Особенности ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми.
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Работа содержит 1 файл

конечный вариант курсовой111.docx

— 78.92 Кб (Скачать)

К фискальной политике относят  деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона  этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств  государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию  перераспределения доходов государство  выполняет через государственную  налоговую систему, а также через  различные социальные программы  по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в  сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших  инструментов государственного

регулирования. Государство  осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя  таможенными пошлинами, государство  может оказывать косвенную поддержку  национальному производству, регулируя  валютные курсы - оказывать влияние  на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной  сфере необходимо учитывать их влияние  на другие. Так, изменения в государственных  расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения  в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень  доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно  подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует  изолированно от других.

К функциям, выполняемым  государством относятся следующие:

- создание и регулирование  правовой основы функционирования  экономики;

- антимонопольное регулирование;

- воздействие на размещение  ресурсов;

- деятельность в сфере  распределения доходов;

- деятельность государства,  как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и  действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться  и на размещении ресурсов, и на распределении  доходов. Рассмотрим эти функции  государства.

1. Создание и регулирование  правовой основы функционирования  экономики:

Прежде всего, на государстве  лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую  деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной  базы - это установление правил поведения  экономических агентов, юридических  принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические  агенты - производители, потребители  и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные  и нормативные акты, защищающие права  частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой  и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и  безопасность труда, вопросы взаимоотношений  профсоюзов и администрации и  др.

2. Антимонопольное регулирование

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой  пакет законов, который выступает  как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и  монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в  разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для  всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими  господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов  потребителей, защита интересов и  содействие развитию среднего и мелкого  бизнеса.

Современное антимонопольное  законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное  законодательство в первую очередь  запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в  целях установления цен. Законом  преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно  устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

3. Размещение ресурсов

Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции  и т.д., возникает проблема нерационального  распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для  социально справедливого решения  этой проблемы.

Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и  сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное  регулирование и т.д.

Так, через систему налогов  и субсидий государство может  воздействовать на производство общественных благ и услуг.

4. Перераспределение доходов

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к  социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся  вне контроля человека, неподвластных  ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое  перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице  и т.д. Государством финансируются  программы, обеспечивающие возможность  получения образования вне зависимости  от доходов семьи, субсидий на поддержание  цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

5. Деятельность государства,  как субъекта имущественных отношений

Традиционным объектом государственной  собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи  и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства  часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Источником формирования государственной собственности  выступают национализация и собственно государственное предпринимательство  т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия  эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

 

    1. Некоторые особенности ценообразования в России.

          В период существования в СССР, в России централизованной плановой  экономики проблемы ценообразования  на мировом рынке сравнительно  мало интересовали конкретного  производителя. Все операции - торговые  и платежные - производились специализированными  учреждениями внешнеторговыми объединениями  и Внешторгбанком. Сразу после  появления соответствующих законодательных  актов о выходе предприятий  самостоятельно на международный  рынок появилось большое число  новых субъектов рынка, как  мощных крупных поставщиков, например, Магнитка или Газпром и его  структуры, так и маломощных, но  многочисленных «челноков».

В настоящее время в  России внутренние цены на многие экспортируемые товары (нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много.

Что касается системы ценообразования, то российские компании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку. Однако следует отметить одну очень существенную деталь.        Сегодня, если подходить к вопросу  с чисто экономической точки  зрения, многим российским компаниям  экспорт не выгоден, что в свою очередь, ограничивает импорт. Цены внутреннего  рынка гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам или к примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либо других «ценных» бумаг.

Отдельным важным практическим вопросом в области внутреннего  ценообразования, связанным с ВЭД, является формирование цен на импортируемые  товары и услуги. Здесь на смену  «изобретениям» советских времен, жестко привязывавшим цены на импорт к ценам  соответствующей отечественной  продукции, что нередко порождало  всякие несуразицы, теперь внедряется международный опыт, оправданная  мировая практика. Это тем более  важно, что, как отмечалось выше, значение импорта для экономики России в настоящее время исключительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мирового опыта  и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т.е. совокупности валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемых в декларации таможенной стоимости ввозимого товара, или  рассчитываемых определенными способами, предусмотренными в разделе IV Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Он предписывает последовательное применение следующих методов, если предшествующий невозможен:

1. по цене сделки с  ввозимыми товарами;

2. по цене сделки с  идентичными товарами;

3. по цене сделки с  однородными товарами;

4. вычитание стоимости;

5. сложение стоимости  и, наконец, резервный. Эта величина  пересчитывается в рубли по  валютному курсу и после добавления  налогов (НДС, акцизов, сборов, расходов по перевозке, хранению  т.д.) и с учетом прибыли формируют  внутреннюю цену.

Безусловно, с восстановлением  потенциала российской промышленности, с укреплением финансового рынка, рынка услуг и капиталов, с  ростом управляемости и контроля за происходящими в экономике процессами ценообразование будет более предсказуемым и будет отвечать общей экономической логике.

 

ГЛАВА 2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ  НА МИРОВОМ РЫНКЕ

2.1. Специфика  и сущность мировых цен

Цены товаров, обращающихся на сложившихся  мировых рынках, характеризуются  рядом особенностей, во-первых, тем, что мировая цена отклоняется от внутренних цен. Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости, формируемой ведущими странами-экспортерами. Внутренние цены основываются на национальной стоимости и отражают затраты национальных производителей. Как правило мировая цена ниже внутренней. Разрыв между ними может составлять более 30%, при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые, что связано с более высоким уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе готовой продукции. Таким образом, внутренняя цена в большинстве случаев не предопределяет окончательно уровня мировой цены. переход от внутренних цен к мировым состоит, как правило, из целой цепочки доплат, наслаивающихся при импорте на мировые цены (пошлины, компенсационные сборы) или "отслаивающихся" при экспорте от внутренних цен (налоговые, амортизационные, транспортные и другие льготы, субсидии).

Второй особенностью мировых цен  является их множественность, то есть наличие нескольких рядов цен на один и тот же товар. Множественность мировых цен обусловлена различным качеством товара, разными условиями поставки, характером торговой сделки, сроками поставки, упаковкой.

Вот почему при абсолютном значении цены необходимо подробно указать следующие  реквизиты: качественные характеристики или происхождение товара, условия  поставки, сроки поставки, упаковка.

Например, информацией о том, что  цена тонны соевых бобов составляет 200 долл., невозможно воспользоваться при совершении сделки купли-продажи. На фоне множественности цен каждый абсолютный показатель необходимо прокомментировать: 200 долл., за тонну соевых бобов: американских с содержанием белка 44%; СИФ; с поставкой через 3 месяца. Цена на соевые бобы другого качества и происхождения, например аргентинские с содержанием белка 38%, с иными условиями (ФОБ) и сроками (чем они отдаленнее, тем цена, как правило, ниже) поставки будет выше или ниже.

Третьей особенностью мировых цен  является их быстрое старение, отражающее сдвиги в конъюнктуре товарных рынков. Так, на подвижные биржевые товары цены в течение дня колеблются иногда в пределах 100% и более.

2.2. Основные виды и  особенности мировых цен

Мировые цены на отдельные товары и товарные группы могут выступать  в различных формах или видах, что образует информационный массив по ценам. По возможности получения  ценовую информацию можно разделить  на:

Информация о работе Особенности ценообразования