Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:55, реферат
В настоящее время, в условиях разгорающегося экономического кризиса, вопросы занятости и безработицы находятся в центре внимания, о чем свидетельствует большое количество публикаций по проблемам рынка труда; снижение заработной платы, как на государственных предприятиях, так и на частных; увольнение работников. Исследование рынка труда актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.
Взаимодействие спроса и предложения показано на рис.
труд заработный плата безработный
Кривая предложения труда направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.
Напротив, кривая спроса направлена вниз ввиду того, что при росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость (цена) изделий, создаваемых дополнительным трудом, и снижается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих, т.е. с ростом заработной платы (цены труда) спрос на рабочую силу падает. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд.
Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии. Пересечение кривых спроса и предложения на рис. демонстрирует, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, - это и есть равновесная цена труда (или заработная плата) - цена труда, при которой объем спроса рабочей силы равен объему ее предложения. При этом уровне цены труда достигается полная (для данного уровня равновесия) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка.
2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь
Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной экономики и глобализация, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик. В связи с этим актуализировалась необходимость систематизации свойств сложившейся модели рынка труда в Беларуси с целью определения новых ориентиров его развития, соответствующих инновационной экономике и глобализации мирового хозяйства.
2.1 Динамика
и структура занятости и
Занятость - это деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности). Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору; являющиеся членами (участниками) юридических лиц; зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность; выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям; обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования; занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.
В экономике Республики Беларусь в январе-октябре 2012 г. было занято 4 570,8 тыс. человек, что на 2% меньше, чем в январе-октябре 2011 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2012 г. составила 26,5 тыс. человек, что на 10,4% меньше, чем на конец октября 2011 г., и на 1,1% больше, чем на конец сентября 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2012 г., как и на конец октября 2011 г., составил 0,6% от экономически активного населения.
Организациями республики (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчинености) в январе-октябре 2012 г. было принято на работу 753,8 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 43,5 тыс. человек, уволено по различным причинам 783,3 тыс. человек. Из общей численности уволенных 6,7% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,8% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.
Организациями республики
(без субъектов малого предпринимательства
негосударственной формы собств
В сентябре в Беларуси потеряли работу 79,9 тыс. человек, и уже в 8 месяцах из 9 число уволенных превышает число принятых на работу. Также необходимо учесть, что за сентябрь принято на работу 86,4 тыс. человек.
Таким образом, за январь — сентябрь число уволенных превысило число принятых на работу на 36,5 тыс. человек. Связано это в первую очередь с окончанием сезонных работ. Так, в сельском хозяйстве за месяц сократили 11,1 тыс. человек.
В планах правительства — создание новых 400 тыс. рабочих мест в ближайшую пятилетку. Однако по факту с начала года в Беларуси создано только 38,9 тыс. новых рабочих мест. При сохранении текущих темпов за пять лет будет создано только 260 тыс. новых рабочих мест.
На первое место по потерям рабочих мест по итогам января — сентября 2012 года вышла промышленность: число работающих в ней сократилось на 16,1 тыс. человек. На втором месте находится строительство: с января по сентябрь численность работающих в отрасли уменьшилась на 15,2 тыс. человек. Сфера образования по итогам девяти месяцев сократилась на 9 тыс. человек.
В целом в нашей стране нет серьезных проблем с безработицей. Так, на конец августа 2012 года составила 27,8 тыс. человек. В Министерстве труда и социальной защиты подсчитали, какие возрастные группы населения наиболее уязвимы.
Выяснилось, что каждый третий безработный — это молодой человек в возрасте 20—29 лет. Из них в возрасте 20—24 года — 17,1%, в возрасте 25—29 лет — 14,4%. Кстати, год назад удельный вес этих возрастных групп в структуре безработицы был аналогичный — соответственно 17,2% и 13,8%.
Удельный вес возрастной категории 30—34 года — 11,9%, 35—39 лет — 10,4%, 40—44 года — 10,2%, 45—49 лет — 10,6%, 50—54 года — 13,3% , 55—59 лет — 5,1%.
Что касается самых молодых безработных, то юношей и девушек в возрасте 16—17 лет на 1 января нынешнего года насчитывалось 1,9% (против 2% на 1 января прошлого года), в возрасте 18—19 лет — 5,1% против 4,9%.
Несмотря на кризис и малоприятные процессы в экономике, по сравнению с прошлым годом количество безработных даже уменьшилось. По данным на 1 января 2011 года, на учете в госслужбе занятости состояли 33 тыс. человек, а сейчас, напомним, их 28 тысяч.
Однако следует отметить, что в Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду причин. Во-первых, сложность процедуры регистрации. Во-вторых, низкое пособие по безработице .На 1 апреля средний размер пособия по безработице составлял 136,9 тыс. рублей, на 1 мая — 150,8 тыс. рублей, на 1 июня — 181,4 тыс., на 1 июля — 190,4 тыс. рублей, на 1 августа — 190,7 тыс. рублей, на 1 сентября — 232,5 тыс. рублей.
Для сравнения: с 1 августа расчетная величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения составляет 843,9 тыс. рублей в месяц. Пособие в январе—сентябре получали 5.197 безработных.
На 1 октября в столице в службе занятости было зарегистрировано 2.363 безработных. За январь—сентябрь 2012 года за содействием в трудоустройстве обратилось более 16.600 человек. На постоянную или временную работу трудоустроено 10.534. Из них 5.463 безработных получили постоянную работу. Трудоустроено лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, — 413, оказана финансовая поддержка безработным в виде субсидий для организации предпринимательской деятельности — 171.
На временную работу в свободное от учебы время года при содействии службы занятости трудоустроены 3.278 студентов и школьников. Консультации по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации получили 6.668 человек, организовано обучение 965 человек. В общественных работах приняли участие 3.336 человек, в том числе 2.269 безработных.
Количество заявленных вакансий на предприятиях города на 1 октября составило 24.686, в том числе для рабочих — 18.796.
За январь—сентябрь 2012 года зарегистрировано около 149 тыс. обращений соискателей работы к электронному банку вакансий в отделах трудоустройства и около 8 млн. обращений к электронному банку вакансий, размещенному на сайте Мингорисполкома.
По данным комитета, наиболее востребованными специалистами в Минске являются водители автомобилей (1.067 вакансий), рабочие по комплексной уборке (409), грузчики (411), каменщики (692), кондукторы (345), маляры (599), плотники-бетонщики (402), продавцы (544), швеи (376), штукатуры (570), врачи-специалисты (547), медсестры (893).
Беларусь пока не перешла
на методологию Международной
Кроме того, около 320 тыс. чел. заняты в неформальном секторе экономики или являются нелегальными трудовыми мигрантами, работающими за пределами страны. К сожалению, статистических оценок масштабов данного явления не ведется, однако обследование рабочей силы, проведенное Министерством труда и социальной защиты в 2008г., показало, что примерно 117 тыс. человек (около 2.7% экономически активного населения) работали за границей, в основном в России (98 тыс.). Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел называет цифру в 300 тыс. белорусских граждан, нелегально работающих в России (около 7% экономически активного населения). Таким образом, нужно отметить, что сегодня уровень занятости населения в Беларуси остается высоким, сохраняется положительная динамика занятости. Растёт удельный вес занятых в негосударственном секторе экономики. Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности персонала, расширением масштабов неформальной и неполной занятости.
2.2. Экономические последствия безработицы. Закон Оукена
Экономические
последствия безработицы
С другой стороны выплаты пособий по безработице ложатся бременем на государственный и региональные бюджеты. Возрастающие бюджетные расходы вынуждают увеличивать налоги, подрывая тем самым производственные стимулы. Если правительство не хочет идти по этому пути, то для финансирования бюджетного дефицита приходится либо печатать дополнительные деньги, усиливая инфляцию, либо заимствовать на финансовых рынках. Последнее ведет к росту процентной ставки, соответственно – к снижению инвестиций.
Важнейшим микроэкономическим последствием безработицы является то, что если она превышает свой естественный уровень, фактический ВВП оказывается ниже потенциального. Иными словами, общественные издержки безработицы выражаются в форме потерь потенциально возможного, но упущенного (из-за незанятости части трудоспособного населения) национального производства. Как отмечал американский экономист, лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев: «Безработица – это лишний, недоиспользованный труд».
Другой американский экономист А. Оукен установил отношение между уровнем безработицы и отставанием ВВП. Закон Оукена гласит, что каждый процентный пункт превышения фактической безработицы над ее естественным уровнем ведет к отставанию фактического ВВП от потенциального на 2%.
Математически его можно выразить так:
где: Y – фактический ВВП; Y - потенциальный ВВП; u – фактический уровень безработицы (в %); u - естественный уровень безработицы (в %); β – коэффициент отклонения, выражающий чувствительность ВВП к изменению безработицы.
Левая часть приведенной формулы отражает отклонение (в %) фактического ВВП от его потенциального уровня, а ее правая часть – отклонение фактической безработицы от ее естественного уровня, помноженное на коэффициент чувствительности ВВП к изменению безработицы. Для современной экономики коэффициент β составляет примерно 2. В тоже время он не является неизменным и устанавливается в каждой стране эмпирическим путем.
Иногда формулу Оукена записывают так:
где: Y – ВВП данного года; Y-1 – ВВП предыдущего года; u – уровень безработицы в данном году (в %); u-1 - уровень безработицы в предыдущем году (в%); 3% и 2 – эмпирические рассчитанные параметры.
В данном случае левая часть формулы отражает прирост (в %) ВВП данного года в сравнении с предыдущим годом, а правая часть – годовое изменение уровня безработицы.
Приведенная формула акцентирует внимание на том, что для сохранения безработицы на неизменном уровне (u=u-1) ежегодный прирост реального ВВП должен составлять 3%. Этот минимально необходимый темп прироста ВВП обусловлен приростом населения и повышением производительности труда. Если фактически ВВП растет медленнее, то каждый «недополученный» процент прироста приведет к увеличению безработицы на 0,5%. С другой стороны каждый следующий процентный пункт возрастания ВВП (сверх минимально необходимых3%) сократит безработицу на те же 0,5%.
Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь