Особенности функционирования ТНК на современном этапе развития мирового хозяйства

Автор: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении влияния ТНК на международные отношения и мировую экономику в целом. А также рассмотреть Республику Беларусь как одного из игрока на международной экономической арене и выявить проблемы и перспективы развития ТНК в нашей стране.
Для достижения этих целей в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть сущность транснациональных корпораций и определить их особенности функционирования;
- проанализировать положительные и отрицательные стороны ТНК и их влияние на мировую экономику;
- выявить основные тенденции развития ТНК в современных условиях;
Данная курсовая работа состоит с трёх глав, каждая из которых имеет свои подпункты.
При написании работы использовались учебная, справочная и научная литература, Интернет-ресурсы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК 5
Понятие, предпосылки возникновения и эволюция ТНК в мировой экономике 5
Организационная структура и виды ТНК 9
Формы деятельности ТНК 13
РОЛЬ ТНК В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
2.1 Прямые инвестиции и международная торговля 21
2.2 Причины транснационализации деятельности фирмы 24
3. БЕЛАРУСЬ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 27
3.1 Проблемы и перспективы развития ТНК в Республике Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Особенности функционирования ТНК.docx

— 89.92 Кб (Скачать)

    Анализируя  состав группы наиболее крупных ТНК  мира и ее изменения за последние  десятилетия, можно проследить, как менялись доминирующие отрасли и регионы [4, стр. 551].

    Первоначально самой крупной отраслевой группой  ТНК были сырьедобывающие фирмы. Нефтяной кризис 1973 привел к резкому  росту роли нефтяных ТНК, но уже в 1980-е, с ослаблением «нефтяного голода», их влияние уменьшилось, наибольшее значение приобрели автомобилестроительные и электротехнические ТНК. По мере развития НТР на передний план стали вырываться фирмы из высокотехнологической  сферы услуг – такие как  американская корпорация «Майкрософт», мировой монополист в производстве программного обеспечения, или американская электронная торговая компания «Wal-Mart Stores Inc.».

    Состав  ТНК становится с течением времени  все более интернациональным  по их происхождению. Среди десятки  самых крупных фирм мира абсолютно  преобладают американские фирмы. Но если посмотреть на состав более многочисленных групп крупнейших ТНК планеты, то здесь американское лидерство выражено гораздо слабее. По данным журнала  «Fortune», эволюция шла от абсолютного  преобладания американских фирм в 1950-е  к доминированию западноевропейских фирм с 1980-х. Эта тенденция заметна  и по составу всех ТНК: в 1970 более  половины ТНК планеты были из двух стран, Америки и Великобритании; сейчас из всех ТНК на Америку, Японию, Германию и Швейцарию вместе взятые приходится лишь примерно половина. Растет число и значение ТНК из развивающихся  стран (особенно – из азиатских «драконов», таких как Тайвань, Южная Корея, КНР). Ожидается, что в ближайшие  годы будет продолжаться увеличение среди ТНК доли фирм из новых индустриальных стран третьего мира и из стран  с переходной экономикой.

Таблица 1

    Национальная  принадлежность наиболее крупных ТНК  мира в 2009 г.

Группы  фирм США Страны  Западной Европы Япония Развивающиеся страны
    Крупнейшие 10 фирм     8     2     0     0
    Крупнейшие 50 фирм     30     16     3     1 
(«Samsung» из Южной Кореи)
    Крупнейшие 100 фирм     55     35     6     3 
(«Samsung» из Южной Кореи, «China Mobile» из Гонконга, «Газпром» из России)

    Источник: Financial Times 

    ТНК сегодня – это примерно 64 тыс. основных (материнских) компаний, контролирующих 830 тыс. иностранных филиалов  по всему миру (по данным на 2009 г.). Для сравнения: в 1939 насчитывалось всего около 30 ТНК, в 1970 – 7 тыс., в 1976 – 11 тыс. Современные ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Нужно отметить, что современные ТНК в дополнение к существующему международному обмену товарами и услугами создали международное производство, соответствующую ему международную сферу услуг и международную финансовую сферу, способствуя превращению в основном локальных )межстрановых, региональных) международных экономических отношений в глобальные.

    Транснациональные корпорации прошли недолгий путь, но уже  успели завоевать себе на международной  арене достойное место, а также  «приобрели право» воздействовать на развитие мировой экономики и  международных экономических отношений  в целом. Несомненно, облик ТНК, который  предстает перед нами сегодня, это  результат изменений, происходящих в мировом хозяйстве [4, стр. 577]. 
 

    1.2 Организационная структура и виды ТНК 

    По  организационной структуре транснациональные корпорации, как правило, представляют собой многоотраслевые концерны. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации. Она осуществляет технико-экономическую политику и контроль над деятельностью заграничных компаний и филиалов [1, стр. 296].

    Основные  виды организационной структуры  ТНК:

  1. Функциональная структура (рис. 1.1) сложилась к середине XX в. и характеризуется тем, что у руководителя корпорации его заместителями являются руководители крупных функциональных единиц. Обычно они имеют статус вице-президентов по производству, маркетингу, НИОКР, финансам и т.д. Внешнеэкономическими связями занимаются одновременно все структурные единицы. Пока фирма остается в основном монотоварной, монорыночной и небольшой, функциональная структура обладает высокой производственной реакцией (из-за тесной связи с главным рынком и продуктом). Однако эта реакция начинает ослабевать по мере роста самой компании, расширения ассортимента ее продукции и увеличения числа рынков, ибо функциональная структура обладает слабой инновационной и предпринимательской реакциями.

    Рисунок 1.1

      
 
 
 
 
 
 

    
  1. Дивизиональная  структура (рис. 1.2) возникла во многом как реакция на недостатки функциональной структуры. Она базируется на подходе к организации деятельности компании не по функциональному признаку, а по четко различаемым товарным рынкам. Каждое подразделение ориентируется на одну группу товаров или даже один товар и имеет внутрисобственные функциональные единицы [1, стр. 303].

    Подразделения работают по принципу хозрасчета, а  остальная часть родительской компании – центральный аппарат – лишь контролирует и координирует их работу, а также разрабатывает общую  стратегию корпорации. Внешнеэкономической  деятельностью занимается специальное  международное подразделение, которому подчиняются и все зарубежные филиалы корпорации.

    Главным достоинством дивизиональной структуры  считают децентрализацию (такая  структура помогает приблизить руководство  компании к проблемам рынка), а  ее недостатком – невысокую координацию  деятельности подразделений.

     Рисунок 1.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Матричная структура – результат наложения  функциональной   структуры на дивизиональную. Применяется компаниями, стремящимися совместить дивизиональный подход с товарным и часто с  функциональным. Образуется как бы двойная структура (матрица). К ее недостаткам относят сложность, в ней нередко исполнители  отвечают перед двумя, а иногда большим  числом руководителей.
  2. Смешанная структура (рис. 1.3) отличается от предыдущих тем, что, стремясь подстроиться под конкретную компанию, она содержит в себе элементы всех вышеописанных организационных структур, т.е. является как бы их смесью [1, стр. 326].

    Рисунок 1.3

      
 
 
 
 
 
 
 
 

    В структуре транснациональных корпораций происходят существенные изменения, главные  из которых связаны с осуществлением так называемой комплексной стратегии. Стратегия транснациональных корпораций основана на глобальном подходе, т.е. ее используют не только для каждого  отдельного звена (филиала), а для  объединения в целом. Комплексная  стратегия позволяет повысить роль региональных управленческих структур. Такая политика стала возможной  благодаря достижениям техники  в области коммуникации и информации, развитию национальных и международных  банков данных, повсеместной компьютеризации. Она позволяет транснациональным  корпорациям координировать производственную и финансовую активность зарубежных филиалов и дочерних фирм.

    Это выражается в том, что ТНК создают  региональные системы управления и  организации производства. Они подразделяются на три вида: главные региональные управления, ответственные за все  виды деятельности концерна в соответствующем  регионе; региональные производственные управления, координирующие деятельность предприятий по линии движения продукта, т.е. соответствующей производственной цепочке, и функциональные региональные управления.

    Главные региональные управления, ответственные  за все виды деятельности концерна в соответствующем регионе. Они  наделены всеми правами по координации  и контролированию деятельности всех филиалов в соответствующем  регионе. Например, главное региональное управление американского концерна «General Motors» по координации деятельности филиалов в Азии и Океании расположено в Сингапуре [12, стр. 39].

    Региональные  производственные управления, координирующие деятельность предприятий по линии движения продукта, т.е. соответствующей производственной цепочке. Такие управления отвечают за обеспечение эффективной деятельности соответствующих предприятий, бесперебойное функционирование всей технологической цепочки, подчинены непосредственно главному региональному управлению концерна. Они нацелены на развитие эффективных видов производств,  новых моделей и товаров. Например, корпорация «Hewlett-Packard» в начале 90-х гг. по этой причине переместил свои производственные управления по ряду лидирующих продуктов из США в Европу.

    Функциональные  региональные управления обеспечивают специфические виды деятельности концерна: сбыт, снабжение, обслуживание потребителей после продажи им товара, НИОКР  и т.д. Эти управления ответственны за результаты деятельности всех соответствующих  структур в региональном или глобальном плане. Так, например, функциональное региональное управление японского концерна «Тоета»  в Сингапуре – «Мотор менеджмент сервис» – создано в целях  обеспечения бесперебойной транспортировки  комплектующих изделий между  филиалами «Тоеты» в азиатских  странах [12, стр. 43].

    В настоящее время принято делить ТНК на интернациональные, многонациональные  и глобальные [8, стр. 163].

  1. Интернациональные ТНК являются начальной и наиболее простой формой. Они представляют собой национальные компании с зарубежными активами. Созданные за рубежом филиалы таких компаний не имеют юридической самостоятельности, а зарубежные рынки рассматриваются как   продолжение национального рынка. ТНК этого типа создают филиалы за рубежом главным образом для обеспечения себе надежных поставок дешевого сырья или для обеспечения зарубежных рынков сбыта. Таким образом эти компании имеют очень высокий уровень централизации принятия управленческих решений и контроля за деятельностью филиалов со стороны материнской компании. В целом они составляют крупный производственно-сбытовой комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя.
  2. Многонациональные ТНК - это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Современные многонациональные корпорации имеют две черты: с одной стороны, установление системы международного производства, основанной на распылении производственных единиц по многим странам, и с другой - их проникновение в передовые отрасли производства, быстрое развитие которых предполагает наличие огромных капиталовложений и привлечение высококвалифицированного персонала. При рассмотрении этого типа ТНК, наблюдается высокий уровень децентрализации функций управления. В связи с этим материнская компания часто делегирует полномочия дочерним фирмам. У этих ТНК зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее. Они не только должны продавать продукцию материнской компании, но и могут производить тот товар, который будет соответствовать  потребностям их рынков. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), которая специализируется в области машиностроения, электронной инженерии.
  3. Глобальные ТНК - компании, создаваемые на основе интеграции хозяйственной деятельности, осуществляемой в разных странах. Возникшие в 80-е годы, именно они определяют будущее развитие мировой экономики. Эти ТНК представляют собой объединение децентрализованных филиалов, сфера деятельности которых распространяется на весь мир. Одна из основных характеристик таких ТНК – осуществление глобальной стратегии.   Она включает в себя  следующие принципы:
  • Международный сбыт – это неотъемлемая часть стратегии . Поэтому необходимо продавать товар во всём мире, а не только на внутреннем рынке.
  • Следует размещать те или иные виды деятельности в других странах для того, чтобы как можно максимально использовать местные преимущества и для глубокого проникновение на национальный рынок.
  • Координация и интеграция различных видов деятельности должна осуществляться в масштабах всего мира [8, стр. 166].

    Каждый  вид ТНК имеет свои особенности, однако границы между этими группами колеблются, возможен переход одной  формы в другую.

    Будь  это интернациональная или многонациональная, или глобальная ТНК, то их организационная структура – крепкий скелет, который держит на себе всю деятельность ТНК. И в результате внешних и внутренних изменений этот «скелет» может видоизменяться, включая в себя новые функции. 
 

    1.3 Формы деятельности ТНК 

    Организационно-экономические  формы и модели ТНК также разнообразны, и это обусловлено ходом истории  или особенностями экономического уклада той или иной страны. Эти  модели ТНК сменяли друг друга  или существовали одновременно в  разных странах.

    По  своей организационно-экономической  форме и механизмам функционирования выделяют картели, синдикаты, первые тресты, концерны и конгломераты [2, стр. 490].

    Картель – ассоциация независимых промышленных предприятий, которые производят однотипную продукцию, организованны для достижения монополистического контроля определенного рынка. Члены ассоциации сохраняют организационную и финансовую независимость, но договариваются о политике цен и масштабах производства. Картели классифицируются по четырем основным категориям:

  1. ассоциация с попыткой контролировать условия продаж;
  2. ассоциация с попыткой устанавливать цены;
  3. ассоциация с целью распространения производственной деятельности, территории продаж и потребителей между членами картеля;
  4. ассоциация с целью установить фиксированную долю в той или иной области бизнеса.

    Картель представляет собой объединение, как  правило, фирм одной отрасли, которые  вступают между собой в соглашение, для поддержания совместной коммерческой деятельности – регулирование сбыта. Для картеля характерно наличие  следующих особенности: объединения  на основе договора; сохранение права  собственности участников картеля  на свои предприятия, а также сохранение хозяйственной, финансовой и юридической  самостоятельности; совместная деятельность по реализации продукции. Образование  картеля не всегда бывает оформлено  по договору. Часто картели существуют в виде секретных статей, дополняющих  какой-либо официальный текст, либо в устной форме «джентльменских  соглашений». В странах Западной Европы, где действует специальное  законодательство, делящее картели  на «желательные» и «вредные», насчитываются  сотни официально зарегистрированных картелей, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели  запрещены законом. Их функции выполняют  торгово-промышленные ассоциации (союзы  предпринимателей), осуществляющие монополистическое  регулирование рынка в масштабах  отрасли. Наиболее яркий пример международного картеля – ОПЭК [2, стр. 494].

Информация о работе Особенности функционирования ТНК на современном этапе развития мирового хозяйства