Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:55, реферат

Описание работы

В настоящее время, в условиях разгорающегося экономического кризиса, вопросы занятости и безработицы находятся в центре внимания, о чем свидетельствует большое количество публикаций по проблемам рынка труда; снижение заработной платы, как на государственных предприятиях, так и на частных; увольнение работников. Исследование рынка труда актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.

Работа содержит 1 файл

реферат рынок труда РБ.doc

— 499.00 Кб (Скачать)

Вот условный пример.  В некоей стране безработица составляет 8%. Правительство хочет сократить  ее уровень к концу года до 6%.  Каким должен быть годовой прирост ВВП для достижения этой цели? Прежде всего нельзя забывать, что трех процентный прирост ВВП необходим только для поддержания безработицы на прежнем уровне.  А для сокращения безработицы на два процентных пункта следует увеличить производство еще на 4%. Общий прирост ВВП должен, таким образом, составить 7%.

 

2.3 Роль государства в регулирования рынка труда в Республике Беларусь

 

Неспособность рынка труда при несовершенном  его типе самостоятельно, автоматически  саморегулироваться вызывает необходимость  государственного вмешательства посредством специальной политики занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

1) обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;

2) обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

3) предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

4) принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

5) участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

6) международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее.

В Республике Беларусь последовательно и целенаправленно  реализуется политика обеспечения  занятости населения, направленная на сохранение рабочих мест и трудовых коллективов, содействие развитию предпринимательства и самостоятельной занятости граждан, создание новых производств и новых рабочих мест; снижение безработицы. Достижению стабильной, контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий, ежегодно разрабатываемых на основе Государственной и региональных программ содействия занятости населения, а также ряда иных программ, оказывающих значительное влияние на ситуацию в сфере занятости населения, среди которых Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Комплексная программа развитая сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, ежегодно принимаемые Программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Приоритетное внимание в Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 № 1640, уделено повышению эффективности использования и повышению качества трудовых ресурсов, вовлечению в экономическую деятельность незанятого населения, стимулированию нанимателей к созданию рабочих мест; содействию в организации индивидуальной предпринимательской деятельности граждан, снижению дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу, снижению региональной дифференциации регионов по уровню безработицы; обеспечению социальной защиты граждан, временно потерявших работу. В целом основные показатели Государственной программы в 2009 - январе-сентябре 2010г. выполнены.

Для нейтрализации  последствий мирового кризиса и  стабилизации ситуации на рынке труда  республики в государством был разработан ряд мер, предусматривающих приоритетное направление финансовых ресурсов Фонда  социальной защиты на создание временных  рабочих мест в рамках организации общественных работ; опережающее профобучение и переподготовку безработных и работников, находящихся под риском увольнения; оказание помощи безработным в открытии собственного дела.

Так, с апреля 2009 г. осуществляется формирование временных рабочих мест в рамках общественных работ по жилищному строительству с организацией за счет средств фонда социальной защиты населения ускоренной профессиональной подготовки направляемых на них временно свободных работников.

Кроме того, в  целях реализации мероприятий программы по обеспечению временной занятости работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. №333 "О дополнительных мерах социальной защиты населения", в соответствии с которым данной категории граждан предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им вознаграждений.

Среди мер, используемых для защиты рабочих мест, наибольшее распространение получили бюджетные  ссуды, выделяемые нанимателям при организации и модернизации этих мест.

В целях содействия занятости населения было принято  решение о предоставлении в безвозмездное  пользование зданий нежилых помещений  под оформленные договором обязательства  по созданию рабочих мест.

Одно из главных  направлений противодействия безработице - стимулирование развития занятости  в сфере малого бизнеса. В 2009-2010 гг. по поддержке предпринимателей осуществлены специальные меры, упрощающие систему  налогообложения и снижающие  налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса.

В целях стимулирования переселения семей безработных  на повое место жительства и работы увеличен размер выплачиваемых денежных средств каждому безработному, переселяющемуся  из города в сельскую местность, с  пяти- до семикратной величины бюджета прожиточного минимума.

Немаловажное  значение имеет профессиональное обучение безработных. Программой занятости  населения предусмотрена организация  опережающего обучения работников, находящихся  под риском увольнения, с целью  дальнейшего их трудоустройства  на другие рабочие места. При этом затраты нанимателей на это компенсируются за счет средств Фонда социальной защиты населения.

Важной мерой  защиты и сохранения рабочих мест молодежи стал пересмотр системы  организации нанимателями субсидированных  рабочих мест для молодежи на возмездной основе в рамках "Молодежной практики". В целях стимулирования трудоустройства молодежи нанимателям, организующим молодежную практику, предусмотрены компенсации затрат по оплате труда и по уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.

Результатом реализации всех названных мер стало:

1) обеспечение трудоустройства на новые рабочие места 133,4 тыс. человек (76,1 процента к годовому заданию), в том числе на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд - 2,2 тыс. безработных (83,4 процента);

2)оказание содействия в трудоустройстве на постоянную работу 159,1 тыс. человек, из них 103,8 тыс. - безработных (соответственно, 76,3 и 81,2 процента);

3)направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 19,3 тыс. безработных (73,7 процента), из них 8,2 тыс. - женщин, 13,0 тыс. - молодежи в возрасте 16-29 лет;

4)трудоустройство 1,4 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках "Молодежной практики" (84,9 процента к заданию);

5)организация адаптации к трудовой деятельности 430 инвалидов (95,1 процента);

6)оказание финансовой поддержки в организации собственного дела 2,3 тыс. безработным (82,2%).

Как видно из вышесказанного, правительство активно  занимается вопросами занятости  и трудоустройства граждан. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

 

 

3.Реформирование системы оплаты труда

 

Приоритетной  задачей социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе является обеспечение достойного уровня заработной платы. Ее реализация обуславливает необходимость разработки новых, гибких систем оплаты труда, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий, особенности отраслей экономики. Наиболее серьезной проблемой, касающейся оплаты труда в Республике Беларусь на данный момент, является существующая тарифная система оплаты труда. Она включает тарифные ставки и Единую тарифную сетку. Главный недостаток тарифных ставок - это их низкий уровень. Дешевизна рабочей силы имеет свои негативные последствия - это сдерживание внедрения новой техники и технологии (т.к. при высокой цене рабочей силы работодатель стремится заместить ее автоматизированным трудом), потери от текучести кадров, низкая производительность труда. Сдерживающим фактором роста тарифного заработка является и второй важный элемент тарифной системы - единая тарифная сетка (ETC). Предназначенная осуществлять дифференциацию заработной платы в зависимости от квалификации работников и сложности работ, она изначально не может выполнять своей функции, т.к. объединить в одну систему количественной оценки совершенно разные по качеству, содержанию, сфере деятельности, сложности и социальной значимости виды труда практически невозможно без нанесения серьезного ущерба тарифной системе в целом. К основным недостаткам современной ETC относятся:

1) завышенный диапазон тарифных разрядов (27 вместо 18 согласно рекомендациям МОТ);

2) завышенный диапазон тарифных коэффициентов (отношение наибольшей тарифной ставки к наименьшей) - от 1 до 7,84 (вместо 1 к 5 согласно рекомендациям МОТ);

3) необоснованно высокое различие в оценке сложности труда в части его функционального разделения, т.е. завышены интервалы в разрядах между основными категориями работников, а особенно между квалифицированными рабочими и специалистами с высшим образованием;

4) неравномерные и прогрессивно убывающие коэффициенты возрастания тарифных ставок: на одних участках диапазона тарифной сетки они составляют 1,16, на других -1,07.

Таким образом, система оплаты труда в Республике Беларусь, основанная на тарифных ставках и ЕТС, нуждается в реформировании. В 2010 г. уже предпринят ряд мер по либерализации оплаты труда и совершенствованию его стимулирования. В частности, постановлением Министерства труда и социальной зашиты. Министерства финансов. Министерства экономики Республики Беларусь от 4 марта 2010 г. № 34/21/47 "О внесении изменении и дополнений в Инструкцию о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями" организациям с долей собственности государства менее 50% предоставляется возможность производить повышение тарифной ставки первого разряда без учета норм указанной Инструкции. Данное решение позволило коммерческим организациям более широко внедрять новые, гибкие системы и формы оплаты и стимулирования труда. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. N2 385, внедряются схемы материального вознаграждения руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе на основе выплаты годовых бонусов в размере не менее 12 должностных окладов за выполнение организацией доведенных в установленном порядке показателей прогноза социально-экономического развития. Дальнейшее реформирование системы оплаты труда должно предполагать:

1) разработку гибких систем оплаты труда, в максимальной степени учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики;

2) установление прямой зависимости увеличения заработной платы от показателей эффективности производства и качества продукции, повышения производительности труда;

3) совершенствование тарифной системы путём изменения межразрядных коэффициентов

Широкое распространение  на современном этапе должны получить нетрадиционные, основанные на различных методах распределения коллективного заработка, системы оплаты труда. В их числе:

1) долевые методы распределения коллективного трудового дохода (доля каждого работника в коллективном фонде оплаты труда определяется как сумма частных показателей - сложность и условия труда, его интенсивность, качество работы, эффективность использования предметов труда);

2) оплата по трудовому рейтингу (заработная плата каждого работника рассчитывается с помощью набора определенных коэффициентов - образовательный уровень работающего, его трудовой стаж, занимаемая должность, отработанное время или процент выполнения плановых заданий);

) участие в прибылях (формирование за счёт заранее установленной доли прибыли премиального фонда, из которого работники получают регулярные выплаты пропорционально заработной плате каждого и с учетом его личной и трудовой характеристик).

 

 

4. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь

 

С учетом основных направлений социально-экономической политики на 2006-2010 гг. разработана Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Она основывается на положениях Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Конвенции Международной организации труда "О безопасности и гигиене труда в производственной среде" (1981 г. Ст. 155), ратифицированной Законом Республики Беларусь "О ратификации Конвенции МОТ от 1981 г. №155" (1999). Ратификация Конвенции означает признание Республикой Беларусь необходимости разработки на государственном уровне, с учетом международного опыта, национальной политики в области охраны труда и создание необходимых механизмов ее реализации как на национальном уровне, так и на уровне организаций.

Концепция государственного управления охраной труда определяет, что основными принципами государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда, установление обязанностей всех субъектов и правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровья и безопасных условий труда.

Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь