Особенности функционирования ТНК на современном этапе развития мирового хозяйства

Автор: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении влияния ТНК на международные отношения и мировую экономику в целом. А также рассмотреть Республику Беларусь как одного из игрока на международной экономической арене и выявить проблемы и перспективы развития ТНК в нашей стране.
Для достижения этих целей в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть сущность транснациональных корпораций и определить их особенности функционирования;
- проанализировать положительные и отрицательные стороны ТНК и их влияние на мировую экономику;
- выявить основные тенденции развития ТНК в современных условиях;
Данная курсовая работа состоит с трёх глав, каждая из которых имеет свои подпункты.
При написании работы использовались учебная, справочная и научная литература, Интернет-ресурсы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК 5
Понятие, предпосылки возникновения и эволюция ТНК в мировой экономике 5
Организационная структура и виды ТНК 9
Формы деятельности ТНК 13
РОЛЬ ТНК В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
2.1 Прямые инвестиции и международная торговля 21
2.2 Причины транснационализации деятельности фирмы 24
3. БЕЛАРУСЬ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 27
3.1 Проблемы и перспективы развития ТНК в Республике Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Особенности функционирования ТНК.docx

— 89.92 Кб (Скачать)

    Таким образом, прямые инвестиции и международная  торговля все более сращиваются, тем более на уровне ТНК это  уже произошло. Понимая это, некоторые  развитые страны стимулируют прямые инвестиции своих компаний, часто  в рамках программ поощрения экспорта.  
 

    2.2 Причины транснационализации деятельности фирмы 

    Экономически  процессы транснационализации обусловлены  преимущественно возможностью и  необходимостью перелива капитала из стран с его относительным  избытком в страны с его дефицитом, где, однако, в избытке имеются  другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые  не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах  из-за нехватки капитала. Кроме того, эти процессы стимулируются потребностью в уменьшении рисков путем размещения капитала в разных странах, а также  стремлением приблизить производство к перспективным рынкам сбыта  и рационализировать налогообложение  и таможенные платежи для корпорации в целом. Объективно транснационализация  ведет к выравниванию экономических  условий в различных странах.

    К основным факторам, побуждающим к  транснационализации корпоративных  структур, относятся:

  1. Увеличение прибыльности объединения.

    Ее  приоритетность определяет следующие  главные мотивационные побуждения для транснациональной кооперации: преодоление правовых ограничений вхождения на зарубежный рынок; открытие благоприятных с точки зрения каналов сбыта продукции и поступления ресурсов; использование деловых качеств и рыночных умений зарубежного партнера на отечественном рынке; комплектование и совершенствование собственной программы продукта; повышение эффективности использования производственных мощностей; использование финансовой поддержки правительственных, а также национальных органов.

  1. Снижение затрат.

    Благодаря межгосударственному сотрудничеству снижение затрат достигается по мере расширения производства. В этом же направлении действуют такие  факторы, как уход от дублирования инвестиций, обмен ноу-хау, открытие благоприятных  с точки зрения затрат сырьевых рынков, использование преимуществ международного разделения труда.

  1. Снижение рисков.

    Снижение  рисков достигается благодаря уменьшению каждым участником кооперации вложений своего капитала. Кроме того, появляется возможность использования уже осуществленных инвестиций партнеров, каналов сбыта и т.д.

    При транснациональной кооперации распределение  убытков между предприятиями-участниками  оговаривается заранее и отражает их интересы и возможности. Поэтому  в случае неуспеха ущерб оказывается  для каждого из предприятий менее  значимым, чем при покупке или  образовании нового предприятия. Разумеется, между партнерами по кооперации распределяется и прибыль, что заставляет их соглашаться на «дозированный» риск.

  1. Возможность выхода на новые рынки.

    В плане резерва снижения риска  при транснациональной кооперации трактуется и возможность выхода на новые, перспективные рынки при  относительно небольших сопутствующих  затратах.

    Считается, что если корреляция между сбытом на новом рынке и развитием  продаж на рынке отечественном меньше единицы, предприятие в целом  сталкивается с меньшим риском. А  поскольку кооперация со многими  партнерами из разных стран максимально  облегчается в сфере реализации продукции, то можно сформировать портфель связей с различными рынками сбыта, который позволит уменьшить уровень  риска предприятия.

  1. Стратегическая гибкость.

    Большая стратегическая гибкость объясняется прежде всего тем, что отношения между самостоятельными предприятиями могут быть относительно быстро и с небольшими затратами прекращены, а это в условиях высокой степени неопределенности международного развития является очевидным преимуществом.

    В качестве второй причины большей  стратегической эластичности кооперации выступает возможность целевого использования ее стратегии, например в рамках программы диверсификации. Транснациональная кооперация может  осуществляться лишь в тех сферах, которые представляются ее участникам весьма выгодными и в перспективе  сулят существенные положительные  эффекты.

  1. Более рациональное использование ресурсов.

    В сравнении с приобретением или  основанием новых фирм за рубежом  кооперация с зарубежными партнерами требует меньшего расходования финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Еще одно сравнительное преимущество кооперации: возможность распределения  во времени сравнительного небольших  посреднических расходов.

    Активная  производственная, инвестиционная и  торговая деятельность ТНК позволяет  им выполнить две функции, которые  имеют большое значение для всего  мирового хозяйства:

    – стимулирование экономической интеграции;

    – международное регулирование производства и распределения продукции.

    Ничто неидеально, в том числе и ТНК. Мы увидели, что они могут порождать  многие острые проблемы, однако благодаря  им происходит постепенное «растворение»  национальных экономик в единое мировое  хозяйство, создавая устойчивые экономические  связи между разными странами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3

БЕЛАРУСЬ  НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 
 

    Несмотря  на то, что экономика Республики Беларусь является экспортоориентированной,  и что в  разрабатываемых Основных положениях программы социально-экономического развития на период до 2015 года и Национальной программе развития экспорта экспорт  определен в числе главных  приоритетов, белорусские предприятия  должны стать более международными по характеру своей деятельности: они должны владеть и контролировать производство продукции в разных странах мира, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с глобальной стратегией белорусской  материнской компании. А не находиться в такой большой зависимости  от мировых экономических процессов.

    В связи с такой острой необходимостью вынесения белорусского бизнеса  на новый уровень особую актуальность приобретает вопрос о выборе наиболее эффективной международной стратегии. Необходима переориентация международной  деятельности предприятий от экспорта товаров из Беларуси к осуществлению  производственной деятельности на подконтрольных заграничных производственных предприятиях с последующей реализацией продукции  на зарубежных рынках.

    Для начала посмотрим, чего же добилась Республика Беларусь в плане экспорта товаров. Страна экспортирует 90-95% произведенных  тракторов и автомобилей, 70-75% металлорежущих станков, 70-80% холодильников и морозильников, половину телевизоров, 80-90% калийных удобрений, 60-80% химических волокон и нитей. Таким образом, из-за узости и недостаточной  емкости внутреннего рынка республики, без экспорта и его расширения не возможно сохранить приемлемые масштабы производства [3, стр. 240].

    Следует учитывать, что продвижение белорусской  продукции на мировые рынки происходит в жесткой конкурентной борьбе с  фирмами США, Японии, Западной Европы, главное преимущество которых наличие  разветвленной сети торговых представительств и сервисных центров. В этой связи, безусловно, основным рынком в ближайшее  время для белорусских автомобилестроительных предприятий останется рынок  России и СНГ. Сегодня экспорт  автомобильной промышленности осуществляется в основном в Сирию, Иорданию, ОАЭ, Китай, Польшу, Египет, Пакистан, Литву, Латвию. Главной проблемой торговли в этих странах является очень  жесткая конкуренция со стороны  ведущих компаний мира. Вторая проблема – протекционизм властей, стремящихся  поддержать собственное автомобилестроение.

    В связи с растущей глобализацией  мирового хозяйства деятельность все  большего количества предприятий невольно начинает приобретать международную  направленность, это касается и белорусских  предприятий. Они должны все глубже внедряться в сферу международного обращения путем внедрения хотя бы в крупный международный бизнес, не говоря уже о создании собственной  заграничной сети.

    На  самом деле не все так и печально, как кажется. В первой сотне крупнейших мировых корпораций по журналу Forbes фигурируют шесть концернов, которые  имеют дочерние компании на территории Беларуси. Прежде всего, это три страховые  группы. Французская AXA, которая буквально  на днях стала собственником 80% акций  крупнейшей частной белорусской  страховой компании "Би энд Би Иншуренс Ко", а также опосредованно  является акционером "Белросстраха", занимает в рейтинге 28-е место. Итальянская Generali Group имеет в Беларуси одноименную  дочернюю компанию. Белорусский актив  немецкого страхового концерна Munich Re - компания "Эрго".  Российский Газпром, которому в Беларуси принадлежат  напрямую и через другие компании трубопроводы, доли в нефтеперерабатывающих  и кирпичных заводах, предприятия  по производству бытовой техники, банк и даже журнал, занял в 2010 году 16-е  место среди крупнейших международных  холдингов. На 69-м месте находится  Лукойл, активы которого в Беларуси представляют собой одну из крупнейших сетей автозаправочных станций  и совместное предприятие по производству присадок для моторных масел. На 93-м  месте российская банковская корпорация "Сбербанк России", которая в 2009 году стала собственником контрольного пакета белорусского БПС-банка.

    Таким образом, чтобы выстоять в конкурентной борьбе в международном масштабе, вопрос о создании белорусских ТНК  с каждым днем становится более актуальным. Важным стимулом к расширению заграничной  производственной деятельности белорусских  предприятий является рост объективной  потребности огромного по масштабам  производства в крупных рынках сбыта. Такая потребность усиливает  их стремление к внешнеэкономической  экспансии, желание расширить свои позиции на рынках других стран путем  приближения к непосредственному  потребителю с целью более  полного учета его требований и спроса. Возникновение и развитие соответствующих форм международной  деятельности белорусских предприятий  способно дать большие преимущества в сфере международной торговли. Формирование отечественных ТНК  позволит более успешно преодолевать многочисленные торговые и политические барьеры. Взамен традиционного экспорта, который наталкивается на многочисленные таможенно-тарифные препятствия, белорусские  предприятия смогут использовать дочерние зарубежные компании в качестве своего внешнего плацдарма внутри таможенной территории других стран, с которого они могут беспрепятственно проникать  на их внутренние рынки [5, стр. 12-20].

    Применительно к условиям белорусской экономики  и уровню развития внешнеэкономической  активности отечественных предприятий  интернационализация предпринимательства  предстает как процесс поиска новых возможностей для международного бизнеса, использование новых технологий вхождения на зарубежные рынки и  новых сфер вложения капитала за рубежом, преодоление старых стереотипов  и границ в области внешнеэкономической  деятельности. Интенсификация международной  деятельности белорусских предприятий  должна быть связана с трансформацией нынешней торгово-посреднической схемы  отношений в производственно-инвестиционную модель экономических связей. По словам министра экономики А.В. Кобякова: "...наша задача - посадить дочерние производства в различных странах, чтобы они  тиражировали наши технологии, а у  себя оставить производство самых новых  моделей, которые пока не освоили  дочерние предприятия...". Данные слова  могут стать основой стратегии  формирования белорусских ТНК [7, стр. 552].

    В Республике Беларусь структурообразующую  основу экономики составляли и будут  составлять крупные предприятия. Однако, являясь монополистами в национальной экономике, такие предприятия в  финансовом, экономическом и организационном  отношении пока слабы на мировых  рынках. Белорусские предприятия, которые  рассчитывают только на локальные рынки, подвергают себя опасности отстать  в развитии от современных тенденций  в мировой экономике и упустить свои стратегические шансы. На сегодняшний  день лидером среди предприятий  Беларуси, по формированию транснациональной  хозяйственной структуры является Минский тракторный завод (МТЗ). На предприятии  планируется организовать заводы по сборке тракторов в европейской  части России, где наиболее развито  земледелие. Цель создания сборочного производства в России - интеграция в финансовую, экономическую систему, в рынок материально-технических  и энергетических ресурсов. МТЗ намерен  получить ассигнования из бюджета России. Сегодня МТЗ проводит достаточно целенаправленную политику создания сборочных  заводов за рубежом, что влечет за собой уменьшение пошлин и прочих издержек, преодоление таможенных барьеров, которые устанавливают различные  государства. За трактор в собранном  виде на границе с Польшей надо заплатить 37%, а за ту же модель, но разобранную - 7%. Это является весомым аргументом в пользу создания в Польше сборочных  производств. Кроме того, имея в Польше и Болгарии предприятия производящие трактора с сертификатом, соответствующим  экологическим нормам ЕС, МТЗ сегодня  беспошлинно перемещает свою продукцию  на рынки Евросоюза. В Египте и  Пакистане построены сборочные  производства с той же целью, что  и в России - обеспечить местное  население работой и внедриться в экономическую систему страны. Сегодня в странах дальнего зарубежья  работает более 12 предприятий и более 10 - в странах СНГ. В 2002 году создано  СП по сборке тракторов в Киеве, производственные мощности которого будут расширяться  по мере финансовых возможностей украинской стороны. Закончена работа по созданию сборочного СП в Елабуге (Россия). В  планах - создать совместное производство в Турции, что будет способствовать выходу на рынки Ближнего Востока  с учетом местных правил торговли. МТЗ уже приблизился к созданию сборочного предприятия тракторов  рисовой модификации для рынков Вьетнама, Бангладеш и иных стран  этого региона [9, стр. 800].

Информация о работе Особенности функционирования ТНК на современном этапе развития мирового хозяйства