Особенности и роль международных экономических организаций в развитии мировой экономики XXI века

Автор: i****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование развития мировой экономики через деятельность международных экономических организаций, выявление основных влиятельных международных организаций и направление их деятельности, анализ взаимодействия России с международными организациями и роли международных организаций в структуре мировой экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………4
1 Международные организации. Понятие. Основные функции. Классификация……………………………………..…………………………………………...6
1.1 Организация Объединенных Наций и специализированные учреждения системы ООН………………………………………………………………………………………………8
1.2 Международные экономические организации..................................................................11
1.3 Международные финансовые организации……………………………………………...15
2 Особенности и роль международных экономических организаций в отношениях с Россией………………………………………………………………………………………….19
Заключение……………...………………………………………………………………………25
Список использованных источников………………………………………………………….27
Приложения……………………………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

МЭО курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     В условиях глубоковзаимосвязанной и  быстро изменяющейся глобальной экономики  Всемирный банк предоставляет займы, консультации и ряд других стандартных ресурсов более чем 100 развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Помощь осуществляется таким образом, чтобы максимально увеличить пользу и смягчить влияние внешних факторов для развивающихся стран, так как они принимают больше участия в мировой экономике. Мировой банк использует свои финансовые и человеческие ресурсы, а также координирует с другими организациями деятельность, направленную на оказание индивидуальной помощи каждой стране в становлении на путь стабильного, непрерывного и равноправного развития.

     Мировой банк является самой крупной финансовой организацией, оказывающей помощь в  развитии, ежегодно принимая обязательства  на сумму 20 млрд. долл. США в виде новых займов2.

     Статьи  соглашения об учреждении Международного валютного фонда (Устав МВФ) были выработаны на Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в 1944г. в Бреттон-Вудсе. Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его задачами, изложенными в Уставе МВФ, являются сотрудничество в международных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валютных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между странами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения временных нарушений их платежных балансов. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников.

      С начала 80-х  гг. МВФ стал предоставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7—10 лет) на «структурную перестройку экономики» странам-членам, осуществляющим радикальные экономические и политические реформы. МВФ начал свои операции в марте 1947г. в качестве специализированного органа ООН. Учредителями МВФ были 44 страны, на 12 мая 2008г. его членами являются 186 государств (квоты стран-членов приведены в Приложении Д).

     МБРР  или Мировой Банк, как и МВФ, возник на конференции в Бреттон-Вудсе. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно его уставом, официально вступило в силу в 1945г. Банк начал функционировать с 1946г. Членами МБРР в настоящее время является 184 государства. Членами Мирового Банка могут быть только страны, вступившие в МВФ.

     Цель  Мирового Банка - содействие экономическому развитию стран-участников путем предоставления им долгосрочных кредитов, гарантирования частных инвестиций. Мировой Банк предоставляет ссуды исключительно платежеспособным заемщикам в основном для того, чтобы финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Он заимствует свои ресурсы на рынках развитых стран. Поэтому его кредиты предоставляются на рыночных условиях. С начала своей деятельности по 2006 год МБРР выдал займов более на 300 млрд. долл. США 128 странам. Наиболее крупными заемщиками МБРР в конце 90-х гг. являлись Аргентина, Индия, Индонезия, Китай, Южная Корея и Россия3.

       В систему Мирового Банка входят  его филиалы - Международная ассоциация  развития (MAP) и Международная финансовая  корпорация (МФК). MAP, созданная в  1960г., нацелена на оказание помощи самым бедным странам на привилегированных условиях. МФК, учрежденное в 1956г., занимается мобилизацией национальных и иностранных капиталов для развития частного сектора в странах «третьего мира». Сегодня МФК также активно работает в России и бывших социалистических странах. Акционерами МФК являются 175 стран, в том числе США (23,65 % голосов), Япония (5,87 %), Россия (3,39 %)4.

     Большинство проектов с участием Банка в 80-годы осуществлялось в форме «совместного финансирования» с тремя основными категориями партнеров: государственными и международными организациями развития, органами экспортного кредитования развитых капиталистических стран, коммерческими банками. Новым направлением работы Банка, непосредственно не связанным с кредитованием инвестиционных проектов, стало финансирование структурных реформ в развивающихся странах. Изменился и характер кредитования Банком некоторых секторов экономики, Сегодня Банк финансирует прежде всего структурные преобразования экономики в целом.

     В 1988г. в рамках Мирового Банка было учреждено МАГИ. Его цель - стимулирование иностранных капиталовложений в экономику развивающихся стран путем обеспечения долгосрочных гарантии некоммерческих рисков. В условиях кризиса задолженности развивающихся стран существенно возросла роль МБРР в регулировании задолженности и координации внешних займов.

     Существуют  также неформальные финансовые организации, выдающие кредиты нуждающимся странам  и создающие выгодные условия  для выплаты задолженности странам-заемщикам на благоприятных условиях.

     Парижский клуб кредиторов - это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

     Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную  внешнюю задолженность. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. В 2007 году максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. К настоящему времени Россия списала задолженность африканских стран на сумму 11,3 млрд. долл. США5. В настоящее время клуб превратился в очень активную организацию, эффективность его работы оценивается высоко. Клуб действует в тесной связи с МВФ и имеет большой авторитет у стран-кредиторов и стран-должников.

     Лондонский  клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных  коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название «Лондонского клуба». Данный «клуб» является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны «третьего мира». В клуб входят около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира (Германии, Италии, США, Великобритании, Японии, Франции, Австрии и др.), деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком».       Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе.

     В XXI веке финансовые организации играют огромную роль в развитии мировой экономики. С их финансовой помощью страны могут осуществить намеченные проекты по улучшению состояния экономики, качества жизни, увеличения веса в мировой торговле. Благодаря их деятельности достигается планомерная реализация проектов и целей Декларации тысячелетия, призванных сократить разрыв между развитыми и развивающимися странами, и таким образом они способствуют преодолению бедности, поддержанию мира, решению экологических и климатических проблем. 

 

       2 Особенности и роль международных экономических организаций в отношениях с Россией

     Практически каждое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Россия в Женеве начинает очередной раунд двусторонних и многосторонних консультаций по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). В Абу-Даби вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин подписал протокол о завершении переговоров с Объединенными Арабскими Эмиратами. Таким образом, России остается завершить последние двусторонние переговоры - с Саудовской Аравией и урегулировать остающиеся разногласия с Грузией по функционированию таможенных пропускных пунктов на границе с Абхазией и Южной Осетией.

     Объем господдержки российского сельского  хозяйства - один из главных вопросов на системных переговорах в рамках рабочей группы по присоединению РФ к ВТО. В последние годы Россия направляет на поддержку сельхозпроизводителей из федерального и региональных бюджетов чуть более трех миллиардов долларов ежегодно. Однако при вступлении в ВТО РФ хочет зафиксировать более высокий допустимый уровень господдержки. Так, глава Минсельхоза РФ Алексей Гордеев ранее называл сумму в 9 миллиардов долларов.6

     Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • расширение возможностей для российских инвесторов в странах – членах ВТО, в частности в банковской сфере;
  • создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

     Задача  ведущихся переговоров о присоединении  – добиться наилучших условий  присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью бывший министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

     По  итогам консультаций с партнерами Россия подготовит окончательную версию доклада  рабочей группы, в которой будут  прописаны условия и обязательства  РФ при вступлении в ВТО. Одновременно Россия готовит поправки в закон о техническом регулировании с целью устранения технических барьеров в торговле и таможенное законодательство в части режима ввоза товаров, содержащих шифровальные средства, а также в сфере защиты интеллектуальной собственности. Как сообщали ранее Кудрин и директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков, Россия может до середины лета завершить все двусторонние и многосторонние переговоры и до конца года вступить в ВТО.

     ОЭСР в середине мая 2007 года пригласила Россию к переговорам о вступлении в эту организацию. За более чем десятилетний период отношений между Россией и ОЭСР эксперты обеих сторон проделали большую совместную работу по реформированию российского экономического законодательства - торгового, антимонопольного, корпоративного, инвестиционного; подготовлено несколько обзоров российской экономики. Итогом этого сотрудничества стал большой аналитический обзор административной реформы в России.

     После присоединения к ОЭСР взаимодействие по ряду из этих направлений будет продолжено, поскольку взаимное изучение и обмен опытом в области госрегулирования экономики является обычной практикой взаимоотношений между странами-членами организации. Однако наряду с этим мы получим возможность не только обмениваться опытом, но и участвовать в формировании общих подходов к решению актуальных проблем мировой экономики с учетом интересов России и реализации на этой основе общей экономической политики. А это, безусловно, станет большим шагом на пути интеграции России в мировую экономическую систему.

     Россия  в «Большой восьмерке». Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» – вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России.

     С 1991 Россию стали приглашать к участию  в работе «семерки». С 1994 это происходило  в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью. В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу XXI века страна оправилась от кризиса 1998, и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. США в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. США Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн. долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией7. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия – лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. В 2006 на саммите «Восьмерки» председательствовала Россия, который проводился в Санкт-Петербурге. Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР.

Информация о работе Особенности и роль международных экономических организаций в развитии мировой экономики XXI века