Особенности и роль международных экономических организаций в развитии мировой экономики XXI века

Автор: i****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование развития мировой экономики через деятельность международных экономических организаций, выявление основных влиятельных международных организаций и направление их деятельности, анализ взаимодействия России с международными организациями и роли международных организаций в структуре мировой экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………4
1 Международные организации. Понятие. Основные функции. Классификация……………………………………..…………………………………………...6
1.1 Организация Объединенных Наций и специализированные учреждения системы ООН………………………………………………………………………………………………8
1.2 Международные экономические организации..................................................................11
1.3 Международные финансовые организации……………………………………………...15
2 Особенности и роль международных экономических организаций в отношениях с Россией………………………………………………………………………………………….19
Заключение……………...………………………………………………………………………25
Список использованных источников………………………………………………………….27
Приложения……………………………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

МЭО курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     Под руководством ЭКОСОС функционируют  региональные экономические комиссии, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программы развития (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Международная продовольственная  организация (ФАО) и др.

     Кроме того, ряд экономических организаций  функционирует на региональном уровне. Важнейшими среди них являются различные  региональные банки и фонды развития, такие как Межамериканский банк развития (МБР), Азиатский банк развития (АзБР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

     Среди перечисленных МЭО системы ООН  наиболее активно в области нормообразования действует ЮНКТАД. Со времени создания в 1964г. она охватила практически все актуальные экономические и правовые аспекты современной международной торговли и связанного с ней экономического развития. Например, именно в ЮНКТАД разрабатывались  основные концепции и принципы развития мировой торговли (соглашения о всеобщей системе преференций, о принципах и правилах для контроля за ограничительной деловой практикой), различные меры по регулированию мировых товарных рынков, в частности Интегрированная программа для сырьевых товаров (ИПСТ), а также соглашение о создании Общего фонда для финансирования буферных запасов сырья. Сегодня организация проводит глубокие исследования новых направлений устойчивого развития в условиях глобализации и либерализации мировой экономики, принимает специальные практические рекомендации для развивающихся стран.

     ЮНИДО была создана в 1966 году, а специализированным учреждением ООН стала в 1985 году. Она отвечает за содействие промышленному развитию развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Центральные учреждения ЮНИДО находятся в Вене, а на местах она ведет активную деятельность с помощью 29 страновых и региональных отделений. Членами ЮНИДО на начало 2008 года являлись 172 государства. Представители стран-участниц собираются один раз в два года на Генеральной Конференции для обсуждения острых вопросов, разработки новых проектов промышленного развития. Основными приоритетами для ЮНИДО являются:

    • Снижение уровня бедности через производственную деятельность;
    • Построение мощной торговли;
    • Охрана окружающей среды от энергоносителей.

     Весьма  инициативна в вопросах осмысления глобализации и порождаемых ею проблем  оказалась Программа развития ООН, фактически выполняющая во многих странах функции координатора большинства международных проектов развития. ПРООН является глобальной сетью ООН в области развития, выступающей за позитивные изменения в жизни людей путем предоставления странам доступа к источникам знаний, опыта и ресурсов. ПРООН работает на территории 166 стран, оказывая им содействие в поиске решений глобальных и национальных проблем в области развития.

     Мировые лидеры взяли на себя обязательства  по достижению Целей в области развития на рубеже тысячелетия, включая обуславливающую все эти цели задачу снижения наполовину уровня нищеты к 2015 году. Сеть ПРООН увязывает и координирует глобальные и национальные усилия по достижению этих целей. Ее деятельность сосредоточена на помощи странам в поиске решений и обмене опытом в решении проблем демократического управления, борьбы с бедностью, предотвращения кризисов и восстановления, энергетики и окружающей среды, ВИЧ-СПИДа. ПРООН помогает развивающимся странам в деле мобилизации и эффективного использования помощи. В своей деятельности ПРООН оказывает содействие в области защиты прав человека и расширения возможностей женщин.

     Именно  ПРООН подготовила доклад о влиянии  глобализации на потребление в мире и преодоление неравенства в этой сфере, доклад, посвященный правам человека и необходимости создания международной системы защиты этих прав. Важным вкладом в гуманизацию глобальных процессов явилась концепция человеческого развития, представленная в докладе «Глобализация с человеческим лицом». В разное время организация выступала с предложениями по созданию масштабных программ для развивающихся стран, а также новых институциональных структур, таких как Глобальный фонд гуманитарной помощи, Совет экономической безопасности и др.

     Таким образом, деятельность ООН охватывает возникающие проблемы во всех сферах, в частности, экономической, финансовой, социальной, здравоохранительной, экологической и т.д. Широкий круг охватываемых проблем заставляет данную организацию и ее специализированные учреждения находить наиболее эффективные пути их решения для сохранения стабильного развития мировой экономики и улучшения качества жизни населения всех стран.

 

      1.2  Международные экономические организации

     Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала деятельность в 1995г. Последний и самый продуктивный раунд переговоров ГАТТ, известный как Уругвайский раунд, привел к образованию ВТО. Если ГАТТ в большинстве своем работал в товарной торговле, то в настоящее время соглашения ВТО покрывают сферу услуг, изобретений, инвестиции, а также интеллектуальную собственность. Заявленной целью ВТО является установление правил торговли между нациями на глобальном и «полуглобальном» уровнях. Основополагающими принципами ГАТТ/ВТО являются:

    • торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
    • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
    • отказ от использования количественных и иных тарифных ограничений;
    • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

     ВТО создает организационно-правовую основу современной международной торговой системы, контролирует выполнение пакета многосторонних торговых соглашений стран-членов и регулирует их торговые отношения. Благодаря деятельности ВТО достигается максимальная совместимость национальных торгово-политических режимов, что ведет к общей унификации системы многостороннего регулирования мировой торговли. Членами Всемирной торговой организации являются уже 152 страны мира (см. Приложение А), и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Доля развивающихся стран-участниц ВТО достигла 36% в 2006 году. На долю стран, входящих ВТО, приходится 94% мировой торговли1.

     Экономическая политика промышленно  развитых стран  координируется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР является одной из ведущих межправительственных международных экономических организаций, которая включает 30 наиболее развитых стран мира (см. Приложение Б). Эта организация в последние годы играет все более заметную роль в упорядочении отношений не только стран-членов, но и во всем мире. Из структуры, выполняющей преимущественно информационные и исследовательские функции, она постепенно превратилась в крупнейший центр согласования экономической стратегии государств-членов по широкому кругу как внутренних, так и внешних проблем их хозяйственного развития.

     ОЭСР  объединяет правительства стран, принявших  демократию и рыночную экономику  для того, чтобы:

     Поддержать  стабильный экономический рост;

     Повысить  уровень занятости населения;

     Повысить  уровень жизни;

     Достичь финансовой стабильности;

     Помочь  другим странам в экономическом развитии;

     Содействовать росту в мировой торговле.

     Кроме того, ОЭСР провозгласила своей целью  содействие расширению мировой торговли на многосторонней недискриминационной  основе. ОЭСР анализирует и прогнозирует социально-экономическое развитие стран-членов и мировой экономики в целом, изучает и анализирует госрегулирование экономики в странах мира. На этой основе ОЭСР готовит договоренности, решения и рекомендации и другие документы, которые учитываются правительствами стран-членов организации при разработке и осуществлении экономической политики. В сферу интересов ОЭСР входит широкий круг вопросов, среди которых инвестиции, сельское хозяйство, экология, борьба с коррупцией, внешняя торговля, административная реформа, налогообложение, корпоративное управление, образование, энергетика, содействие развитию и ряд других. Помимо разработки рекомендаций в этих областях, в ряде случаев ОЭСР выступает площадкой для переговоров по разработке и мониторингу многосторонних соглашений.

     К преимуществам членства в ОЭСР можно отнести и то, что страны-члены организации в силу высоких стандартов экономической политики рассматриваются как весьма благоприятные для предпринимательской деятельности, что стимулирует приток иностранных инвестиций.  

     Такая международная организация как «Большая восьмерка» или Группа восьми занимает особое место в общей системе МЭО. В правовом смысле она не оформлена в качестве международной организации, поскольку не основана на международном договоре  и не имеет постоянных органов. Однако эта структура постепенно трансформировалась из неофициального института в организованную систему, включающую комплекс органов, функционирующих на различных политических и административных уровнях в разных областях экономики и политики, но замкнутых на обеспечение ежегодных встреч лидеров восьми государств. В начале XXI века «Восьмерка» представляет собою ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные так и «по случаю».  «Группа восьми» - неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Комиссии Европейских Сообществ (КЕС), в рамках которой осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

     Созданная в 1975г. во время первого послевоенного кризиса тогда еще «Большая семерка» стала своеобразным оперативным штабом по чрезвычайным мерам. Ее появление было вполне закономерным: внутренняя логика все усложняющегося развития мировой экономической системы вела к образованию «сил быстрого реагирования» в лице лидеров ведущих промышленно развитых стран. Сегодня эта узкая группа стран оказывает решающее воздействие на состояние мировой валютной и кредитно-финансовой системы, мировой торговли, инвестиционного процесса, на темпы и направления глобального технического прогресса, определяет уровень мировых стандартов на большинство новых изделий и, следовательно, на характер и остроту конкуренции на рынках таких изделий.

     На  последнем саммите стран «Большой восьмерки», проведенном в 2007 году в немецком Хайлигендамме обсуждались вопросы глобального потепления, ситуации в Африке и на Ближнем востоке, а также ситуация в Ираке, ядерная программа Ирана, размещение элементов ПРО США в Восточной Европе. Данные вопросы также проводились в рамках Декларации тысячелетия.  Но, хотя в период с 2000 по 2007 год бюджет по проведению операций, направленных на решение климатических проблем, например, таких как уменьшение выбросов двуокиси углерода, составил в среднем 4 млрд. долл. США, реальные решения данных проблем не были найдены, о чем свидетельствует не уменьшение, а наоборот увеличение выбросов двуокиси углерода в атмосферу (см. Приложение В).

     Семь  ведущих экономических держав –  одновременно влиятельные члены  МВФ, Всемирного банка, ВТО и ОЭСР, т.е. фактически образуют неофициальное ядро важнейших международных организаций и способны направлять их деятельность в необходимое русло. Таким образом, наработки «Большой восьмерки» реализуются и проводятся в жизнь либо непосредственно самими участниками, либо опосредованно, через многочисленные международные организации или специально созываемые многосторонние форумы.

     Таким образом, в XXI веке уменьшаются темпы роста развитых стран и увеличиваются темпы роста развивающихся стран. Развитые страны оказывают не только материальную помощь, но и примером своего развития вдохновляют развивающиеся экономики на активный рост. За счет этого сокращается экономический разрыв между развивающимися и развитыми странами. Но, несмотря на заметный прогресс в этой области, можно сказать, что далеко не все цели еще достигнуты. В XXI веке экономические цели международных экономических организаций приобретают социальную окраску. Эти цели достигаются в рамках Декларации тысячелетия. Помимо высоких темпов ростов экономики, государства стремятся увеличить национальный доход, уровень жизни и уровень грамотности населения. Особое место занимают экологические проблемы. Государства не просто стремятся к увеличению ВВП, но переходят на высокотехнологичные производства с тенденцией к сохранению ресурсов. Об этом свидетельствует увеличение таких ресурсов, как лесные (см. Приложение Г).

 

      1.3  Международные финансовые организации

     Важное  место в системе МЭО занимают финансовые институты – Международный  валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка и Всемирная торговая организация (ВТО). Международные валютно-финансовые организации (МВФ и МБРР) располагают большими полномочиями и финансовыми ресурсами и непосредственно участвуют в управлении трансграничным движением капитала, разрабатывают рекомендации по валютной и кредитно-финансовой политике, обеспечивают сбор и распространение информации по актуальным проблемам валютно-финансовых отношений. Обе организации являются крупнейшими учреждениями, выдающими кредиты на поддержку экономических реформ и структурной оптимизации.

     Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) образуют Всемирный Банк (ВБ), который  совместно с Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) составляют группу Всемирного Банка.

Информация о работе Особенности и роль международных экономических организаций в развитии мировой экономики XXI века