Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:55, реферат

Описание работы

В настоящее время, в условиях разгорающегося экономического кризиса, вопросы занятости и безработицы находятся в центре внимания, о чем свидетельствует большое количество публикаций по проблемам рынка труда; снижение заработной платы, как на государственных предприятиях, так и на частных; увольнение работников. Исследование рынка труда актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.

Работа содержит 1 файл

реферат рынок труда РБ.doc

— 499.00 Кб (Скачать)

 К основным  направлениям реализации задач  государственного управления охраны труда относятся:

1) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;

2) разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

3) создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;

4) разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;

5) экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

6) обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;

7) обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

8) финансовое обеспечение охраны труда;

9) создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда;

10) международное сотрудничество в области охраны труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рынок труда - важнейшее звено  национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются  трудовые ресурсы, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Труд - важнейший фактор производства и основной источник доходов экономически активной части населения. Углубление экономического кризиса, сокращение объемов капиталовложений отрицательно отразилось на занятости населения и значительно увеличило число безработных и работающих в режиме вынужденной неполной занятости в Республике Беларусь. Скрытая безработица и неполная занятость превратились в одну из основополагающих проблем в современном обществе. В настоящее время одной из главных задач государственного регулирования является преобразование скрытой безработицы в полную эффективную занятость.

Немаловажной  задачей остается решение проблем  подготовки и переподготовки кадров. Согласование потребности производства в работниках с возможностью профессиональной подготовки в рамках системы профессионального образования; налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов; привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов - все эти меры во многом будут способствовать наиболее полному удовлетворению требований работодателей в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов и позволят стабилизировать ситуацию на рынке труда.

Особую актуальность приобретают вопросы совершенствования  государственной статистики в области  занятости населения и регулирования  рынка труда. В работе статистических органов в области занятости населения не уделено внимание вопросам эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д. Подобные статистические исследования помогут выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

Поддержание высокого уровня занятости в государственном  секторе означает, что правительство, а не рынок, устанавливает критерии эффективности работы экономики. Это касается и установления заработной платы. В Беларуси наблюдается постоянный рост реальной заработной платы, однако анализ показывает, что это далеко не всегда связано с ростом производительности труда. Более того, наблюдается разрыв между ростом реальной заработной платы и увеличением производительности труда. Для того чтобы не допустить ускорения инфляции под влиянием разрыва между ростом зарплаты и производительности труда правительство выбрало стратегию сглаживания дифференциации в оплате труда, в том числе за счет установления верхних границ роста заработной платы и сохранения тарифной сетки.

Несмотря на указанные особенности, вряд ли можно  говорить, что рынок труда Беларуси представляет собой негибкий и абсолютно неэффективный механизм - ведь рост реальной заработной платы и поддержание формально высокого уровня занятости все же были достигнуты. Государственное участие в рынке труда позволяет сохранять определенный институциональный баланс, хотя и с минимальными элементами саморегуляции.

Такова сегодня  обстановка на рынке труда в Беларуси. И чтобы нормализовать ее, в  стране уже предпринимаются необходимые  меры, включающие помощь предприятиям в создании новых рабочих мест, организацию переобучения безработных. Что же касается роста трудовых ресурсов, то ожидать его раньше, чем нормализуется демографическая ситуация, по крайней мере неразумно.

Подводя итог, следует  сказать, что государство должно уделять особое внимание проблемам рынка труда. Ориентация государственной политики в области регулирования занятости и заработной платы, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций и смягчение напряженности на рынке труда.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Рынок труда: учеб. пособие /П.Э. Шлендер [и др.]; под ред. П. Э. Шлендера. - Москва: Вузовский учебник, 2004. - 208 с.

2. Рофе А.И. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе. - Москва: КНОРУС, 2010. - 400с.

3. Ванкевич Е.В. Рынок труда Республики Беларусь: особенности формирования и развития / Е. В. Ванкевич, А. П. Морова, И. В. Новикова; - Витебск: Витебский государственный технологический университет

4. Базылева М.Н. , Бондарь Л.В.. Рынок труда: генезис и особенности / М.Н. Базылева, Л.В. Бондарь // Вестник БГЭУ. - 2001. - №1. - С. 79-83

5.  Статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: <http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php

6. Социально-экономическое положение Республики Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2010. - 214 с.

7.  Боровик Л.С. Политика рынка труда в Беларуси: состояние и перспективы / Л.С. Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Мин. экономики РБ. - 2010. - №6. - С. 4-12.

8.  Соколова Г.Н. Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы //Г.Н. Соколова. - Минск: Белорус. наука, 2008. - 302 с.

9.  Министерство труда и социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie>..

10.  Щеткина М.А. Качество жизни в центре внимания / М.А. Щеткина // Проблемы управления. - 2010. - №1 (34). - С.4-8.

11. Ванкевич Е. В. Институциональное строение рынка труда в Беларуси: направления оценки и развития / Е. В. Ванкевич // Белорусский экономический журнал. - 2009. - N 4. - С. 88-103.

12. Приходько, В.В. Экономический анализ качества труда в торговле: текст лекции для студ. экон. спец. / В.В. Приходько. - Гомель : БТЭУ, 2010. - 36 с.

13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.: официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

Таблица А.1 - Динамика экономически активного населения (в среднем за год)

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экономически  активное население - всего

4490,6

4534,4

4566,9

4654,2

4686,1

4705,1

4680,3

мужчины

2119,7

2148,1

2169,1

2197,9

2222,5

2250,7

2230,4

женщины

2370,9

2386,3

2397,8

2456,3

2463,6

2454,4

2449,9

Из общей  численности экономически активного  населения занятые - всего

4414,1

4470,2

4518,3

4610,5

4643,9

4665,9

4674,2

мужчины

2095,1

2126,5

2151,7

2181,9

2204,1

2232,3

2206,2

женщины

2319

2343,7

2366,6

2428,6

2439,8

2433,6

2468


 

 

Таблица А.2 - Распределения численности занятого населения по формам собственности

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего занято в  экономике 

100

100

100

100

100

100

100

в том числе  по формам собственности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государственная

51,8

51,2

50,7

49,9

47,3

47,2

47,5

частная

46,9

47,4

47,8

48,5

41,1

47,9

47,7

смешанная с  иностранным участием

2,5

2,7

2,8

3,2

3,2

3,3

3,2

иностранная

1,3

1,4

1,5

1,6

1,6

1,6

1,6


 

Таблица А.3 - Динамика численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости

 

Таблица А.4 - Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Рисунок Б.1 - Динамика средней заработной платы в Республике Беларусь

Рисунок Б.2 - Средняя  заработная плата в июне 2012 г. по отдельным отраслям экономики (тыс. рублей)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ B

 

Таблица B.1- План мероприятий по модернизации рынка труда РБ

Наименование  мероприятия

Форма исполнения

Ответственные исполнители

Срок реализации

Обновление  структуры рабочих мест в соответствии с задачами инновационного развития и учитывая глобализацию и интеграционные процессы в мире

Программа развития и модернизации рабочих мест

Министерство  труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти

2009-2015гг.

Обеспечение потребности  инновационного развития национальной экономики квалифицированными кадрами, преодоление нехватки квалифицированной рабочей силы и невостребованности (безработицы) среди выпускников

Программа согласования рынка образовательных услуг и рынка труда

Министерство  труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти

2010-2020гг

Развитие инфраструктуры рынка труда

Бизнес-проекты

Министерство  труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти

2009-2015гг.


 


Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь