Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:34, курсовая работа
Цели и задачи курсовой работы определяют её структуру. Данная курсовая работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы.
В первой главе раскрывается сущность денежно-кредитной политики, её важность, описываются её основные принципы,инструменты, цели и задачи.
Во второй главе раскрываются передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики.
В третьей главе описываются особенности и эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларуси в условиях реформирования экономики.
Введение………………………………………………………………………………...3
1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики………………………………5
Учетная ставка процента…………………………………………………………..8
Нормы обязательных резервов…………………………………………………...10
Операции на открытом рынке……………………………………………………12
Передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики………………15
Особенности и эффективность денежно-кредитной политики РБ в условиях реформирования экономики……………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………
Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег ЦБ не в состоянии, так как не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, он проводит эластичную ДКП. Она заключается в том, что ЦБ допускает определённое расширение денежной массы, контролируя темпы её роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя его по мере надобности.
Кривая предложения денег MS является наклонной. Рост спроса на деньги с МD1 до МD2 приводит к увеличению количества денег с до и повышению ставки процента с i1 до i2.
Влияние
изменения денежного спроса на уровень
ставки процента и количество денег
различно в зависимости от положения кривой
MS. Если она достаточно крутая, то изменение
процентной ставки будет более значительным
по сравнению с изменением количества
денег, что означает проведение относительно
жёсткой монетарной политики. Если же
кривая МS будет иметь сравнительно пологий
вид, то, наоборот, рост спроса на деньги
приведёт к более значительному изменению
их количества по сравнению с изменением
ставки процента. Такая политика называется
относительно гибкой./2.с.142-147/
3
Особенности и эффективность
денежно-кредитной политики
РБ в условиях реформирования
экономики
Большинство экономистов считают, что ДКП в краткосрочном периоде способна воздействовать на уровень совокупного дохода и занятости, т.е. она эффективна. Однако по поводу степени её влияния на экономику до сих пор существуют разные точки зрения. Общепризнано, что ДКП обладает определёнными достоинствами и, прежде всего, сравнительно короткими временным внутренним лагом-период времени между изменением экономической ситуации (моментом экономического шока) и принятием ответных мер ДКП. Решения принимает ЦБ страны, что не требует длительных согласований; необходимые шаги осуществляются практически немедленно путём проведения операций на открытом рынке.
ДКП является гибкой. Контролируя промежуточные и тактические цели , ЦБ имеет возможность быстро определять правильность выбранного направления регулирования, корректировать проводимую политику, не дожидаясь её окончательных результатов. Это объясняется непосредственным влиянием инструментов денежно-кредитного регулирования на промежуточные и тактические цели, что позволяет достичь поставленных конечных целей.
Следует учитывать также тот факт, что ЦБ в странах с рыночной экономикой более независим, чем большинство правительственных учреждений, что позволяет ему проводить политику твердого курса. Он чётко придерживается установленных параметров, не нарушая их при изменении текущей экономической конъюнктуры. Имеющийся опыт свидетельствует о том, что политика твердого курса снижает влияние политических бизнес-циклов на динамику уровней занятости, инфляции, темпов роста ВВП.
ДКП способна воздействовать на структуру совокупного спроса ( соотношение потребления, инвестиций и государственных закупок в общем объеме совокупного спроса). Например, политика « дешевых денег» увеличивает денежную массу в стране, в результате чего предложение денег начинает превышать спрос. Ставка ссудного процента понижается, что вызывает увеличение инвестиционных расходов. В совокупном спросе, а значит и ВВП, возрастает доля инвестиций, что позволит в будущем расширить производство и обеспечит более высокий уровень занятости. При проведении политики «дорогих денег» их предложение снижается и процентная ставка возрастает, что приводит к сокращению частных инвестиций. Структура совокупного спроса изменяется: уменьшается доля инвестиций и возрастает доля государственных и потребительских расходов. В результате сокращается удельный вес инвестиций и ВВП и его рост начинает замедляться.
Вместе с тем при реализации ДКП возникает ряд проблем. Одна из них в том, что на практике ЦБ трудно осуществить контроль над денежной массой по ряду причин: а) невозможно точно рассчитать величину денежного мультипликатора, что может привести к непредсказуемым последствиям для денежного предложения; б) центральный банк в случае необходимости всегда может увеличить денежную базу путем кредитования коммерческих банков и изменить тем самым предложение денег. Контроль над денежной массой особенно усложняется во время инфляции. Увеличение ее темпов сопровождается, как правило, быстры и неравномерным увеличением скорости обращения денег, что снижает эффективность антиинфляционной политики, направленной на ее снижение.
Политика контроля над денежной массой может привести к значительным колебаниям процентной ставки, что негативно скажется на инвестиционном климате и способно даже повлечь за собой сокращение долгосрочных инвестиций. Проблема обостряется в том случае, если спрос на деньги неэластичен по отношению к процентной ставке. В данной ситуации даже незначительное его изменение приведет к серьезным колебаниям ставки процента.
Определённые проблемы могут возникнуть и при осуществлении операций на открытом рынке. Их масштабное использование порой сопровождается определёнными негативными последствиями. Например, если при проведении жёсткой ДКП ЦБ захочет продать большой пакет государственных ценных бумаг, то ему, скорее всего, придётся резко повысить ставку процента по облигациям, чтобы найти покупателей. Потенциальные покупатели знают, что при проведении политики «дорогих денег» уровень процентной ставки возрастает, и поэтому будут требовать повышения их доходности. Высокие процентные ставки приведут к росту дефицита государственного бюджета, сокращению частных инвестиций, привлекут иностранный капитал в страну, что обусловит повышение курса национальной валюты и отрицательно скажется на экспорте. В странах с ограниченными финансовыми ресурсами продажа значительного пакета государственных ценных бумаг может отвлечь капитал от реального сектора экономики.
Эффективность
ДКП снижает и наличие
В силу рассмотренных выше причин для разработки ДКП и оценки её последствий ЦБ необходима исчерпывающая информация о факторах, влияющих на каждый из этапов передаточного механизма, их взаимосвязи. Получить такие сведения в полном объёме практически невозможно, что в свою очередь может привести к непредсказуемым конечным результатам.
Самостоятельную ДКП РБ начала проводить с момента обретения независимости. В 1992г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в РБ», « О НБ РБ», которые определили экономические и правовые основы деятельности НБ как органа, разрабатывающего и реализующего ДКП. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс РБ, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления ДКП , в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.
В реализации ДКП в республике выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992-1994 гг., имела серьёзные просчёты, которые объяснялись прежде всего нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешёвы; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Указанные и ряд других факторов обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5%, а в 1994 г.-2059,9%.
В целях снижения инфляции НБ с конца 1994 г. начал проводить жёсткую ДКП, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путём неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. Устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии НБ , осуществлялся постепенный переход от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору, была повышена учётная ставка, осуществлён переход на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. ИПЦ составил 344,0%, в 1996 г.-139,3%. Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.
С конца 1996 г. НБ перешёл к довольно мягкой ДКП, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлён курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия НБ. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп её прироста практически трёхкратно превышал установленные параметры. В 1998-1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК , которая в основном обеспечивалась за счёт эмиссионных кредитов НБ. В 1998 г. объём этих кредитов в 3, 7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введён режим множественности его обменного курса. Несмотря на определённые попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые НБ в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объём денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза), что привело к росту цен. В 1997 г. ИПЦ составил 163,1%, в 1998 г.-281,75, а в 1999 г. достиг 351,2%.
Вместе с тем произошли положительные сдвиги в структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г. была ликвидирована множественность валютных курсов. Кроме того, политика «дешёвых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и способствовала тем самым экономическому росту. С 1996 г. в республике наблюдаются положительные темпы роста реального ВВП.
Уже в 2000 г. были установлены более жёсткие пределы прироста рублёвой денежной массы, чистого внутреннего кредита НБ. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер ИПЦ В 2000 г.упал до 207,5 %
В 2001-2004 гг. НБ , сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учётная политика бала по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г. ИПЦ составлял 146,3%, в 2002 г.-134,8, 2003 г.-125,4, в 2004 г.-118,1 %.
ДКП РБ в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Её контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который согласно Основным направлениям ДКП, мог снизиться за год не более чем на 2,4 %. Прирост рублёвой денежной массы не должен превысить 17-21%. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля США, темпы роста активной рублёвой денежной базы, величина международных резервных активов. Предварительная оценка результатов реализации ДКП показывает, что поставленные цели достигнуты (ИПЦ за год составил 110,3 %). Об этом можно судить и по итогам её проведения за январь-сентябрь 2005 г. Этот период характеризовался замедлением инфляционных процессов : ИПЦ в сентябре 2005 г. по отношению к декабрю 2004 г. составил 104,6 % (за год планировалось повышение цен на 105-110 %). Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,1 %, а по отношению к доллару США – всего на 0,9, что свидетельствует о замедлении и девальвационных процессов./2.с.147-155/