Особенности функционирования и проблемы реформирования международного валютного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение МВФв период кризиса. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:
изучение истории, целей, задач и структуры МВФ
рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере
определение проблем реформирования мировой валютно-финансовой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..…3
1 МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА………………………………………………5
1.1 История возникновения МВФ…………………………………………………………………..5
1.2 Основные цели и функциональные характеристики МВФ………………………6
1.3 Организационная структура и основные подразделения организации…8
1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран………….10
2 Деятельность МВФ……………………………………………………………………………………….13
2.1 Формы деятельности……………………………………………………………………………...13
2.2 Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании………………………………………………………………………………18
3 Проблемы и пути реформирования международных финансово-кредитных организаций……………………………………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

курсач_мир_эконом.docx

— 70.11 Кб (Скачать)

     Таблица. Динамика международных резервов Российской Федерации по состоянию на 1 января1

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 20.06.2008 г.
Млрд  долл. США 76,9 124,5 182,2 303,7 476,4 558,7
Темпы прироста цепные, % - 61,9 46,3 66,7 56,9 17,3
Темпы прироста базисные, % - 61,9 136,9 294,9 519,5 626,5
 

     Международные резервы России за 4,5 года увеличились  более чем в 6 раз (см. таблицу). Неуклонно  росли международные резервы  и в Китае, в то время как  в США за последние годы наблюдался астрономический дефицит платежного баланса и государственного бюджета, а внешний долг вырос до 12 трлн долл. При этом проблема возврата долга даже не рассматривалась.

     Когда банковская система Исландии из-за глобального финансового кризиса  оказалась в тяжелом положении  и попросила у России кредиты  на 4 млрд долл., Россия выразила согласие выделить ей нужную сумму. Реакция США  и МВФ на это была немедленной, деньги для Исландии сразу же нашли  из-за опасения усиления военного влияния  России вблизи от Канады и США.

     Использование совершенно разных стандартов для той  или иной страны просматривается  и в деятельности ВТО. Требования к вступлению в эту организацию  для разных стран различны и они  могут произвольно меняться под  влиянием текущей политической ситуации. В результате процесс вступления страны в ВТО может затягиваться на десятилетия. Так, два года назад  вступлению России в ВТО формально  препятствовал запрет на импорт мясомолочной продукции из Польши. При этом никого не интересовало, обоснован этот запрет или нет. Между тем сами страны — члены ВТО неоднократно запрещали  торговые операции с сельскохозяйственной продукцией при возникновении эпидемий в животноводстве или других угроз  для здоровья населения. О надуманности этого предлога свидетельствует  тот факт, что в настоящее время  Еврокомиссия расценила этот случай как ничего не значащую мелочь. Литва  обещает наложить вето на переговоры по базовому соглашению Россия — ЕС из-за прекращения ввоза нефти  в страну по ветке нефтепровода «Дружба». Несложно предсказать, что через  некоторое время появятся новые  препятствия к вступлению в эту  организацию.

     По  мнению главы Минсельхоза России А. Гордеева, «...как только Россия вступит  в ВТО — так эта организация  перестанет работать, потому что она  потеряет смысл противостояния к  другим полюсам — и экономическим, и политическим. В мире таковым  полюсом является Россия».

     Между тем Евросоюз заинтересован во вступлении России в ВТО не меньше, чем сама Россия, которая является третьим  по величине торговым партнером ЕС и крупнейшим экспортером газа в  мире. Сейчас двусторонний оборот Россия — ЕС достигает 230 млрд долл. в год и есть тенденция его роста в дальнейшем. Являются ошибкой односторонние уступки России по некоторым требованиям ВТО, что и было расценено как проявление слабости и как возможность и в дальнейшем получать подобные уступки при затягивании переговоров о вступлении в ВТО.

     Необходимость реформирования перечисленных специализированных учреждений ООН уже осознана Евросоюзом. Так, по результатам саммита ЕС в  октябре 2008 г. было сделано заявление о том, что в ближайшие годы Европа планирует взяться за радикальную реформу Бреттон-Вудской системы международных институтов. В то же время лидеры Европы пообещали не допустить развала какой-либо из этих финансовых организаций. Однако это бесперспективное занятие, т. к. названные международные организации являются инструментами однополярного мира, управляемого США. Без создания многополярной структуры любое их реформирование будет неэффективным. О необходимости появления многополярного мира неоднократно заявлял В. Путин. Данная идея по сути представляет собой признание геополитических интересов различных стран, к которым единообразные подходы к их экономическому развитию уже не срабатывают. Об этом сказал канцлер Австрии А. Гузенбауэр на VI Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций»: «Политическое мышление все больше и больше следовало рыночной идеологии: если всякое государство, всякая власть оптимально соблюдают свои интересы, тогда они наилучшим образом совпадают с общими интересами, глобальными интересами всего мира. Но мы были свидетелями того, что и этот механизм не срабатывал, приводя ко все большему противостоянию, новым конфликтам и распространению бедности». Конечно, это не означает, что каждая страна конкурирует со всеми остальными странами в экономической сфере, интересы ряда стран могут совпадать на определенном историческом отрезке времени. Отдельные группы стран объединяются, чтобы отстаивать свои интересы.

     Логичным  было бы, например, объединение четырех  крупнейших развивающихся стран: Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) —  для отстаивания своих интересов перед промышленно развитыми странами «семерки». Именно их совместная позиция позволила преобразовать формат «семерки» в расширенный формат «двадцатки» на саммите 2008 г. Но совместного обсуждения с промышленно развитыми странами обсуждения путей выхода из мирового кризиса недостаточно, т. к. слишком сильно различаются их геополитические интересы и устремления. Необходимо создание новых «центров силы» в мировой экономике, чему всячески препятствуют развитые страны.

     Маловероятно, что странам БРИК удастся в  краткосрочной перспективе создать  такой «центр силы». Более реальным видится на первом этапе объединение  усилий Китая и России по выходу из мирового кризиса. Далее необходимо включение в сферу совместного  влияния других стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), и  в первую очередь Сингапура, Малайзии, Вьетнама, Тайваня, т. к. этим странам  во время мирового кризиса придется тяжелее всех из-за значительной доли экспорта в ВВП. Емкий рынок стран  ШОС позволил бы им выйти из кризиса  с наименьшими потерями. Экономики  России и Китая взаимно могли  бы дополнять друг друга: Россия —  своими энергетическими и сырьевыми  ресурсами, а Китай — промышленными  товарами. Огромный общий рынок этих стран мог бы снизить их зависимость  от внешних рынков.

     Естественно, что страны «семерки» постараются  воспрепятствовать этому процессу. Для реальной конкуренции вновь  образующемуся блоку стран нужно  будет отказаться от использования  доллара во внутриблоковой торговле. Для этого им понадобится своя валютно-финансовая система, образование  регионального валютного фонда  вместо МВФ, региональной банковской системы, Азиатская торговая организация  вместо ВТО, собственные рейтинговые  агентства, реально оценивающие  положение дел в промышленно  развитых странах. В основе формирования евразийской валютной системы может  лежать согласованное использование  национальных валют китайского юаня и российского рубля, а в перспективе, возможно, и индийской рупии.

     Не  исключены и угрозы со стороны  США и блока НАТО, т. к., например, для удержания ЕС и Японии в  долларовой зависимости США не стесняются применять жесткие меры политического  и военного давления, поэтому необходимо объединение и вооруженных сил  блока. На первый взгляд, может показаться, что тем самым возрастает опасность  военной конфронтации вплоть до Третьей  мировой войны. На самом же деле появление  военного противовеса блоку НАТО охладит воинственный пыл США, не позволит им впредь проводить военные  авантюры, такие как нападение  на Югославию, захват Ирака и Афганистана, угрозы нападения на Иран. Таким  образом, образование нового центра силы обязательно должно сопровождаться созданием региональных финансовых и военных организаций. Сокращение долларового пространства в мире не только не позволит США и в  дальнейшем вести гонку вооружений, но и не даст возможности США финансировать  свои вооруженные силы за счет других стран мира, а это также является определенным залогом мира во всем мире.

     Определенная  работа в этом направлении уже  проводится. Так, Россия и Китай, Россия и Белоруссия уже договорились перейти  во взаимных расчетах на национальные валюты, Иран и Венесуэла заявили  о намерении отказаться от номинирования  нефтяных контрактов в долларах США  и перейти в расчетах на другие валюты. Создан Евразийский банк развития (ЕАБР), учрежденный правительствами  России и Казахстана в январе 2006 г. Этот банк призван стать одним из ключевых элементов финансовой инфраструктуры на евразийском пространстве, эффективным инвестиционным механизмом стран-участниц в целях углубления интеграционных процессов. Подготовлено к подписанию соглашение о сотрудничестве между Межбанковским объединением ШОС и Евразийским банком развития. Создана Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), были проведены совместные учения военно-морских сил Китая и России. Формируются независимые от США зоны регионального сотрудничества крупнейших латиноамериканских государств (Меркусор), постсоветских государств (ЕврАзЭС), организация АСЕАН преобразована в юридический субъект наподобие Евросоюза с обязательными к исполнению порядками и законами. Страны АСЕАН, стремясь противодействовать американским и китайским компаниям на своих рынках, договорились о шагах по созданию в регионе к 2015 г. зоны свободной торговли. Все это означает снижение значимости ВТО и постепенный переход к новым правилам и условиям международной торговли.

     Президент РФ Д. Медведев на саммите G-20 предложил идею создания международной комиссии авторитетных экономических экспертов («финансовых гуру»), которая выработала бы рекомендации по реформированию мировых рынков. Однако, даже если такая комиссия и будет создана и выработает какие-то решения, то вряд ли они устроят как промышленно развитые, так и развивающиеся страны из-за различия их геополитических интересов. В то же время это же предложение на уровне межстранового блока сработает беспрепятственно и даст ощутимые результаты в развитии экономик входящих в него стран.

Заключение

      Институциональную структуру международного валютно-кредитного рынка составляет совокупность международных  банков, валютных бирж, валютных фондов, государственных учреждений и международных  организаций, посредством которых  осуществляется движение капитала в  сфере международных валютно-кредитных  отношений. Международные финансовые институты являются элементами системы  валютно-кредитных отношений. Одной  из таких международных организаций  является МВФ.

      МВФ – международная валютно-кредитная  организация ООН, целями которой  являются содействие развитию международной  торговли и валютного сотрудничества путём установления норм регулирования  валютных курсов и контроля за их выполнением, усовершенствование многосторонней системы  платежей, предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платёжного баланса.

      Официальные цели МВФ: содействие международному валютному  сотрудничеству путём консультаций и взаимодействия по валютным проблемам; создание благоприятных условий  для расширения и сбалансированного  роста международной торговли; содействие стабильности валютных курсов, поддержание  упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальваций валют, вызываемой конкуренцией; оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и  в устранении ограничений на обмен  валюты, препятствующих развитию мировой  торговли; предоставление на временной  основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платёжных  балансов, а также сокращение продолжительности  и масштабов дефицита их международных  платёжных балансов.

      Кредиты МВФ имеют несколько видов  в зависимости от причин, вызвавших  несбалансированность платёжного баланса. В рамках каждой формы кредитования существуют различные механизмы  предоставления кредитов, различающиеся  в зависимости от целей, объёмов, сроков предоставления.

      МВФ управлял международной валютной системой (возникшей по итогам конференции  в Бреттон-Вудсе в 1944), искусственно поддерживающей валютные курсы, до ее краха в 1971. Также Фонд предоставлял кредиты странам, испытывавшим проблемы с платежным балансом. МВФ организует регулярные встречи с целью обсуждения проблем мировой экономики, готовит  финансовые программы стабилизации для кризисных и переходных экономик. В последнее время усилилась критика МВФ в связи с экономическим кризисом и провалом ряда экономических программ оздоровления региональных экономик.

      МВФ тем не менее играет важную роль в развитии международной валютной системы, занимая одно из центральных  мест в системе международных  валютно-финансовых институтов. Предоставляемые  МВФ кредиты используются странами-заёмщиками для преодоления своих экономических  затруднений, что играет немаловажную роль в развитии как внутренней экономики  таких стран, так и мировой  экономики в целом.

Информация о работе Особенности функционирования и проблемы реформирования международного валютного фонда