Особенности функционирования и проблемы реформирования международного валютного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение МВФв период кризиса. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:
изучение истории, целей, задач и структуры МВФ
рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере
определение проблем реформирования мировой валютно-финансовой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..…3
1 МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА………………………………………………5
1.1 История возникновения МВФ…………………………………………………………………..5
1.2 Основные цели и функциональные характеристики МВФ………………………6
1.3 Организационная структура и основные подразделения организации…8
1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран………….10
2 Деятельность МВФ……………………………………………………………………………………….13
2.1 Формы деятельности……………………………………………………………………………...13
2.2 Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании………………………………………………………………………………18
3 Проблемы и пути реформирования международных финансово-кредитных организаций……………………………………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

курсач_мир_эконом.docx

— 70.11 Кб (Скачать)

      Существенную  роль в организационной структуре  МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный  комитет по вопросам международной  валютной системы. Он состоит из 24 управляющих  МВФ, в том числе от России, и  собирается на свои сессии дважды в  год. Этот комитет является совещательным  органом Совета управляющих и  не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее  он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих  предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет  Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).

      Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который  несёт ответственность за ведение  дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

      Исполнительный  совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. —  около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной из европейских  стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) — Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель — Джон Липски (США).

      Глава постоянного представительства  МВФ в России — Невен Матес.

    1. Порядок вступления в МВФ  и обязательства  вступающих стран

      Устав МВФ не предусматривает особенных  условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для  любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется:

  • Постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;
  • Отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;
  • Придерживаться такой экономической политики, которая приведёт к росту как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.

      Страна, которая вступает в МВФ, вносит определённую сумму денег (взнос по предоплате), своего рода членский взнос. Такая сумма  денег называется квотой. Квоты имеют  такие функции:

  • Создают объединённый денежный запас, которым МВФ пользуется для предоставления займов своим членам;
  • При их помощи определяется сумма, которую страна, внесшая квоту, может заимствовать или получить в МВФ при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР (Special Drawing Rights, SDR). Чем больше взнос, тем больший кредит при необходимости может получить страна;
  • Определяют «вес» голоса каждого члена фонда.

      МВФ организован по примеру акционерного общества, а потому возможность каждого  члена влиять на деятельность Фонда  ограничивается его размером его  части в капитале. Так, каждая страна-член имеет 250 «базовых» голосов ( в независимости  от размера взноса в капитал Фонда) и дополнительно по 1 голосу за каждые 100 000 единиц СДР его части в  этом капитале. При голосовании по некоторым вопросам кредиторы могут  получить по 1 голосу на каждые $400 000 займов, предоставленных ими ко дню голосования, за счёт соответствующего уменьшения количества голосов стран-должников[17].

      Размер  квот определяется при вступлении страны в МВФ, а потом пересматривается каждые пять лет. Расчёт проводится при  помощи разных формул, которые отличаются элементами и их значимостью. Сейчас используются такие формулы [17, с.92]:

  • Сокращённая Бреттон-Вудская:

      Q = (0,01Y + 0,025R + 0,05P + 0,2276VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме III:

      Q = (0,0065Y + 0,02051R + 0,078P + 0,4052VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме IV:

      Q = (0,0045Y + 0,03896768R + 0,07P + 0,76976VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме М4:

      Q = 0,005Y + 0,042280464R + 0,044 (P + C) + 0,8352VC,

  • Преобразованная по схеме М7:

      Q = 0,0045Y + 0,05218008R + 0,039 (P + C) + 1,0432VC,

      где Q – квота, Y – ВНП (1985 год), R – среднемесячный уровень резервов (1985 год), P – средняя  ежегодная сумма текущих платежей (1981 – 1985 гг.), VC – изменяемость текущих  поступлений, которая определяется как одно стандартное отклонение от пятилетнего изменяемого среднего значения за 1973 – 1985 гг.

      Эти формулы использовались при пересмотре квот в 1990 г. Для определения начального размера квоты так же делаются расчёты при помощи всех формул. Потом сотрудники Фонда сравнивают полученные результаты с соответствующими показателями стран со схожими показателями экономического развития и рекомендуют  размер квоты. Рассчитанные квоты могут  быть основой для обсуждения и  внесения изменений с учётом всех аспектов и функций квот в МВФ.

      Сейчас, когда членами МВФ является большинство  государств мира, очень сильно разнятся размеры долей и количества голосов  каждой страны. Так, учётом квоты в  капитале МВФ на долю стран «большой семёрки» приходится 45% голосов, в т. ч. на США - 18% [16].

      После утверждения Советом страна подписывает  статьи соглашения и становится членом МВФ. Однако ни одна страна не имеет  права использования механизмов Фонда до полной уплаты своего взноса. Кроме того, квота страны-члена  не может быть увеличена, пока страна не договорится на такое увеличение и выплатит полной суммы взноса.

 

  1.  Деятельность МВФ
    1. Формы деятельности

      В современных условиях деятельность фонда ассоциируется по большей  части с его финансово-кредитными функциями. Но в целом существует и другие формы деятельности МВФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Возникновение такой формы деятельности как  инспектирование связано с переходом  от паритетной к современной, открытой системы обмена валют. При этом членами  МВФ было принято решение о  том, что Фонд должен расширить свою деятельность за рамки меновой стоимости, которая, в конце концов, является результатом целого ряда экономических  мероприятий, изучать все сферы  экономики стран, которые устанавливают  размер этой стоимости, и непредубеждённо  давать оценку экономической деятельности стран для всего сообщества членов. Такая форма деятельности была определена самим МВФ как «инспектирование» или надзор за обменной политикой членов организации.[9]

      Консультирование  является так же постоянной формой деятельности Фонда. Консультируясь со своими членами, МВФ получает информацию о том, насколько ответственно и  открыто действует страна при  установлении условий, на которых правительства  и частные лица других стран покупают и продают её валюту, а так же информацию об общем положении дел  в стране.

      МВФ проводит три типа консультаций:

    • Ежегодные консультации. Ежегодно группа из 4 – 5 экспертов МВФ приезжает в столицу определённой страны и около двух недель собирает информацию и обсуждает с должностными лицами экономическую политику страны. После этих двух этапов группа, уже в штаб-квартире готовит подробный доклад для обсуждения его на Директорате. Выводы, рекомендации и предложения, разработанные в результате этого обсуждения, передаются на рассмотрение правительству страны.
    • Дополнительные консультации может организовать директор-распорядитель Фонда в случаях, когда страна неожиданно оказывается в тяжёлой экономической ситуации, или есть подозрение, что её действия противоречат «кодексу поведения» и могут навредить другим государствам.
    • Специальные консультации МВФ проводит с теми странами, экономическая политика которых в значительной степени определяет состояние мировой экономики.

      Услуги  странам-членам МВФ предоставляются  в таких формах [3, с.118]:

  • Повышение квалификации национальных кадров. С 1964 г. в штаб-квартире организации в Вашингтоне работает Институт МВФ, который по специальным программам обучает национальные кадры всех стран;
  • Техническая помощь, которую предоставляют эксперты из состава служащих Фонда;
  • Информационное обслуживание. Публикация ежегодных и ежемесячных статистических материалов, издание серий специальных брошюр, и другие виды информационной деятельности.

      Наиболее  же известной является такая форма  деятельности МВФ, как финансирование. МВФ предоставляет финансовую помощь странам-членам в рамках разнообразных  механизмов финансирования, которые  отличаются в основном типом проблем  платёжного баланса, для ликвидации которых они предназначены, и  условиями предоставления кредитов.

      Непосредственное  финансирование осуществляется при  помощи таких механизмов, как резервный  транш и кредитные транши.

      Резервным траншем страны-члена называется превышение её квоты в МВФ над  «скорректированной» суммой её валютных ресурсов, которые находятся в  фонде на счету общих ресурсов. Резервный транш складывается за счёт части взноса страны-члена в  резервных активах (СДР, иностранная  валюта, золото) и чистой суммы валютных ресурсов страны-члена, использованных МВФ. Страна-член может считать резервный  транш своим резервным активом, который можно мобилизовать в  кратчайшие сроки.

      Кредитные транши. Согласно принципам своей  кредитной политики МВФ предоставляет  кредиты в виде четырёх траншей, каждый из которых равен 25% квоты. Покупка  кредитных траншей позволяется  странам-членам только для финансирования экономических мероприятий, направленных на преодоление проблем платёжного баланса. Обязанности страны-заёмщика, которые предусматривают проведение соответствующих финансово-экономических  мероприятий, фиксируются в так  называемом «письме о намерениях».

      Использование первой кредитной доли может быть осуществлено в двух формах:

  • Прямая покупка валюты, когда страна получает всю сумму сразу после одобрения Фондом её запроса;
  • Поэтапна покупка, которая осуществляется на основании подписания с МВФ «договора о резервном кредите».

      Поэтапное финансирование. Последующие покупки  страной-участницей валюты у МВФ  рассматривается как использование  ею так называемых «граничных кредитных  долей». Такое финансирование может  осуществляться двумя путями: с использованием механизма резервных кредитов (кредитов «стенд бай») или в рамках механизма  расширенного финансирования (расширенные  кредиты).

      Соглашения  по резервным кредитам или соглашения «стенд бай», как и соглашения по расширенным кредитам, обеспечивают стране-члену гарантию того, что  она сможет автоматически получать иностранную валюту от МВФ в обмен  на национальную до исчерпания обусловленной  договором суммы, в любое время  на протяжении действия соглашения, но при условии соблюдения положений  договора. Такие соглашения использовали с 1952 г. Начиная с 1977 г., срок действия соглашений о резервных кредитах продлен с одного до трёх лет.

      Другой  формой поэтапного финансирования, которая  используется МВФ с 1974 г., является предоставление «расширенных кредитов». Её предназначение состоит в предоставлении валютных средств странам-членам с целью  финансирования дефицитов их платёжных  балансов на более длительное время  и в больших размерах, нежели это  предусмотрено уставом МВФ в  рамках политики обычных кредитных  долей (траншей).

      Расширенное финансирование предоставляется странам, у которых имеются трудности  с платёжным балансом, обусловленные  структурной несбалансированностью  производства, торговли и цен, или  тем странам, у которых нет  возможности проводить политику экономического развития в связи  с неудовлетворительным состоянием платёжного баланса. При обращении  к МВФ с прошением о расширенном  финансировании страна должна предоставить общую программу деятельности на первые 12 месяцев, которую необходимо обновлять ежегодно.

Информация о работе Особенности функционирования и проблемы реформирования международного валютного фонда