Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:23, реферат
Российский рынок ценных бумаг в настоящее время находится в стадии становления, его история складывается в нашей стране с 1993 г. По мере развития появляются новые финансовые инструменты, появляются новые внешние и внутренние инвесторы, растет инвестиционная привлекательность экономики.
Введение 3
Глава 1. Государственные ценные бумаги Российской Федерации и их классификация 5
Сущность государственных ценных бумаг 5
Классификация государственных ценных бумаг 7
Эмиссия и обращение ценных бумаг РФ 10
Обращение государственных ценных бумаг 12
Анализ привлекательности, доходности, ликвидности 15
Глава 2. Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг РФ 18
Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг в 2005 -2007 годах 19
Расчет показателей облигации на примере ОФЗ-46020 24
Глава 3. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг 27
Заключение 29
Список литературы 30
Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Государственные ценные бумаги Российской Федерации и их классификация 5
Сущность государственных ценных бумаг 5
Классификация государственных ценных бумаг 7
Эмиссия и обращение ценных бумаг РФ 10
Обращение государственных ценных бумаг 12
Анализ привлекательности, доходности, ликвидности 15
Глава 2. Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг РФ 18
Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг в 2005 -2007 годах 19
Расчет показателей облигации на примере ОФЗ-46020 24
Глава 3. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг 27
Заключение 29
Список литературы 30
Введение
Российский рынок ценных бумаг в настоящее время находится в стадии становления, его история складывается в нашей стране с 1993 г. По мере развития появляются новые финансовые инструменты, появляются новые внешние и внутренние инвесторы, растет инвестиционная привлекательность экономики.
В период 90х годов были проведены кардинальные изменения отечественной экономики, Россия пережила дефолт. Эти факторы безусловно повлияли на репутацию государства на отношение внешних инвесторов. После кризиса отечественный фондовый рынок начал стабильно восстанавливаться и развиваться, и в настоящее время международные рейтинговые агентства оценивают экономику как «позитивную» (S&P), оценки имеют благоприятную тенденцию к повышению.
Эффективное развитие рыночной экономики невозможно без существования развитого финансового рынка, важнейшим звеном которого выступает рынок государственных ценных бумаг - неотъемлемый атрибут, как развитых стран, так и стран с формирующейся рыночной экономикой.
Рынок государственных ценных бумаг значительно отличается от рынка корпоративных бумаг и имеет свои особенности. Государственные ценные бумаги представлены в виде долговых бумаг федерального уровня и уровня субъектов федерации, как правило, имеют минимальные риски и относительно невысокую стабильную доходность. Эмиссия государственных ценных бумаг может быть обусловлена различными потребностями государства, основные из них - это финансирование государственных целевых программ, пополнение бюджетов различных уровней, размещение привлеченных средств для получения прибыли. Государственные ценные бумаги представляют собой более гибкий и дешевый инструмент привлечения денежных средств по сравнению с внешними и внутренними займами и кредитами. Состояние рынка государственных ценных бумаг напрямую отражает состояние экономики государства и эффективность проводимой правительством финансовой политики.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, анализ современного рынка государственных ценных бумаг. Цель курсовой работы может быть достигнута посредством выполнения следующих промежуточных задач:
Характеристики сущности государственных ценных бумаг, их классификации;
Описание процедуры эмиссий и размещения ГЦБ;
Описание методик расчета финансовых показателей;
Анализ рынка государственных ценных бумаг за 2005-2008 гг.;
Выявление проблем эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в России и способов их решения.
Глава 1. Государственные ценные бумаги Российской Федерации и их классификация
Сущность государственных ценных бумаг
Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства государства перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре. Это источник финансирования расходов государства, территориально-
Целевое назначение государственных и муниципальных ценных бумаг состоит в привлечении финансовых ресурсов для покрытия дефицита бюджета, отсрочке выплаты имеющегося долга, финансировании целевых программ, они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом, могут выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству Российской Федерации, по ссудам, взятыми коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках. ГЦБ являются одной из форм государственного долга, и довольно гибким финансовым инструментом для привлечения денежных средств и реализации финансовой политики. В странах с развитой рыночной экономикой в среднем до 97% внутренней государственной задолженности выражено в рыночных ценных бумагах. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.
Ценные бумаги государства представлены облигациями разных видов, которые различаются по целевому назначению, номиналу, сроку погашения и многим другим параметрам. В сравнении с корпоративными ценными бумагами, государственные имеют ряд преимуществ для инвесторов:
Во-первых, они имеют более высокий уровень надежности для вложения денежных средств и минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему, это связано с тем, что доходы государственного бюджета всегда позволяют своевременно и в полном объеме выполнять долговые обязательства по ним;
Во-вторых– имеют льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами. На государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции и получаемые доходы. Данный порядок применяется государством для того, чтобы в экономике всегда имелся спрос на его облигации и в нужный момент не возникло бы проблем с продажей необходимого их количества частным инвесторам
В-третьих, они имеют низкую волатильность и более стабильную доходность.
С точки зрения эмитента (государства), ценные бумаги как инструмент финансирования имеют также ряд преимуществ:
Во-первых, позволяют привлечь большие объемы денежных средств, вследствие большого количества инвесторов;
Во-вторых, позволяют эмитенту маневрировать при определении характеристик займа, поскольку все параметры займа (объем, сроки, величина процентной ставки, условия выпуска, обращения и погашения и т.д.) государство определяет самостоятельно;
В-третьих, ценные бумаги обладают более льготными условиями, чем банковские кредиты и кредиты международных организаций.
Помимо этого облигационные займы государства могут иметь свои особенности, к примеру, после окончания срока погашения одни облигации могут быть обменены на другие, с учетом капитализации дохода. Облигации так же могут быть конвертируемыми, то есть могут быть обменены на другой вид ценных бумаг. Так муниципальные облигации г. Новосибирска в 1992 г. погашались акциями (паями) объектов муниципальной собственности.
В зависимости от целей выпуска облигационные займы государства могут быть ориентированы на юридических лиц (большой номинал, бездокументарная форма представления), физических лиц (документарные бумаги небольшого номинала, наличие розыгрышей призов), иностранных лиц (валютный номинал, размещение на зарубежных рынках). Облигации в иностранной валюте являются эффективным средством привлечения денежных средств, так в период 90х годов Россия привлекла в два раза больше запланированных средств, разместив еврооблигации.
Таким образом, государственные ценные бумаги обеспечивают оптимальное сочетание собственных интересов и интересов определенного слоя инвесторов на рынке ценных бумаг.
Классификация государственных ценных бумаг
В каждом государстве классификация ценных бумаг имеет свою специфику в силу уникальности государственного устройства и истории развития рынка ценных бумаг.
Выделим общую классификацию государственных ценных бумаг:
1. По виду эмитента:
- ценные бумаги федерального правительства;
- муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;
- ценные бумаги государственных учреждений;
- ценные бумаги, которым придан статус государственных.
2. По форме обращаемости:
- рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;
- нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.
3. По срокам обращения:
- краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
- среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 до 5 - 10 лет;
- долгосрочные, т.е. имеющие срок обращения обычно свыше 10 - 15 лет.
4. По способу выплаты (получения) доходов:
- процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой);
- дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
- индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
- выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
- комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
5. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:
-облигации на покрытие дефицита бюджета;
- рефинансирования задолженности по осуществленным ранее облигационным займам;
-отсрочки уплаты долга;
-финансирования целевых программ.
Как правило, государства выпускают среднесрочные и долгосрочные облигации, это вполне разумно, поскольку каждый эмитент заинтересован в долгосрочном финансировании. В то же время выпуск в больших объемах долгосрочных государственных облигаций говорит о финансовой нестабильности в стране.
На рынках развитых государств присутствует большое количество разновидностей государственных ценных бумаг. Рынок ГЦБ занимает значительную долю рынка ценных бумаг.
В США государственные ценные бумаги представлены следующими видами: Ценные бумаги казначейства (treasuries) и ценные бумаги федеральных агентств (agency securities). Ценные бумаги казначейства включают: векселя, ноты и облигации. Бумаги федеральных агентств, в свою очередь, включают ценные бумаги: 1) государственных и квазигосударственных кредитных организаций, связанных в основном ипотекой; 2) специальные ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, выпускаемые этими же учреждениями; 3) ценные бумаги бюджетных агентств. Общая задолженность по облигациям федерального правительства в 2005 году составила 4166 млрд.долл.
К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), государственные долгосрочные облигации и др. ценные бумаги, которые в соответствии с российским законодательством приравнены к государственным ценным бумагам (ОБР – облигации Банка России). Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа, основными разновидностями которых являются дисконтные, купонные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные ГКО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.
По данным Минфина РФ, в структуре государственного долга, оформленного рыночными долговыми обязательствами наибольший удельный вес составляют ОФЗ-АД (52,7%).
Эмиссия и обращение ценных бумаг РФ
Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг», регулируется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексов РФ, Бюджетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной финансовый год», «О рынке ценных бумаг», а также другими нормативными актами, включая письма и указания Минфина РФ и Центрального банка РФ.
Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление или исполнение федерального бюджета.
Государственные облигации выпускаются либо в обычной документарной форме, при которой каждая облигация существует в виде отдельного документа, либо в специфической документарной форме. Последняя означает, что сам выпуск оформляется документарным сертификатом сразу на все составляющие его облигации, а их учет по отдельным владельцам осуществляется в бездокументарной форме, т.е. в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях.
В РФ государственные органы при выпуске ценных бумаг обязаны утвердить Генеральные условия эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов. Генеральные условия эмиссии должны включать указание на: вид ценных бумаг, форму выпуска, срочность данного вида ценных бумаг, валюту обязательств, особенность исполнения обязательств, ограничения обороноспособности ценных бумаг, а так же ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. Каждому отдельному и дополнительному выпуску присваиваются параметры, которые должны быть указаны в решении о выпуске ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:
Информация о работе Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг