются новые внешние и внутренние инвесторы, растет инвестиционная привлекательность экономики.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Государственные ценные бумаги Российской Федерации и их классификация 5

Сущность государственных ценных бумаг 5

Классификация государственных ценных бумаг 7

Эмиссия и обращение ценных бумаг РФ 10

Обращение государственных ценных бумаг 12

Анализ привлекательности, доходности, ликвидности 15

Глава 2. Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг РФ 18

Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг в 2005 -2007 годах 19

Расчет показателей облигации на примере ОФЗ-46020 24

Глава 3. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг 27

Заключение 29

Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

наименование эмитента;

дату начала размещения ценных бумаг;

дату или период размещения;

форму выпуска ценных бумаг;

указание на вид ценных бумаг;

номинальную стоимость одной ценной бумаги;

количество ценных бумаг данного выпуска;

дату погашения ценных бумаг;

наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг или указание на депозитарий, которые осуществляют учет прав владельцев бумаг данного выпуска;

ограничения эмитента на выпуск ценных бумаг;

иные условия имеющие значения для размещения и обращения государственных ценных бумаг.

 

Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем, условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в СМИ не позднее, чем за два рабочих дня до даты начала размещения.

 

Размещение государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: банки, инвестиционные компании и фонды, население, страховые компании. В Российской федерации, Размещение выпуска (дополнительного выпуска, транша) Облигаций осуществляется Банком России по поручению Эмитента в форме аукциона, проводимого в Торговой системе, и/или по фиксированной цене предложения, либо по закрытой подписке. При этом Центральный Банк, выступая в качестве агента, выполняет следующие функции:

Объявляет параметры выпуска в своих бюллетенях за несколько дней до даты проведения торговли;

Устанавливает требования к технологическому обеспечению рынка ГКО/ОФЗ: торговой системе (ММВБ), расчетным центрам, депозитарию;

Устанавливает требования к собственному капиталу дилера;

Устанавливает контроль над ходом аукциона по первичной продаже ГКО/ОФЗ;

Осуществляет по поручению Минфина РФ дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций;

Организует операции по погашению облигаций.

 

Успешность выпуска государственных ценных бумаг зависит не только от условий размещения, процентной ставки, срока и номинала, но и от рейтинговых оценок государства международными организациями, таких как Standard & Poors, Moody's, ситуации внутреннем на рынке ценных бумаг, ситуации на внутреннем кредитном и на мировых рынках.

 

Обращение государственных ценных бумаг

 

 

Государственные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи.

 

Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%.

Российский рынок государственных долговых ценных бумаг развивался достаточно не равномерно, и за последние два года занимает значительную часть рынка ценных бумаг - около 10-15%, и занимает второе место после рынка акций. История цивилизованного рынка началась в 1993 г., когда были впервые размещены на бирже ММВБ государственные краткосрочные облигации, через два года оборот составит около 80 % суммарного оборота российского рынка ценных бумаг. За 1995 г. доля сегмента государственных долговых обязательств в общем объеме финансового рынка увеличилась с 20,4 до 80,9%, а объем торговли ГКО-ОФЗ увеличился в 5,4 раза. Инвестиции в производство не могли конкурировать с ними ни по доходности, ни по рискованности. В результате основные денежные капиталы были включены в спекулятивные операции на рынке государственных долговых обязательств, а инвестиции в производственную сферу демонстрировали двухзначные темпы падения. В начале 90х, на протяжении реформ в России наблюдались все признаки разбалансированности инвестиционной сферы: наибольшую доходность обеспечивали инвестору государственные ценные бумаги и в первую очередь ГКО, прибыль по которым не облагалась налогом и которые имели, как казалось ранее, меньший риск по сравнению с остальными российскими финансовыми инструментами. Не правильная финансовая политика, основанная на выпуске государственных ценных бумаг в 1998 году, привела российскую экономику к кризису. В период после дефолта государственная финансовая политика, и нормативная база, обеспечивающая регулирование рынка ценных бумаг, бюджетную систему, и процессы образования государственного долга изменилась. В настоящее время рынок государственных ценных бумаг развивается стабильно, об этом можно судить по волатильности облигаций, их умеренной доходности, объемам торгов, рейтингам международных агентств.

 

Российский рынок государственных облигаций также занимает видное место на внутреннем рынке ценных бумаг. (См. Рис.1)

 

Рисунок 1. Карта рынка ценных бумаг за 2006-2008 гг.   

 

 

 

В структуре государственных ценных бумаг обычно наибольший вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации. Его тенденцией тоже является стремление государства увеличивать долю все более долгосрочных облигаций по сравнению с краткосрочными облигационными займами. Государство заинтересовано и ликвидности ценных бумаг, поэтому все чаще на российском рынке выпускаются долгосрочные ОФЗ. (см. рис. 2)

 

Рисунок 2. Рынок государственных облигаций ММВБ

 

 

 

Из рисунка видно, что наиболее ликвидными облигациями являются облигации федерального займа ОФЗ-46020, которые выпущены в 2006 г, являются процентными и имеют срок погашения 30 лет, имеют номинал 1000 руб. Количество бумаг – 8 млн. шт. Объем торгов за два года составляет 413,95 млрд. руб., что говорит о достаточно хорошей ликвидности данного вида бумаг.

 

Анализ привлекательности, доходности, ликвидности

 

Ценообразование на рынке государственных ценных бумаг находится под значительным влиянием обстоятельств, непосредственным образом не связанных с сущностью, целевым назначением того или иного вида ценных бумаг. Подобного рода факторы можно назвать внешними.

 

Объективными факторами ценообразования являются показатели, характеризующие общее состояние экономики страны в целом (состояние производства, денежного обращения, финансов, бюджета) и рынка государственных ценных бумаг (его организационно-правовую оформленность, возможный объем операций, взаимодействие с другими рынками) в частности. Рыночная цена государственных облигаций образуется по тем же правилам, что и цена корпоративной облигации.

 

Рыночная «чистая» цена облигации (без учета купонов) может быть определена по формуле:

 

(1)

 

Таким образом, цена облигации связана обратной зависимостью с процентной ставкой r и сроком погашения t. Фактор времени оказывает особое влияние на ценовые параметры выпуска и обращения государственных облигаций – объяснение этому принцип временной стоимости денег. Основным показателем доходности для инвестора является процентная ставка. Для определения будущей стоимости облигации используют метод наращения.

 

Цена первичного размещения долговых обязательств может быть меньше номинала, или дисконтной; больше номинала, или с премией; равна номиналу. Рыночная цена определяется соотношением спроса и предложения, а цена погашения фиксируется в условиях займа.

 

Как правило, по условиям эмиссии проценты по облигациям начисляются несколько раз в год, в этом случает расчет будущей стоимости, будет иметь следующий вид:

 

(2)

 

Где m – число периодов начисления в году.

 

Для сравнения условий инвестиций облигаций с разными периодами начисления процентов осуществляют приведение к эффективной процентной ставке.

 

По облигациям с фиксированным доходом поток платежей называют аннуитетом, будущая стоимость простого аннуитета представляет сумму всех составляющих его платежей с начисленными процентами до срока погашения облигаций либо ее продажи.

 

(3)

 

Стоимость купонной облигации можно определить по формуле

 

 

 

 

Где F- сумма погашения; k-годовая ставка купона; r-рыночная ставка норма дисконта); n – срок облигации; m- число купонных выплат в году.

 

В качестве меры эффективности инвестиций в облигации используется показатель доходности к погашению (Yield To Maturity – YTM). Этот показатель представляет потенциальную ставку, устанавливающую равенство между текущей стоимостью потока платежей по облигации и ее рыночной ценой P.

 

(5)

 

Для облигаций с выплатой периодических доходов важную роль играет показатель дюрации – средневзвешенная продолжительность платежей. Этот показатель используется для оценки риска вложений средств в облигации с фиксированным доходом. Если предположить, что купонный платеж осуществляется раз в год, то тогда дюрацию D можно определить из следующего соотношения:

 

 

 

 

 

 

 

Формула (6)

 

где CFt- величина платежа по купону в периоде t;

 

    F-сумма погашения (как правило, номинал);

 

    n – срок погашения;

 

    r – процентная ставка (норма дисконта), равная доходности к погашению (r=YTM). Дюрация характеризует эластичность цены облигации к изменениям ее доходности.

 

Таким образом, рассчитывая теоретическую цену облигации и доходность, инвестор может принять решение о покупке или продаже ценных бумаг, если его интересует только доходность. С другой стороны у инвестора может быть излишек денежных средств (к примеру, инвестор работает не только на рынке государственных ценных бумаг, а еще на корпоративном секторе, и кредитном рынке) и ему требуется вложить денежные средства, обеспечив максимально возможную доходность при минимальных рисках. Как правило, государственные облигации покупают финансовые компании, имеющие большие объемы денежных средств, чтобы минимизировать инфляционный процесс, в таком случае инвесторы на рынке сравнивают параметры облигаций, условия их эмиссии и обращения, ликвидность, ситуацию на рынке и многие другие факторы, для принятия решения.

 

 

 

 

Глава 2. Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг РФ

 

 

На текущий момент на рынке ценных бумаг идет обвал, что безусловно сказывается на всей экономике, посредством банковской сферы. Что касается рынка государственных ценных бумаг, то основываясь на котировки, в течение года цена облигаций падала, и на 16.09.2008 произошли изменения понижающегося тренда. Значительно выросла цена на ОФЗ-46017 (ММВБ ГКО/ОФЗ) и ОФЗ-46020 (ММВБ ГКО/ОФЗ), см. рис. 3. Возможно данные изменения произошли в связи с нестабильной обстановкой на рынке акций, вследствие его резкого падения, возможно это связано с новостью о размещении государством крупных денежных средств, среди трех крупных банков. Известно, что залогом при межбанковском кредитовании и кредитовании у ЦБ, как правило, выступают государственные и корпоративные ценные бумаги. Кредиты банков стали необеспеченными, поэтому повысился спрос на государственные ценные бумаги.

 

Рисунок 3. Котировки государственных ценных бумаг

 

 

 

Рассмотрим состояние рынка за последние три года.

Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг в 2005 -2007 годах

 

Для обзора ситуации на рынке ГКО приведем статистику размещения и выплат по ГКО.

 

2005

год

 

В 2005 году фактическое привлечение денежных средств за счет размещения государственных облигаций на рыночных условиях составило 167,19 млрд. руб.

 

Сальдо по государственным внутренним заимствованиям при погашении в объеме 69,05 млрд. руб. составило 98,14 млрд. руб. против 125,11 млрд. руб., предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год».

 

В 2005 году Минфин России размещение государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) не проводил.

 

Кроме того, в соответствии со статьей 91 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» Минфин России по согласованию с Банком России в декабре 2005 года в целях повышения инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле Центрального банка Российской Федерации, провел безденежную операцию по переоформлению долговых обязательств, принадлежащих Банку России. При проведении указанной операции облигации Банка России общей номинальной стоимостью (в части государственных ценных бумаг) 36,742 млрд. руб. были переоформлены в государственные ценные бумаги общей номинальной стоимостью 33,477 млрд. руб., с частичным сокращением государственного внутреннего долга в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на 3,265 млрд. руб.

 

Объем фактической эмиссии государственных ценных бумаг в 2005 году составил 202,611 млрд. руб.

 

В течение 2005 года деятельность Минфина России на рынке госдолга была направлена на увеличение объема в обращении наиболее ликвидных выпусков гособлигаций и размещении новых выпусков государственных ценных бумаг с целью создания рыночных ориентиров по средне- и долгосрочным инструментам (средний объем выпусков: 40-42 млрд. руб. по государственным облигациям с одной датой погашения и 55-62 млрд. руб. по государственным облигациям с амортизацией долга).

 

В 2005 году Минфин России приступил к проведению новой аукционной политики, предусматривающей размещение крупных выпусков государственных облигаций фиксированной длины (3, 5, 10 и 15 лет) в заранее установленные даты.

 

Суммарный объем размещения в 2005 году на аукционах государственных облигаций на первичном и вторичном рынке составил 164,1 млрд. руб.

 

Таким образом, в 2005 году Минфин России использовал аукционы как основной способ привлечения средств при размещении государственных ценных бумаг, минимизировав размещение государственных облигаций на вторичном рынке без проведения аукционов.

 

Увеличение валютных резервов и значительный объем рублевого предложения, законодательное требование по инвестированию средств накопительных систем в государственные ценные бумаги, повышение суверенных рейтингов России рейтинговыми агентствами - все эти факторы способствовали сохранению уровня доходности по государственным ценным бумагам ниже уровня текущей инфляции.

Информация о работе Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг