Особенности ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми.
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Работа содержит 1 файл

конечный вариант курсовой111.docx

— 78.92 Кб (Скачать)

В Канаде нет единой системы регулирования цен, но ценовую политику в той или иной мере проводят министерства, ведомства и организации. Удельный вес цен, регулируемых государством, составляет 10%.

 

ГЛАВА 3. РЫНОК  ЦЕН ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

3.1. Структура цен  на Российском рынке черных  металлов

Есть свои российские особенности, как в формировании себестоимости  металла, так и в формировании его цены на оптовом и розничном  рынках. Можно проанализировать всю  цепочку формирования цен на российский металл. А в первую очередь –  цен на черные металлы и черный металлопрокат, составляющие основу рынка  металлов России.

Рудное  сырье.

Истощение многих месторождений  и нарастающая сложность добычи железорудного сырья казалось бы создает весомую причину для  роста сырьевой составляющей металла. Однако если анализировать ситуацию за многие десятилетия, то доля сырья  в мировой цене стали заметно  снизилась, а цены на сырье растут весьма незначительно.

Освоение богатейших месторождений  в Бразилии и Австралии, развитие технологий обогащения руд и создание системы мощнейших морских перевозок привели к снижению расхода руды и цен на дальнюю транспортировку железорудного сырья. Металлургические производства "оторвались" от сырьевой базы.

Частично эти процессы затронули и Россию. И освоение богатых руд КМА, и успешное развитие Череповецкого металлургического  завода (ныне ОАО "Северсталь") удаленного от сырьевой и энергетической базы тому подтверждение.

Кстати некоторый рост базовых мировых цен на руду (CVRD с 25 до 30 центов на % Fe в сухой тонне), который прошел с 2000 по 2010 год, скорее вызван монополизацией мирового рынка ведущими производителями (CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto) контролирующими 60% мировых продаж железной руды.

Для российских металлургических предприятий ситуация несколько  хуже. Более низкое по качеству (в  частности по содержанию железа) сырье  и устаревшие технологии приводят к  повышенным (на 1-3%) сырьевым затратам. Но еще более негативно отражается низкое качество сырья на качестве металла, транспортных и энергетических затратах его производства.

Энергозатраты.

На сегодняшний день средняя  доля затрат на электроэнергию и энергоносители для российской металлургии составляет около 18%, а для различных предприятий  и технологий находится в интервале 10-30%. Большие цифры соответствуют  естественно устаревшим технологиям  и оборудованию.

Цифры эти близки к современному зарубежному уровню, но аналогия обманчива. Реально российские тарифы на энергию  и носители (например, газ) в 1,5-2,5 раза ниже мировых цен. Технологически энергоемкость  российской металлургии, как правило, намного выше современного мирового уровня и выросла за 2000-2010 годы на 25%. Признаемся честно, что многие годы именно российский ТЭК низкими ценами во многом обеспечивал конкурентоспособность российского металла.

Сейчас ситуация начинает меняться. Инвестиционные потребности  РАО "ЕЭС России" и "Газпрома" начинают находить все большее понимание  в Правительстве РФ. Похоже, российским металлургам все сложнее будет  отстаивать низкие энерготарифы для  своей отрасли. А техническое  перевооружение металлургии современными энергосберегающими технологиями требует  своих инвестиций и идет весьма медленно. Российскую металлургию ждет в ближайшие  годы рост доли энергозатрат в средней  цене черного металлопроката до 20-25%.

Транспортная  составляющая.

Основные транспортные грузопотоки  в российской металлургии географически  приходятся на ось Запад-Восток, где  их вне конкуренции обслуживают  железные дороги (более 80% грузооборота).

Внешне может показаться, что МПС РФ поддается влиянию  властей и вроде бы проводит разумную тарифную политику. Так, например, ряд  мер по индексации и унификации ж/д  тарифов частично выравнивал транспортные затраты металлургических предприятий, расположенных в различных регионах России. Особо учитывались МПС  экспортные потоки меткомбинатов. Тем  не менее разница затрат на транспортировку  для различных "игроков" рынка  слишком велика. После ряда этапов унификаций и повышений тарифов  МПС транспортная составляющая НЛМК в экспортном металле составляла 4,5%-5,2%, "Северстали" – 2,7-3,1%, а для ММК и НТМК ориентированных на восточное направление экспорта (после снятия льготных спецтарифов) достигла 20-25%. Еще выше она стала с повышением общих тарифов на грузоперевозки МПС на 6,8%.

Но ситуация для перевозок  сырья, топлива, металлолома и заготовок, отнесенных МПС ко 2-3-му тарифному  классу, – много хуже. Ж/д тариф  в их цене как правило превышает 30%, а для экспортных поставок в  восточные порты – "зашкаливает" за 50%.

Немало возникает и  организационных скандалов вокруг тарифной политики МПС. Последний, который  разбирался в Правительстве РФ 14 ноября – касается проблем с внутренними перевозками коксующихся углей, лишившихся льгот по сравнению с экспортом и энергоуглями.

В целом, до настоящего времени  оптимальные методики установления тарифов МПС (в т.ч. льготных) и  порядок согласования интересов  сторон не выработаны. Значительны  и дополнительные расходы предприятий, например на ремонт вагонов, задержки в доставке грузов и т.д. и т.п. Ситуация с ростом цен на ж/д перевозки  при их низком качестве ставит под  угрозу не только жизненные интересы крупнейших металлургических предприятий, но и целых российских регионов.

Широко известна, например, программа развития речной инфраструктуры ОАО "Северсталь". Комбинат за навигацию 2010 года увеличил поставки продукции водным путем на 45% (до 1,6 млн. тонн). А ЧСПЗ начал в сентябре первые поставки своей продукции в центр автотранспортом.

Если учесть, что аудит  МПС по итогам 2010 года показал убытки отрасли в размере 56 млрд. руб., то ожидать снижения "аппетитов" железнодорожников не приходится. МПС в 2012 году как минимум "выберет" лимит роста цен в 12-14%, установленный при формировании Госбюджета РФ. Так что в перспективе на транспортных расходах металлургия не сэкономит.

Затраты на персонал.

Для российской черной металлургии  трудозатраты составляют около 15 ч/час  на производство тонны металла (при  норме 1-3 ч/часов на тонну для развитых стран). Причина этого – слабое внедрение современных автоматизированных технологий по всей технологической  цепочке металлургического производства. А следствие – завышенная численность  персонала предприятий.

Но эти затраты полностью  компенсируется сравнительно низкой оплатой  труда персонала меткомбинатов  в России (исключения, например "Норникель", очень редки). Уровень оплаты труда  в нашей металлургии много ниже, чем в большинстве стран мира. А результат – сравнительно низкая доля итоговых затрат на персонал.

Естественно данные по обязательной структуре затрат в себестоимости  на черный металлопрокат являются более, чем усредненными.

Однако определенные выводы напрашиваются. Под влиянием внешних  факторов существующий в России разрыв с современным мировым уровнем  по транспортным расходам и энергопотреблению  будет возрастать. Хотя цены на энергию  еще долго будут отставать  от мирового уровня. Экономия по другим статьям затрат (без значительных мер по техническому перевооружению отрасли) практически невозможна. Поэтому  цены российских производителей в среднем  будут продолжать расти и расти  с темпом, опережающим инфляцию в  стране. Особо – при росте тарифов  на энергию и носители, а также  тарифов на перевозки. А пределом роста цен производителей металла  будет только конкуренция со стороны  импортного металлопроката.

 

3.2.Цены на мировом  рынке черной металлургии

Позитивный для мировой  металлургии 2000 год сменился в 2010-2011 годы ситуацией, характеризующейся несбалансированностью спроса и предложения для сталелитейной промышленности.

- Во-первых, была нарушена  привычная система торговых потоков  между рынками США, Западной  Европы и Юго-Восточной Азии.

- Во-вторых, резко ужесточилась  внешнеторговая политика стран-импортеров  стали: было возбуждено несколько  десятков антидемпинговых расследований  преимущественно против японских, российских, украинских, корейских  и китайских импортеров.

- И, в-третьих, волны  импорта и массовая подача  антидемпинговых исков запустили  еще один процесс. Сталелитейная  отрасль оказалась на переднем  плане внимания политиков. Всевозможные "стальные лобби" усилили свое влияние в кругах власти и привыкли к тому, что проблемы можно решать с помощью государства.

Первыми отреагировали на сложившуюся кризисную ситуацию США, и начали серию антидемпинговых  расследований против стран-импортеров стали, в число которых попала и Россия. Результат их – введение США с марта 2010 года резко повышенных пошлин против импортной стали. Не замедлил с ответом и Европейский Союз, пойдя по сходному пути, и введя ограничения на поставки импорта. Следом за США и Европой объявил о начале антидемпинговых расследований против России и Китай. Кроме того, в той или иной степени закрыли свои рынки Канада, Мексика, Малайзия и Таиланд.

«Лавина» запретительных мер, которые все производители  называли необоснованными и несправедливыми, как ни странно пошла металлургам  на пользу. Впервые за два года производители  Европы, Азии и Латинской Америки  смогли поднять цены на металлопродукцию. Безусловно, что до баланса спроса и предложения еще далеко, но рынок  на пути к состоянию равновесия. Мировые цены уверенно приближаются к уровню 2000 г.

ослабление конкуренции  из-за рубежа дало возможность американским сталелитейным компаниям загрузить  производственные мощности с 80% почти  до 90% и поднять цены на некоторые  виды продукции.

Но уже летом этого  года ситуация изменилась. Производители  автомобилей и бытовой техники  начали компанию в пользу отмены ограничений, сама металлургическая промышленность США явно испытывала дефицит импорта  металлопродукции. К осени "роман" между администрацией Буша и сталелитейной  промышленностью окончательно закончился. В конечном счете, более 700 видов  сталелитейной продукции были освобождены  от 30% пошлины, введенной США в  марте.

Страны, применившие антидемпинговые  ужесточения, в конечном итоге, кроме  повышения мировых цен на металлопродукцию, добились того, что их «меры по защите торговли», после многочисленных освобождений от пошлин, превратились в нечто, напоминающее дырявый швейцарский сыр.

Действия США и других стран оказались заразительными и для России. В начале июля текущего года были подписаны постановления  правительства РФ "О временных  мерах по защите российских производителей оцинкованного проката" и «  О мерах по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций». Установлены временные (сроком на 4 месяца) антидемпинговые  пошлины на оцинкованный прокат из Украины в размере 31,8% от таможенной стоимости, на аналогичную продукцию  из Казахстана в размере 36,9%, на импорт украинских прутков – в размере 21%. Фактически российский рынок также  столкнулся с запретительным характером тарифов.

И что же российские металлурги? Казалось бы, в таких незавидных условиях запретов, Россия и мечтать  не могла о росте. Но статистика говорит  об обратном. Производители, прежде всего, демонстрируют завидный экспортный рост, причем уже за первое полугодие 2010 года рост экспорта чугуна – составил 27%, плоского проката и нелегированной стали – 10,1%. Правительству РФ удалось добиться отмены пошлин на экспорт нашей стали и более жестко провести переговоры по ограничению поставок стали в Россию. Более того, россиянам удалось даже приоткрыть американский рынок для своих поставок. США разрешили экспортерам первые 5,4 млн. тонн стали ввезти безо всяких пошлин. Таким образом, Россия получила квоту большую, чем прошлогодние 2 млн. тонн. Производители также смогли переориентироваться на другие рынки и увеличили экспорт в Юго-Восточную Азию. Поразительно, но первая половина тяжелого 2010 г. для российской металлургии завершилась достаточно чистым от конкурентов внутренним рынком, ростом экспорта и отменой пошлин на вывоз стали.

Для мирового рынка металлопродукции, т.е. потребителей, в текущем году принятие административных мер привело, прежде всего, к росту цен. США  дали толчок к подъему цен в  мире практически по всем позициям черного металла. Россия, с задержкой на 1-2 месяца, отреагировала еще сильнее. Повышение российских цен произошло, и происходит до сих пор, крайне неравномерно по отдельным видам металлопродукции.

Рассмотрим некоторые  позиции более подробно. Менее  других увеличились российские цены на холоднокатаный лист (1,95%) и горячекатаный  лист (2,23%).

Причина столь небольшого повышения кроется и в ограниченном экспорте (наличие квот и низкое качество отечественного проката), и  в стагнации спроса в России, например, в машиностроении. Не стоит забывать и об излюбленном, уже известном, приеме «запада»: вытеснить экспортную продукцию в сторону сырья  и полуфабрикатов низкого передела. Так, в январе 2010 года Европейский Союз ввел запретительные квоты на импорт современного легированного бором проката из России, что снизило соответствующие поставки в 2-3 раза

В 2010 г. цены на оцинкованный лист (широко применяемый в строительстве, автомобилестроение, машиностроении) по разным регионам мира увеличились на 6-30%. В России же цена на оцинковку, как была, так и осталась рекордсменом по отрыву от мировых цен.

Введение антидемпинговых  пошлин на импорт оцинкованного проката  из Украины и Казахстана расчистило рынок для российских производителей.

Однако ввод новых мощностей (например, на ММК) и реконструкция  других производств задерживается. Склады торговцев опустели, а цены «задраны» настолько высоко, что  потребителям выгоднее покупать металл в Азии. Такая ситуация привела  к возрастающему дефициту оцинковки  на российском рынке (в августе до 30-40 тыс. т.), росту проблем для  торговли и предприятий, занятых  в сфере переработки оцинкованной стали. Как следствие, это гарантирует  дальнейшее повышение цен на российский оцинкованный прокат.

Информация о работе Особенности ценообразования