Особенности и характер экономической деятельности ООН. Европейская Экономическая Комиссия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

В мировой экономике на протяжении уже более полувека международное сообщество ищет пути решения проблем с помощью ООН, не без основания рассчитывая на ее глобальный характер. Анализ 50-летней практики ООН приводит к выводу, что наряду со всемерным увеличением роли мировых политических проблем большое место в ее деятельности занимают экономические аспекты. Выражается это прежде всего в расширении экономических функций ООН. Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств решения, выработки соответствующих рекомендаций. Параллельно с этим меняется организационная структура самой ООН, увеличивается число экономических учреждений и стран, в них участвующих, расширяется поле деятельности этих учреждений, их контакты с другими международными, а также национальными институтами и организациями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. ООН: история,особенности и характер экономической деятельности 5
1.1. История создания ООН 5
1.2. ООН и её структура 8
1.3. Роль ООН в мировой экономике 16
Глава 2. Экономическая деятельность ООН в РФ. Европейская экономическая комиссия 20
2.1.Проблемы и цели развития России с точки зрения ООН 20
2.2. Участие РФ в деятельности ООН 24
2.3. Особенности деятельности Европейской Экономической Комиссии 31
Заключение 37
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 784.00 Кб (Скачать)

Международный Суд ООН - это  главный судебный орган ООН.  Этот орган имеет множество  специфических особенностей т.к.  в отличии от других международных судов, сторонами рассматриваемых Судом   делах могут быть только государства. Обращение к  Суду является факультативным, то есть государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по  некоторым международным договорам, признают юрисдикцию  Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве вспомогательного средства - судебные решения.

Секретариат   ООН - это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.

 

 Также в структуру ООН входят:

           

 Фонд демократии ООН (ФДООН). Этот фонд создан недавно - в 2005 году по иниативе пребывающего в то время на посту президента США Джорджа Буша. Его цель - помогать государствам утверждать законные формы правления по всей территории, развитию независимых систем правосудия, обеспечении свободы СМИ, поддержка развития политических партий. Также, средства этого фонда должны использоваться для обеспечения демократических выборов. Средства вносятся добровольно странами-участниками.

             Фонд международного партнерства ООН (ФМПООН). Поддерживает проекты и мероприятия, отвечающие целям ООН. Помогает международному частному сектору и различным фондам налаживать связи с различными организациями ООН, в соответствии с их интересами. Является партнером фонда ООН (его создал Роберт Тернер для распределения собственного взноса в 1 млрд. долларов США).       

 

           Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКООНИК). Принята в 1992 году и вступила в силу в 1994 году. Подписана более чем 180 странами (Россия в их числе). Основная цель - решение проблем связанных с изменением климата на планете. В частности - ограничение выброса парниковых газов и внедрении экологически чистых технологий производства.

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (КООНБО). Занимается проблемами сохранения плодородных почв в засушливых регионах планеты и там, где происходит опустынивание (большинство из них находится в Африке). Эту конвенцию подписали представители 191 страны.

Конвенция о правах инвалидов. Принята в декабре 2006 года, открыта для подписания в марте 2007 года. Название говорит само за себя. В частности, в конвенции расписано распределение инвалидов по группам, и указано, что инвалиды должны пользоваться правами свободных граждан.

 

 

Всемирная торговая организация (ВТО). Организация начала деятельность в 1995 году и занимается вопросами международной торговли в глобальных масштабах. Целью является помощь производителям, а также импортерам и экспортерам в их деятельности. ВТО осуществляет деятельность, которая раньше приходилась на долю ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)4.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Цели создания организации - использование атомной энергии в мирных целях. Создана в 1957 году. В рамках своей деятельности МАГАТЭ осуществляет контроль за состоянием атомных электростанций в различных государствах и помогает ликвидировать последствия аварий.

Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ). Договор подписан 24 сентября 1996 года и согласно его пунктам, государства-участники обязуются не проводить испытания ядерного оружия на подконтрольной им территории. Долгосрочной целью является полная ликвидация ядерного оружия на планете.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). Цели - развитие химии в мирных целях, запрещение производства химического оружия, ликвидация уже произведенного химического оружия, оказание помощи регионам, пострадавшим от применения химического оружия5.

 

 

1.3 Роль ООН в мировой экономике

Как мы говорили выше, ООН представляет собой совокупность органов (Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и др.). Также ООН выступает как система организаций, состоящих из специализированных и других самостоятельных учреждений (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Конференция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию и др.).

 

Многие учреждения ООН  играют активную роль в развитии экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:

  • проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;
  • проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности – ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентированных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности).
  • унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли – ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объективных международных сопоставлений;
  • разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посредством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и информации,
  • предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения информации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции.
  • борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопослушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;
  • сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компаниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий.

Тема инвестиции в развивающиеся страны, развитие малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуальных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической областях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — орган Генеральной Ассамблеи ООН. Конференция создана в 1964 году. Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. На сегодняшний день конференция насчитывает 194 страны. Решения ЮНКТАД принимаются в форме резолюций и имеют рекомендательный характер. Генеральный секретарь — Супачаи Панитчпакди. Высшим органом ЮНКТАД является Конференция.

Основные направления деятельности ЮНКТАД следующие:

  1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами;
  2. Разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  3. Разработка мер и средств готовой политики и экономического сотрудничества;
  4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;
  5. Проведение совещаний экспертов, представителей правительств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.
  6. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а так – же различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций. Длительные годы в ЮНКТАД ведется работа по созданию Кодекса поведения в области передачи технологий.
  7. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем.
  8. Выполнение роли форума для анализа обсуждения и сопоставления позиций правительств разных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группа – ми стран по ряду конкретных вопросов международной торговли и развития.
  9. Содействие координации деятельности в рамках ООН по вопросам международной торговли; подготовка документов для Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и других организаций по вопросам развития мирохозяйственных связей; сотрудничество по ряду аспектов международной торговли с региональными комиссиями ЭКОСОС ООН.
  10. Сотрудничество с международными экономическими организациями прежде всего с ВТО, с Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности.

 

 

 

Глава 2.  Экономическая деятельность ООН в РФ. Европейская Экономическая Комиссия.

2.1 Проблемы и цели развития России с точки зрения ООН

             Одним из важных результатов обретения Россией к началу XXI века макроэкономической и политической стабильности стало возобновление интереса к долгосрочным проблемам социально-экономического развития страны и мира. В первое посткоммунистическое десятилетие эта тематика по понятным причинам полностью исчезла из повестки экономико-политических дискуссий: в центре внимания стояли острые текущие проблемы преодоления кризиса, создания базовых институтов государственной власти, которых Россия почти полностью лишилась после распада СССР. Политическая и экономическая стабильность сделала вопрос о стратегии вновь актуальным. Глобальный кризис, хотя и повысил уровень неопределенности относительно перспектив развития страны, никак не ослабил этот интерес. Напротив, именно кризис резко обострил вопрос о необходимости комплексной модернизации и инновационного развития, что делает долгосрочный взгляд еще более актуальным.

Впервые в посткоммунистической России В. Путин в конце 1999 года, будучи Председателем Правительства, поставил вопрос о необходимости

разработки  Стратегии социально-экономического развития, охватывающей примерно десятилетний период. Разработанная к лету 2000 года Стратегия

была положена в основу программной деятельности Правительства России на протяжении последующих лет, оставаясь ориентиром вплоть до настоящего

времени. Позднее в посланиях Президента РФ Федеральному собранию был сформулирован ряд ключевых задач долгосрочного характера, которые легли в

основу деятельности органов исполнительной власти: удвоение ВВП за десять лет, ликвидация бедности и модернизация вооруженных сил. Эти задачи

носят комплексный  характер и не сводятся только к экономическим, социальным или военным: для их решения необходимо осуществление масштабных

усилий по модернизации всех сторон и секторов современного российского общества. Программные установки избранного в 2012 году Президентом России В.В. Путина делают акцент именно на выявление и решение долго-

срочных задач. На это нацелена одобренная вскоре после его инаугурации «Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года», а

также объявленный  в 2009 году курс на инновационное развитие национальной экономики. Тогда же были выделены пять приоритетов инновационного

развития:

• энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива;

• ядерные технологии;

• космические технологии, прежде всего связанные

с телекоммуникациями (ГЛОНАСС  и наземная инфраструктура);

• медицинские технологии;

• стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

Расширение  временных горизонтов все более входит в современную российскую экономическую и политическую жизнь. Правительство разрабатывает среднесрочные программы развития страны и своей деятельности на три-четыре года. В последнее время на повестку дня встал вопрос о подготовке

проекта трехлетнего  бюджета, коррелируемого с соответствующими прогнозом и действующей среднесрочной  программой. Ведется интенсивная  работа

по повышению  эффективности бюджетных расходов, в основе которой – выявление системы среднесрочных целевых ориентиров деятельности министерств

и ведомств, направленных на обеспечение высокого качества жизни граждан и повышение конкурентоспособности российской экономики.

Эти целевые  ориентиры опираются на разработанную  Правительством Российской Федерации систему целей, включающую четыре принципиально

важные группы:

• повышение уровня и качества жизни населения;

• рост уровня национальной безопасности;

• обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;

• создание потенциала для будущего развития.

Выполнению  средне- и долгосрочных задач развития страны способствует реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Жилье» и «Развитие АПК». Фактически данные проекты содействуют достижению Целей развития тысячелетия6 (Millennium Development Goals), предложенных ООН и одобренных всеми странами-членами этой организации.

ЦРТ направлены на развитие человеческого потенциала в мире и отдельных странах. Национальные проекты реализуются в России с 2006 г., и они вносят существенный вклад в развитие человеческого потенциала .

 

 Цели ООН в области развития на пороге тысячелетия, адаптированные для России:

Система индикаторов «Цели развития тысячелетия (ЦРТ)»(Millennium Development Goals) предложена ООН для оценки эффективности действий по реализации политики развития человеческого потенциала в разных странах. Все 189 государств – членов ООН взяли на себя обязательство достичь этих целей к 2015 году. Система ЦРТ имеет трехуровневую конфигурацию. В ней выделены восемь важнейших целей развития, для каждой из которых указаны конкретные задачи, в том числе измеряемые количественно. Затем для каждой из 18 конкретных задач разработан набор статистических индикаторов. Всего их 48.

Информация о работе Особенности и характер экономической деятельности ООН. Европейская Экономическая Комиссия