Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:22, курсовая работа
В мировой экономике на протяжении уже более полувека международное сообщество ищет пути решения проблем с помощью ООН, не без основания рассчитывая на ее глобальный характер. Анализ 50-летней практики ООН приводит к выводу, что наряду со всемерным увеличением роли мировых политических проблем большое место в ее деятельности занимают экономические аспекты. Выражается это прежде всего в расширении экономических функций ООН. Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств решения, выработки соответствующих рекомендаций. Параллельно с этим меняется организационная структура самой ООН, увеличивается число экономических учреждений и стран, в них участвующих, расширяется поле деятельности этих учреждений, их контакты с другими международными, а также национальными институтами и организациями.
Введение 3
Глава 1. ООН: история,особенности и характер экономической деятельности 5
1.1. История создания ООН 5
1.2. ООН и её структура 8
1.3. Роль ООН в мировой экономике 16
Глава 2. Экономическая деятельность ООН в РФ. Европейская экономическая комиссия 20
2.1.Проблемы и цели развития России с точки зрения ООН 20
2.2. Участие РФ в деятельности ООН 24
2.3. Особенности деятельности Европейской Экономической Комиссии 31
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Существенной особенностью системы ЦРТ и ее отличием от многих других международных и страновых систем индикаторов является введение временного периода (1990–2015 гг.) и конкретных цифр изменения показателей за-
дач – их изменение за этот период. Приоритеты ЦРТ основаны на концепции развития человеческого потенциала, но их выбор, а затем и формулирование конкретных целей отражают представления о значимости и остроте тех или иных социальных проблем. В Докладе о развитии человеческого потенциала в РФ за 2005 год ЦРТ ООН были адаптированы для России. Структура целей и задач для страны выглядит следующим образом: (см. Приложение 1)
Россия выступала за дальнейшее укрепление роли ООН, обладающей универсальным мандатом и общепризнанной легитимностью, в важнейших вопросах мировой политики. Особо акцентировалось значение Организации как гаранта верховенства международного права. На фоне возрастающей турбулентности в международных отношениях, разбалансировки регионального политического ландшафта на Ближнем Востоке и в Северной Африке, проводился последовательный курс на обеспечение строгого и ответственного отношения к основополагающим нормам и принципам Устава ООН, противодействовали попыткам произвольного или расширительного их применения, в том числе в целях оправдания силового вмешательства во внутренние конфликты. В качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН настаивали на безальтернативности их урегулирования в рамках мирного процесса, основанного на содержательном и инклюзивном диалоге властей и оппозиции и безусловном прекращении насилия. Нацеливали СБ ООН на разработку четких, не допускающих разночтений миротворческих мандатов, особенно связанных с применением силы, и обеспечение строгого контроля за их реализацией. В ходе 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в результате целенаправленной работы российской делегации удалось обеспечить растущую поддержку представленных Россией проектов резолюций ГА ООН «Достижения в сфере информационных задач и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» и «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними
нетерпимости».
В рамках продвижения российской инициативы о мерах по обеспечению
транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности
(МТДК) в Первом комитете ГА ООН консенсусом принято решение об
учреждении в 2012-2013 гг. Группы правительственных экспертов для проведения исследований в этой области. «На полях» 66-й сессии ГА ООН активно продвигали российские подходы в области ядерного разоружения, акцентируя зависимость прогресса на данном направлении от ряда факторов, непосредственно влияющих на глобальную стратегическую стабильность. В их числе планы США и НАТО по развертыванию в Европе стратегической ПРО, угроза размещения оружия в космосе, реализация проектов создания стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, сохраняющийся дисбаланс в области обычных вооружений в Европе и др. В сентябре в целях запуска широкого международного процесса по проблематике международной информационной безопасности (МИБ) в качестве официального документа 66-й сессии ГА ООН был распространен подготовленный совместно Россией, Китаем, Узбекистаном и Таджикистаном проект «Правил поведения в области обеспечения МИБ». Россия принимала участие в 10 из 16 операций ООН по поддержанию мира, направив в зоны конфликтов 227 миротворцев, в том числе военных наблюдателей и полицейских. При планировании или модификации
выдаваемых СБ ООН мандатов миротворческих операций ставили вопрос о
необходимости совершенствования военной экспертизы через более
активное использование возможностей Военно-штабного комитета.
Участвовали в деятельности Комиссии ООН по миростроительству, содействуя ее институциональному укреплению и повышению эффективности работы и продолжая осуществлять ежегодные взносы в Фонд ООН по миростроительству в размере 2 млн. долл. США. Проводили последовательную линию в пользу развития сотрудничества ООН с региональными организациями, прежде всего ОДКБ и ШОС. Намечен курс на углубление взаимодействия между ООН и ОДКБ в сферах борьбы с терроризмом, нераспространения оружия массового
уничтожения (ОМУ), противодействия транснациональной преступности и
незаконному обороту наркотиков, миротворчества. Россия придерживалась сбалансированной линии по реформированию ООН в целях повышения ее эффективности и обеспечения адекватного реагирования на многообразие вызовов и угроз международному миру и безопасности. Продолжали активно участвовать в переговорном процессе по модальностям реформирования СБ ООН в интересах выхода на максимально широкое согласие по конечной реформенной формуле. В условиях сохранения принципиальных разногласий государств-членов ООН российская делегация выступала за продолжение дискуссии по всем
имеющимся предложениям без форсирования принятия решений, против
искусственного сужения повестки дня или постановки на голосование тех
или иных реформенных предложений. Решительно отводились попытки
ограничить полномочия этого ключевого органа ООН, несущего главную
ответственность за поддержание международного мира и безопасности, а
также прерогативы его постоянных членов.
На экономическом направлении деятельности ООН главное
внимание уделялось использованию ее социально-экономических органов
для решения приоритетных задач в области достижения Целей развития
тысячелетия (ЦРТ), повышению практической отдачи от участия России в
многостороннем экономическом сотрудничестве и формированию
благоприятного международного климата в интересах полноценной
интеграции нашей страны в мировую экономику. Подтверждая свою приверженность ЦРТ, российская сторона участвовала в подготовке итогового документа состоявшейся в мае 4-й Конференции ООН по наименее развитым странам (НРС) – Стамбульской программы действий для НРС, призванной придать политический импульс международному сотрудничеству в целях вывода этих государств на путь стабильного роста и устойчивого развития.
В ООН и ее региональных комиссиях при активном участии России
проводился обмен информацией и передовым опытом по вопросам
безопасности дорожного движения (БДД). Наша страна прочно закрепила
за собой лидерство в этой области, сыграв инициативную роль во включении
проблематики БДД в международную повестку дня. В рамках обсуждения в
2012 г. темы «Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения» российская сторона планирует выступить с проектом новой резолюции ГА ООН по данной проблеме. Россия заметно укрепила свои позиции в Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) и Экономической и социальной
комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Активно использовали их возможности для продвижения экономического взаимодействия со странами Европы, Азии и СНГ. 64-я сессия ЕЭК (март) подтвердила значимость для России сотрудничества с этим институтом. Проектная деятельность Комиссии,
финансируемая за счет российского добровольного взноса, была ориентирована на практические нужды СНГ с акцентом на экономическую модернизацию, совершенствование и диверсификацию инфраструктуры, укрепление взаимовыгодных интеграционных связей. В рамках российского взноса в ЕЭК запланирована реализация 15 проектов. Среди направлений совместной деятельности – развитие транспортных маршрутов в евразийском регионе, решение водно-энергетических проблем стран Центральной Азии, упрощение международных торговых операций, вопросы статистики. Россия в качестве страны-донора продолжала наращивать свой вклад в ЭСКАТО, являющуюся важным партнером в деле реализации международных программ в АТР, в том числе связанных с достижением ЦРТ. Российский добровольный взнос способствовал осуществлению
важных проектов по содействию развитию стран АТР.
Концентрировали усилия на приобретающей все большее значение для
мирового сообщества проблематике устойчивого развития, охраны окружающей среды, урбанистики и здравоохранения.
Пристальное внимание уделяли деятельности в рамках ведущих международных природоохранных конвенций и соглашений, продолжению сотрудничества с Комиссией ООН по устойчивому развитию, Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Программой ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат). Россия играла ведущую роль в международных усилиях по сокращению антропогенной нагрузки на климатическую систему планеты, приняла активное участие в подготовке и проведении Климатической конференции ООН в Дурбане (ЮАР, декабрь). Продолжался процесс трансформации системы взаимодействия России с организациями системы ООН в контексте перехода нашей страны из категории стран-получателей технического содействия в группу государств-доноров международного развития. Вслед за Программой развития ООН в декабре завершило свою деятельность в России Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Одновременно проводилась работа по созданию
российского Национального комитета ЮНИСЕФ. В дополнение к ежегодному добровольному взносу в Фонд (1 млн. долл. США) Россия перечислила по его линии по 1 млн. долл. США на оказание гуманитарной помощи населению Ливии и на борьбу с последствиями голода в государствах Африканского Рога.
Внесли добровольный взнос (200 тыс. долл. США) в Учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР), в том числе на организацию международных учебных курсов повышения квалификации для дипломатов стран СНГ на базе МГИМО(У) МИД России. В рамках расширения сотрудничества с ЮНИДО началась работа по подготовке к реализации новых проектов в области передачи технологий, привлечения инвестиций и укрепления промышленного потенциала в Монголии, Молдавии, других странах СНГ из средств добровольногороссийского взноса в ЮНИДО (2,6 млн. долл. США).
Приняли участие в 4-м Форуме высокого уровня по вопросам развития
(Республика Корея, ноябрь-декабрь). Осуществлялась разработка
нормативно-правовой базы создания Российского агентства международного развития. Заметное место занимало взаимодействие с ЮНЕСКО. В ноябре
завершилось российское председательство в Исполнительном совете Организации, в ходе которого Россия энергично продвигала свои подходы по широкому кругу актуальных международных проблем, активизировала сотрудничество в программных областях деятельности ЮНЕСКО. Традиционным приоритетом оставалось взаимодействие в сфере образования. В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К.Аммосова (Якутск) создана Кафедра ЮНЕСКО по социальной и гуманитарной адаптации Арктических регионов к изменениям климата. На Международной конференции «Партнерство кафедр ЮНЕСКО в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в
образовании: инновации и передовой опыт» в С.-Петербурге принято решение о формировании международной сети кафедр ЮНЕСКО по ИКТ. 25 российских школ получили сертификаты «Ассоциированной школы ЮНЕСКО».Успешно развивалось научное сотрудничество. В рамках Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) 40-й российский объект – природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» –включен во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, насчитывающую 580 объектов в 114 странах.
Особое внимание уделялось продвижению взаимодействия с ЮНЕСКО
российских негосударственных структур. В Брюсселе в рамках Международного года химии подписан Меморандум о взаимопонимании между ЮНЕСКО и российским ОАО «ФосАгро» (ноябрь), предусматривающий выделение грантов на финансирование перспективных исследовательских проектов молодых ученых-химиков. В контакте с ЮНЕСКО вели работу по укреплению различных
механизмов межцивилизационного общения. Совместно с Русской православной церковью продвигали идею создания при Генеральном директоре ЮНЕСКО Группы высокого уровня по межрелигиозному диалогу.
Тесно взаимодействовали с Организацией в области культуры. Комитет
всемирного наследия ЮНЕСКО принял решение о проведении своей 36-й
сессии в С.-Петербурге в июне-июле 2012 г. В октябре в Киеве на 26-м заседании Совета по культурному сотрудничеству стран СНГ на уровне министров культуры по предложению российской стороны создан Центр сохранения всемирного наследия СНГ. В соответствии с Соглашением между Правительством России и ЮНЕСКО 2010 г. о финансировании восстановления православных святынь в Косово наша страна в полном объеме внесла добровольный целевой взнос (2 млн. долл. США) и предоставила экспертное содействие.
В октябре успешно завершен международный проект по реконструкции
Большого театра с участием экспертов ЮНЕСКО. В области ИКТ в формате председательства России в Межправительственном совете Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (ПИДВ) в Якутске (июль) и Москве (октябрь) проведены международные конференции «Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве» и «Сохранение электронной информации в
информационном обществе». Уделяли серьезное внимание вопросам проводимого в рамках ЮНЕСКО осмысления и анализа феномена Интернета. По инициативе России Межправительственный совет ПИДВ одобрил Кодекс этики
информационного общества. В рамках Международной программы развития коммуникаций ЮНЕСКО в Киеве и Одессе прошел ежегодный Всемирный конгресс русскоязычной прессы (июнь). При активном российском участии государствами-членами ЮНЕСКО разработаны и одобрены Манифест об электронных библиотеках Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений, Стратегия ЮНЕСКО в отношении вклада Организации в поощрение открытого доступа к научной информации и исследованиям, Всеобщая декларация об архивах.
Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) была образована в 1947 г. со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). В течение более 50 лет своего существования ЕЭК охватила своей деятельностью 55 стран Северной Америки, Европы и Азии, в результате чего вырабатывается совместный механизм международного экономического сотрудничества. ЕЭК является межнациональным форумом, на котором достигается взаимная договоренность и согласие в процессах формирования и выполнения общих направлений деятельности стран, реализации их совместной политики.