Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:55, реферат
В настоящее время, в условиях разгорающегося экономического кризиса, вопросы занятости и безработицы находятся в центре внимания, о чем свидетельствует большое количество публикаций по проблемам рынка труда; снижение заработной платы, как на государственных предприятиях, так и на частных; увольнение работников. Исследование рынка труда актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.
К основным направлениям реализации задач государственного управления охраны труда относятся:
1) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
2) разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
3) создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;
4) разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;
5) экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
6) обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;
7) обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
8) финансовое обеспечение охраны труда;
9) создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда;
10) международное сотрудничество в области охраны труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рынок труда - важнейшее звено национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Труд - важнейший фактор производства и основной источник доходов экономически активной части населения. Углубление экономического кризиса, сокращение объемов капиталовложений отрицательно отразилось на занятости населения и значительно увеличило число безработных и работающих в режиме вынужденной неполной занятости в Республике Беларусь. Скрытая безработица и неполная занятость превратились в одну из основополагающих проблем в современном обществе. В настоящее время одной из главных задач государственного регулирования является преобразование скрытой безработицы в полную эффективную занятость.
Немаловажной задачей остается решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Согласование потребности производства в работниках с возможностью профессиональной подготовки в рамках системы профессионального образования; налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов; привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов - все эти меры во многом будут способствовать наиболее полному удовлетворению требований работодателей в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов и позволят стабилизировать ситуацию на рынке труда.
Особую актуальность
приобретают вопросы
Поддержание высокого уровня занятости в государственном секторе означает, что правительство, а не рынок, устанавливает критерии эффективности работы экономики. Это касается и установления заработной платы. В Беларуси наблюдается постоянный рост реальной заработной платы, однако анализ показывает, что это далеко не всегда связано с ростом производительности труда. Более того, наблюдается разрыв между ростом реальной заработной платы и увеличением производительности труда. Для того чтобы не допустить ускорения инфляции под влиянием разрыва между ростом зарплаты и производительности труда правительство выбрало стратегию сглаживания дифференциации в оплате труда, в том числе за счет установления верхних границ роста заработной платы и сохранения тарифной сетки.
Несмотря на указанные особенности, вряд ли можно говорить, что рынок труда Беларуси представляет собой негибкий и абсолютно неэффективный механизм - ведь рост реальной заработной платы и поддержание формально высокого уровня занятости все же были достигнуты. Государственное участие в рынке труда позволяет сохранять определенный институциональный баланс, хотя и с минимальными элементами саморегуляции.
Такова сегодня
обстановка на рынке труда в Беларуси.
И чтобы нормализовать ее, в
стране уже предпринимаются
Подводя итог, следует сказать, что государство должно уделять особое внимание проблемам рынка труда. Ориентация государственной политики в области регулирования занятости и заработной платы, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций и смягчение напряженности на рынке труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Рынок труда: учеб. пособие /П.Э. Шлендер [и др.]; под ред. П. Э. Шлендера. - Москва: Вузовский учебник, 2004. - 208 с.
2. Рофе А.И. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе. - Москва: КНОРУС, 2010. - 400с.
3. Ванкевич Е.В. Рынок труда Республики Беларусь: особенности формирования и развития / Е. В. Ванкевич, А. П. Морова, И. В. Новикова; - Витебск: Витебский государственный технологический университет
4. Базылева М.Н. , Бондарь Л.В.. Рынок труда: генезис и особенности / М.Н. Базылева, Л.В. Бондарь // Вестник БГЭУ. - 2001. - №1. - С. 79-83
5. Статистический комитет Республики
Беларусь [Электронный ресурс] / Режим
доступа: <http://belstat.gov.by/homep/
6. Социально-экономическое положение Республики Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2010. - 214 с.
7. Боровик Л.С. Политика рынка труда в Беларуси: состояние и перспективы / Л.С. Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Мин. экономики РБ. - 2010. - №6. - С. 4-12.
8. Соколова Г.Н. Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы //Г.Н. Соколова. - Минск: Белорус. наука, 2008. - 302 с.
9. Министерство труда и социальной
защиты населения Республики Беларусь
[Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.mintrud.gov.by/ru/
10. Щеткина М.А. Качество жизни в центре внимания / М.А. Щеткина // Проблемы управления. - 2010. - №1 (34). - С.4-8.
11. Ванкевич Е. В. Институциональное строение рынка труда в Беларуси: направления оценки и развития / Е. В. Ванкевич // Белорусский экономический журнал. - 2009. - N 4. - С. 88-103.
12. Приходько, В.В. Экономический анализ качества труда в торговле: текст лекции для студ. экон. спец. / В.В. Приходько. - Гомель : БТЭУ, 2010. - 36 с.
13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.: официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица А.1 - Динамика экономически активного населения (в среднем за год)
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Экономически активное население - всего |
4490,6 |
4534,4 |
4566,9 |
4654,2 |
4686,1 |
4705,1 |
4680,3 |
мужчины |
2119,7 |
2148,1 |
2169,1 |
2197,9 |
2222,5 |
2250,7 |
2230,4 |
женщины |
2370,9 |
2386,3 |
2397,8 |
2456,3 |
2463,6 |
2454,4 |
2449,9 |
Из общей численности экономически активного населения занятые - всего |
4414,1 |
4470,2 |
4518,3 |
4610,5 |
4643,9 |
4665,9 |
4674,2 |
мужчины |
2095,1 |
2126,5 |
2151,7 |
2181,9 |
2204,1 |
2232,3 |
2206,2 |
женщины |
2319 |
2343,7 |
2366,6 |
2428,6 |
2439,8 |
2433,6 |
2468 |
Таблица А.2 - Распределения численности занятого населения по формам собственности
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Всего занято в экономике |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам собственности: |
|
|
|
|
|
|
|
государственная |
51,8 |
51,2 |
50,7 |
49,9 |
47,3 |
47,2 |
47,5 |
частная |
46,9 |
47,4 |
47,8 |
48,5 |
41,1 |
47,9 |
47,7 |
смешанная с иностранным участием |
2,5 |
2,7 |
2,8 |
3,2 |
3,2 |
3,3 |
3,2 |
иностранная |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
Таблица А.3 - Динамика численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости
Таблица А.4 - Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок Б.1 - Динамика средней заработной платы в Республике Беларусь
Рисунок Б.2 - Средняя заработная плата в июне 2012 г. по отдельным отраслям экономики (тыс. рублей)
ПРИЛОЖЕНИЕ B
Таблица B.1- План мероприятий по модернизации рынка труда РБ
Наименование мероприятия |
Форма исполнения |
Ответственные исполнители |
Срок реализации |
Обновление структуры рабочих мест в соответствии с задачами инновационного развития и учитывая глобализацию и интеграционные процессы в мире |
Программа развития и модернизации рабочих мест |
Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти |
2009-2015гг. |
Обеспечение потребности инновационного развития национальной экономики квалифицированными кадрами, преодоление нехватки квалифицированной рабочей силы и невостребованности (безработицы) среди выпускников |
Программа согласования рынка образовательных услуг и рынка труда |
Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти |
2010-2020гг |
Развитие инфраструктуры рынка труда |
Бизнес-проекты |
Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти |
2009-2015гг. |
Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь