Особенности функционирования и проблемы реформирования международного валютного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение МВФв период кризиса. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:
изучение истории, целей, задач и структуры МВФ
рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере
определение проблем реформирования мировой валютно-финансовой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..…3
1 МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА………………………………………………5
1.1 История возникновения МВФ…………………………………………………………………..5
1.2 Основные цели и функциональные характеристики МВФ………………………6
1.3 Организационная структура и основные подразделения организации…8
1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран………….10
2 Деятельность МВФ……………………………………………………………………………………….13
2.1 Формы деятельности……………………………………………………………………………...13
2.2 Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании………………………………………………………………………………18
3 Проблемы и пути реформирования международных финансово-кредитных организаций……………………………………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

курсач_мир_эконом.docx

— 70.11 Кб (Скачать)

министерство  образования Российской Федерации

Пермский  Государственный Политехнический  Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по мировой экономике. 

Тема: «Особенности функционирования и проблемы реформирования международного валютного фонда». 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка  гр. МКЭ-08     

Губайдуллина  Р.В.

Проверила 

Пермь, 2010 г

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..…3

1 МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА………………………………………………5

1.1 История возникновения МВФ…………………………………………………………………..5

1.2 Основные цели и функциональные характеристики МВФ………………………6

1.3 Организационная структура и основные подразделения организации8

1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран………….10

2  Деятельность МВФ……………………………………………………………………………………….13

2.1 Формы деятельности……………………………………………………………………………...13

2.2 Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании………………………………………………………………………………18

Проблемы и пути реформирования международных финансово-кредитных      организаций……………………………………………………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы………………………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    На сегодняшний день мировая экономика находится в фазе формирования новой долгосрочной конфигурации. Кризис выявил огромное число структурных слабостей в социально-экономической системе, установившейся в последние десятилетия. В этих условиях особое значение приобретает вопрос о реформировании мировой финансовой системы и способах её регулирования.

       По  мнению Джорджа Сороса, нынешний кризис настолько серьезен, что фактически означает конец эры финансового  капитализма. По его мнению, мировая  экономика сейчас начинает двигаться  от «рыночного фундаментализма» к большей  степени регулирования финансовой системы. Хотя это не означает автоматического  и полного заката финансовых рынков и институтов.

        Институциональная структура международных  валютно-кредитных и финансовых  отношений включает многочисленные  международные организации.  Одни  из  них, располагая большими  полномочиями  и  ресурсами,  осуществляют  регулирование международных  валютно-кредитных и финансовых  отношений. Другие  представляют  собой форум для межправительственного   обсуждения,  выработки  консенсуса  и рекомендаций   по   валютной   и   кредитно-финансовой   политике.    Третьи обеспечивают  сбор  информации,  статистические  и  научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам  и  экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции. Валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.

      Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики  в целом. Поэтому изучение его  сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно  для создания полной картины функционирования международных

экономических отношений, а также определения перспектив развития мировой финансовой системы. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы

      Целью данной курсовой работы является определение МВФв период кризиса. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:

    • изучение истории, целей, задач и структуры МВФ
    • рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере
    • определение проблем реформирования мировой валютно-финансовой системы.

      При этом объектом исследования является деятельность Международного валютного  фонда. Предмет исследования – роль этой международной организации  в регулировании международных  валютно-финансовых отношений до кризиса  и изменения происходящие в этой сфере в последнее время.

      Теоретической основой написания курсовой работы послужили работы отечественных  исследователей, статьи из периодических  изданий, а также интернет-ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
    1. История возникновения МВФ

     Причинами, обусловившими возникновение и  функционирование международных валютно-финансовых институтов, являются следующие: глобализация мировой экономики; расширение и  углубление мирохозяйственных связей; усиление процессов экономического регулирования в условиях нестабильности. Они призваны решать такие основные задачи, как осуществление межгосударственного  валютно-финансового регулирования, разработка стратегии и тактики  мировой валютно-финансовой и кредитной  политики в целях стабилизации международных  финансов и ряд других.

      Необходимость создания организации для регулирования  мировой валютной системы стала  обнаруживаться во время Великой  депрессии, которая разрушила мировую  экономику в 30-е годы.

      Всеобщее  недоверие к бумажным деньгам  в условиях кризиса повысило спрос  на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе  с Великобританией были вынуждены  отказаться от золотого стандарта, который  определял на протяжение многих лет  стоимость денег как неизменную величину. Неопределённость стоимостного измерения денег, которые не имели  больше фиксированного соотношения  с соответствующим количеством  золота, привела к тому, что обмен  деньгами между странами, которые  сохранили золотой стандарт, и  странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни населения. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а так же между стоимостями разных валют. В таких условиях мировая экономика  начала разрушаться: в 1929 – 1932 годах  цены на товары в мире упали на 48%, а объём мировой торговли снизился на 63% [3, с.114 ].

      Неоднократные попытки решения валютных проблем  на международных конференциях и  встречах не имели успеха. Необходимо было наладить сотрудничество между  всеми государствами для создания новой валютной системы и организации  международного института для осуществления  постоянного контроля за ней.

      В начале 40-х годов Харри Декстер  Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) практически одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы  и соответствующей постоянно  действующей организации. После  долгих переговоров, которые проходили  в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось  на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча  по учреждению Международного валютного  фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где  собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в  Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.

      В 1944 г. СССР брал активное участие в  Бреттон-Вудской конференции и  даже подписал заключительный Акт об учреждении МВФ и МБРР, но позднее  не ратифицировал эти договоры. Все  бывшие республики СССР вступили в  МВФ в мае – сентябре 1992 г.

      В настоящее время МВФ объединяет 186 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран. Капитал МВФ (из взносов стран-членов) составляет около 217 млрд. единиц «специальных прав заимствования», что составляет примерно 272 млрд. дол. США. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

    1. Основные  цели и функциональные характеристики МВФ
 

      МВФ создан для регулирования отношений  в сфере валютных расчётов между  государствами и осуществления  финансовой помощи странам-членам через  предоставление им при возникновении  валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.

      Официально утверждены такие цели МВФ [4, с.90]:

  • Содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
  • Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
  • Содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
  • Содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;
  • Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;
  • Сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.

      Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение трёх основных функций [6, с. 90]:

  • Контроль за выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота;
  • Предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;
  • Организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.

      Позднее страны-члены определили для МВФ  и дополнительные функции и обязанности  в зависимости от требований времени  и обстоятельств. Сейчас МВФ имеет  такие функции:

  • Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
  • Предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
  • Предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение).
    1. Организационная структура и основные подразделения организации

      Высший  руководящий орган МВФ — Совет  управляющих (англ. Board of Governors), в котором  каждая страна-член представлена управляющим  и его заместителем. Обычно это  министры финансов или руководители центральных банков. В ведение  Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений  в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр  их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а  также голосовать по почте в любое  время.

      Самым большим количеством голосов  в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных  стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.[7]

      Решения в Совете управляющих обычно принимаются  простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим  оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающие страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

Информация о работе Особенности функционирования и проблемы реформирования международного валютного фонда