Особенности и эффективность денежно-кредитной политики РБ в условиях реформирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:34, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсовой работы определяют её структуру. Данная курсовая работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы.
В первой главе раскрывается сущность денежно-кредитной политики, её важность, описываются её основные принципы,инструменты, цели и задачи.
Во второй главе раскрываются передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики.
В третьей главе описываются особенности и эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларуси в условиях реформирования экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики………………………………5
Учетная ставка процента…………………………………………………………..8
Нормы обязательных резервов…………………………………………………...10
Операции на открытом рынке……………………………………………………12
Передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики………………15
Особенности и эффективность денежно-кредитной политики РБ в условиях реформирования экономики……………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

курсоавая.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

     Макроэкономическая  ситуация в январе-сентябре 2006 характеризовалась:

     ростом реальных денежных доходов населения (на 17, 8 процента за январь-август 2006 г.) и заработной платы (на 19,1 процента).

     Снижением безработицы; на 1 октября 2006 г. численность  безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, составила 56,4 тыс. человек, снизившись с начала 2006 года на 16,9 процента.

     За  январь-сентябрь 2006 г. экспорт товаров и услуг в фактических ценах по сравнению с аналогичным периодом 20005г. возрос на 25,8 процента и составил 16,5 млрд. долларов США. Импорт товаров и услуг в фактических ценах за январь-сентябрь 2006 г. достиг 17,1 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с январём-сентябрём 2005 г. на 36,7./19, с.3/

     Макроэкономическая  ситуация в январе-сентябре 2007 характеризовалась:

     Ростом  реальных денежных доходов населения  и реальной заработной платой на 16, 2 процента и 10,2 процента соответственно.

     Снижением безработицы; на конец сентября 2007 г. численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, составила 46,5 тыс. человек, снизившись с начала 2007 года на 10,6 процента.

     За  январь-сентябрь 2007 г., по данным платёжного баланса,  экспорт товаров и услуг в фактических ценах по сравнению с аналогичным периодом 20006г. возрос на 18,3 процента до 19,6 млрд. долларов США. Импорт товаров и услуг в фактических ценах за январь-сентябрь 2007 г. достиг 21,1 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. на 23,1 процента./20, с.3/

     В январе – июне 2008 г. макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2007 года характеризовалась поддержанием высоких темпов экономического роста, сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики, ростом реальных денежных доходов населения, а также ускорением инфляционных процессов, существенным отрицательным сальдо внешнеторговых операций.

     Курсовая  политика.

     Официальный курс белорусского рубля к доллару США на 1 июля 2008 г. составил 2 125 рублей за 1 доллар США и с начала 2008 года укрепился на 1,2 процента.

     Процентная  политика.

     В целях стимулирования роста рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения доходности сбережений населения ставка рефинансирования с 1 июля 2008 г. установлена на уровне 10,25 процента годовых.

     Денежно-кредитные  показатели.

     В первом полугодии 2008 г. Рублевая денежная масса возросла на 14,4 процента (на 2,41 трлн. рублей) и на 1 июля 2008 г. достигла 19,18 трлн. рублей, широкая денежная масса соответственно – на 15,4 процента (на 3,78 трлн. рублей) и 28,29 трлн. рублей.

     В январе – июне 2008 г. рублевая денежная база приросла на 12 процентов (на 822,1 млрд. рублей) и на 1 июля 2008 г. составила 7,74 трлн. рублей. /10, с.1-3/

      В условиях снижения внешнего спроса в  январе-августе 2009 г., по предварительным данным платёжного баланса, экспорт товаров и услуг составил 15,3 млрд. долларов США, импорт товаров и услуг-18,8 млрд. долларов США, снизившись по сравнению с январём-августом 2008 г. на 42,4 и 34,2 процента соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался чистый импорт в размере 3595,9 млн. долларов США.

      Рублёвая денежная база за январь-август 2009 г. под воздействием операций НБ и Правительства, обусловленных прежде всего ситуацией на валютном рынке и в банковском секторе, снизились на 7,5 процента (на 0,55 трлн.рублей) и на 1 сентября 2009 г. составила 6,72 трлн. рублей.

      Международные резервные активы РБ на 1 сентября 2009 г. :

      в национальном определении составили 3929,9 млн. долларов США и увеличились с начала 2009 г. на 16,8 процента (на 566,2 млн. долларов США);

      в определении ССРД МВФ (Специальный  стандарт распространения данных Международного валютного фонда) составили 3470,4 млн. долларов США и увеличились с начала 2009 г. на 13,3 процента (на 409,3 млн.долларов США).

      В августе 2009 г. ставка по новым срочным  депозитам в рублях сложилась  на уровне 17,5 процента годовых, увеличившись по сравнению с январём на 0,8 процентного пункта.При этом ставка по вновь привлечённым срочным депозитам населения выросла с 19,4 процента годовых в январе 2009 г. до 20,3 процента годовых в августе 2009 г. В реальном выражении (с учётом изменения уровня цен) ставка по вновь привлечённым срочным рублёвым депозитам в январе-августе 2009 г. составила 6,8 процента годовых./21,с.15-19/ 
 
 
 

 
 

     Заключение 

     Денежно-кредитная политика (ДКП) – это особая деятельность государства. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики страны.

     ДКП является составной частью всей экономической  политики государства. Эта часть  государственной политики играет стабилизирующую роль в макроэкономике и является инструментом антициклического регулирования. Сущность денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка.

     Осуществляется  денежно-кредитное регулирование центральным банком (ЦБ) страны.

     Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный  банк, воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и  инвестиции коммерческих банков, их резервные  позиции, влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.

       Государство осуществляет контроль  над банковской системой. Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов.

     Общие цели денежно-кредитной политики определяются центральным банком с учетом особенностей текущего состояния денежного обращения и банковской системы в целом.

     Регулирующая  деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

     Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

     Механизм  регулирования включает методы, инструменты  регулирования наличных и безналичных  банковских операций и конкретные формы  контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро-микроуровне.     

     Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом.  Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. В большинстве стран мира для денежно-кредитного регулирования используются общие  и селективные инструменты.

     Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся:

     - учетная ставка процента,

     - нормы обязательных резервов

     - операции на открытом рынке.

     Селективные же используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д.

     Некоторые ученые-экономисты делят инструменты  денежно-кредитной политики на прямые (административные) и косвенные (экономические).

     Косвенные инструменты воздействуют на спрос, на кредит и на его предложение. Эти инструменты используются в виде операций на открытом рынке (первичном или вторичном), ограничения доступа к ломбардному механизму, проведения аукционов кредитов центрального банка, а также в виде норм обязательны резервов.

     И все же  основными инструментами денежно-кредитной политики являются: изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

     Учётная ставка (процентная ставка, или ставка рефинансирования) – это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.

     Еще один не менее важный инструмент денежно-кредитной  политики – норма обязательных резервов (резервная норма). По существу, обязательные резервы представляют собой часть кассовых (денежных) резервов,  которые коммерческие банки должны постоянно хранить в налично-денежной форме, в виде вкладов в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным депозитам, полученным займам и кредитам.

     Операции  на открытом рынке служат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве стран мира. Операции проводятся центральным банком страны совместно с группой крупных банков. Они заключаются в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных). Объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги.

     Операции на открытом рынке, как инструмент денежно-кредитной политики, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%.

     Говоря  о каждом методе ДКП в отдельности, обращая внимание на его преимущества перед другими и подчеркивая недостатки, необходимо все же помнить, что только одновременное использование всех перечисленных инструментов может привести к выработке правильной и грамотной денежно-кредитной политики.

     В нашей стране на современном этапе  развития рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

     Список  используемой литературы 
 

     1 Агапова, Т. А., Серегина, С. Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей редакцией профессора, д. э. н. А. В. Свдоровича. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство "ДИС", 1997. — 416 с.

     2 Аналитическое обозрение. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Минск: выпуск подготовлен Главным управлением монетарной политики и экономического анализа Национального банка Республики Беларусь, 2007. – 137 с.

     3 Банковский кодекс Республики Беларусь: по состоянию на 25 февраля 2008 г. – Минск: Амалфея, 2008. – 216 с.

     4 Бондарь, А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В.  Бондарь А.В.,  В.А. Воробьёв В.А., Л. Н. Новикова [и др].-Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.

     5 Бриштелев, А.С. «Теоретические аспекты применения Центральными банками фонда обязательных резервов» // Белорусский экономический журнал, 2003 №3. – с. 1-12.

     6 Гальперин, В.И. Макроэкономика: Учебник / В. И. Гальперин,  П.И. Гребенников, А. И. Леусский, Л. С. Тарасевич; под общ. ред. Л. С. Тарасевича. СПб.: Экономическая школа, 1994. – 400 с.

     7 Головачев, А.С., Раковец, A.А. «Денежно-кредитный механизм регулирования экономики» // Белорусский экономический журнал, 2000 №2. – с.12-24.

     8 Долан, Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э. Дж. Долан, К. Д. Кэмпбелл, Р. Д. Кэмпбелл. – М.: Издательство АНК, 1996.–448 с.

     9 Кравцова, Г. И. Деньги, кредит, банки: учебник / Г. И.Кравцова, Г. С. Кузьменко, О. И. Румянцева [и др]; под ред. проф. Г. И.Кравцовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 207. - 444 с.

     10 Лаврушина, О. И. Деньги, кредит, банки: учебник для студентов вузов / под ред. О. И. Лаврушина. – 7-е изд., стер., - М.: КНОРУС, 2008. – 559с.

Информация о работе Особенности и эффективность денежно-кредитной политики РБ в условиях реформирования экономики