Особенности ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми.
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Работа содержит 1 файл

конечный вариант курсовой111.docx

— 78.92 Кб (Скачать)

Специфика формирования цен долгосрочных контрактов (учет перспектив изменения  рынка, устойчивости отношений между  продавцами и покупателями, выгод, получаемых контрагентами от этих отношений) предопределяет их отличие от цен текущих контрактов при сохранении определенной взаимосвязи.

В частности, цены долгосрочных контрактов, выражающие устойчивость торговых связей между продавцами и покупателями, более стабильны, чем цены текущих  контрактов. Механизмы образования  цен по контрактам, заключенным на длительный срок (до 15-20 лет), учитывают  перспективы изменения рынка, а  также специфические отношения, складывающиеся между контрагентами  в течение этого времени.

Использование этих цен и самих  долгосрочных контрактов дает возможность  производителям иметь в течение  определенного периода стабильный объем производства, загрузку мощностей  и устойчивую выручку за поставляемый товар. Покупатель, в свою очередь, имеет  товар нужного качества, постоянный объем поставок с относительно устойчивыми  денежными затратами на них. Это  обеспечивает ему стабильность в  применении технологии и организации  производства, возможность снижения себестоимости, экономии денежных и  других материальных ресурсов, ведения  успешной конкурентной борьбы на рынке  сбыта своей продукции. В зависимости  от способа установления цены выделяют следующие виды фактических сделок: твердые, с последующей фиксацией, подвижные и фиксируемые путем  скольжения.

Твердая цена определяется в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение всего срока его действия. Она используется в сделках, предусматривающих немедленную или в течение короткого срока поставку товара. В отдельных случаях, например при поставках машинотехнических изделий с удлиненным циклом изготовления, могут устанавливаться твердые цены на длительный срок.

Цена с последующей  фиксацией устанавливается в процессе исполнения контракта. В самом контракте определяется только момент и принцип фиксации. Цена может фиксироваться, например, перед поставкой каждой партии товара, перед началом каждого календарного года (при долгосрочных сделках).

Принцип фиксации цены может относится  ко времени, в течение которого покупатель должен уведомить продавца о своем желании зафиксировать цену в контракте, к информации, которой нужно пользоваться при установлении цены (рубрика котировального бюллетеня, позиции, группы товаров), к оговоркам, которые могут быть применены.

Подвижная цена - это цена, определяемая в момент заключения контракта с оговоркой, предусматривающей ее пересмотр в период его исполнения при изменении рыночной цены (обычно не ниже минимально установленного предела - 2-9%). Подвижные цены применяются в основном в долгосрочных контрактах на поставку сырьевых и сельскохозяйственных товаров.

Цена, фиксируемая путем  скольжения (скользящая цена) - это цена, устанавливаемая на основе базисной, определяемой в момент заключения контракта с учетом изменений основных ее элементов в период его исполнения. Она определяется в контрактах на поставку товаров, требующих длительного срока изготовления (суда, технологические линии, комплектное оборудование), в течение которого изменяются издержки их производства.

    1. . Особенности ценообразования и регулирования цен в промышленно-развитых странах

Рассмотрим, с помощью  каких мер и какими методами осуществляется государственное регулирование  цен в отдельных странах с  рыночной экономикой.

В США заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе администрации президента США Р. Никсона впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами.

Не имея альтернативной программы  косвенного регулирования экономики, президент США был вынужден пойти  на замораживание цен и заработной платы.

Следует отметить, что в  краткосрочном плане прямое регулирование  цен способствовало определенной стабилизации экономики страны. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов.

В последние годы американская администрация, ограничивая государственное  финансирование и прямое регулирование  цен по отдельным товарным группам, делала упор на активное использование  рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения  в стране. В целом такой подход оказывал стабилизирующее воздействие  на развитие инфляционных процессов. Среди  основных направлений косвенного регулирования  цен можно было бы выделить следующие:

· рестриктивная кредитно-денежная политика, регулирование учетной  ставки федеральных резервных банков;

· сокращение дефицита государственного бюджета;

· федеральные закупки  товаров и услуг;

· налоговая политика.

В результате эти направления  государственной макроэкономической политики повлияли на изменение соотношения  спроса и предложения на внутреннем рынке США и, таким образом, определили базовые пропорции обмена и уровня цен.

Прямое государственное  регулирование цен применялось  лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией, некоторые коммуникационные услуги.

Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен. Особого  внимания заслуживают методы государственного регулирования цен на продукты аграрного  комплекса.

Государство оказывает влияние  на цены через стандарты, экономические  требования. Под его контролем  находятся процентные ставки за кредит, оказывающие воздействие на издержки производства и цены.

В целом контроль за ценами в США осуществляют антитрестовские  управления Министерства юстиции и  Федеральная торговая комиссия.

Во Франции, несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению наблюдения (контроля) за ценами в условиях конкуренции.

Здесь регулированием цен  занимаются Департамент по конкуренции, Министерство экономики, финансов и  бюджета.

Государственный сектор в  экономике Франции занимает небольшой  удельный вес в валовом национальном продукте и включает отрасли-монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт) и некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческий банки, страховые компании и отдельные  фирмы). В первом случае государство  устанавливает все экономические  параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую  продукцию, а во втором – оказывает  минимальное воздействие на экономические  параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции  с частным сектором.

Эта специфика экономики  Франции предопределила соотношение  между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен в этой стране регулируются государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.

Следует отметить, что Франция  является одной из немногих промышленно  развитых стран, где долгое время  существовал довольно жесткий режим  государственного регулирования цен. Государственное регулирование  цен частично сохранилось здесь  и до настоящего времени.

В Испании государство осуществляет регулирование и контроль за ценами на основе закона о защите конкуренции. Это прежде всего относится к товарам и услугам, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Это касается в основном продукции предприятий госсектора и некоторых частных компаний.

Органом, осуществляющим контроль над формированием цен, является Высший Совет по ценам при Министерстве экономике и финансов Испании.

Высший Совет является рабочим органом Правительственной  Комиссии по экономическим вопросам.

Основными функциями Совета являются: рассмотрение на пленарных  заседаниях ходатайств государственных  и частных компаний об изменении  цен на конкретные виды товаров и  услуг; выработка рекомендаций и  представление в Правительственную  Комиссию по экономическим вопросам обоснованных предложений по изменению  цен; уведомление заинтересованных государственных и частных компаний о результатах рассмотрения вопроса  Правительственной Комиссией; наблюдение за выполнением решений Правительственной  Комиссии частными и государственными компаниями; координация деятельности провинциальных комиссий по ценам; изучение и внесение в Правительственную  Комиссию обоснованных предложений  по пересмотру действующих цен на товары и услуги.

Государственное регулирование  цен в Испании имеет следующие  формы:

1. Разрешительные цены.

2. Уведомительные цены.

3. Местные цены.

В связи с вступлением  страны в Общий рынок регулирование  цен на многие товары, в частности  на сельскохозяйственную продукцию, происходит на уровне ЕС.

Представляет интерес  опыт ценообразования и государственного регулирования цен в Швеции. Прежде всего следует отметить, что в этой стране наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган – Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. Кроме того, во всех 23 губерниях Швеции имеются конторы со штатом численностью от 2 до 10 человек каждая для проведения этой работы. В стране приняты и действуют закон о регулировании цен и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и об условиях конкуренции.

Кардинальные решения  по вопросам государственного регулирования  цен, конкуренции и доходов принимаются  только парламентом – рикстагом.

Воздействие на уровень цен  в Швеции осуществляется, в частности, через государственную монополию  и государственные мероприятия. Так, существует государственная монополия  на винно-водочные изделия, почтовые и  некоторые другие виды коммуникаций, на аптечную торговлю. Значительное воздействие  на цены оказывают государственный  энергетический концерн и шведские железные дороги.

Особая сфера ценообразования  – цены на жилье. Основываясь на их чрезвычайно высоком уровне, государство  выдает жилищные субсидии и займы.

В Японии с 1973 г. действует бюро цен Управления экономического планирования. В его функции входит контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, поддержание спроса на необходимом уровне путем проведения соответствующей финансовой политики, изучение тенденций спроса и предложения. Государство регулирует цены на рис, пшеницу (утверждаются парламентом), мясо и молочные продукты (утверждаются министерством земледелия, лесоводства и рыболовства), железнодорожные тарифы (утверждаются министерством транспорта), тарифы на воду и теплоснабжение, электроэнергию и газ (утверждаются Агентством природных ресурсов и энергии), стоимость образования и медицинского обслуживания. В целом в Японии регулируется 20% потребительских цен.

Законодательной базой для  регулирования цен являются: антимонопольный  закон, закон о регулировании  рынка продовольственных товаров, закон о стабилизации цен на продукцию  животноводства.

В Норвегии внутренние цены устанавливаются на основе мировых цен. Ценообразование в этой стране осуществляется в соответствии с законом о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции. Органами, занимающимися вопросами ценообразования, являются Министерство труда и администрации, Национальный совет по ценам. Директорат, Государственная инспекция по ценам и комитеты по ценам местных органов.

Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен, производит замораживание цен, устанавливает  порядок исчисления цен, скидок и  надбавок (надценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в  области ценообразования.

Государство определяет предельные уровни цен на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.

В Швейцарии в законодательном порядке регулируются цены почти на половину товарной продукции сельского хозяйства. Государственное регулирование охватывает также цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свеклу, рапс, молоко. Справочные цены устанавливаются на мясо. Ограниченное регулирование цен с наблюдением за ними осуществляется по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам и некоторым другим товарам.

В Швейцарии контролируются цены на товары, которые защищает или  субсидирует государство.

Органом ценообразования  в этой стране является Федеральное  ведомство по контролю за ценами. Процесс  ценообразования осуществляется здесь  в соответствии с постановлением Федерального правительства о защитных ценах на товары, рядом законов  и постановлений по конкретным отраслям и видам продукции.

Информация о работе Особенности ценообразования