Особенности антитрестовского законодательства в различных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

В рамках данного курса исследуются закономерности формирования и функционирования отраслей, рынков и фирм; основные принципы поведения фирм на разных рынках; результаты такого поведения для отраслевых рынков и экономики в целом; необходимость и возможности государственного регулирования отраслей. Рассматриваются как традиционные подходы, так и новые методы изучения отраслевых рынков.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………………4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АНТИТРЕСТОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ…………………...…….6
1.1 Основы и принципы антимонопольной политики. Признаки и классификация монополизма………………………………………………..…...6
1.2. Антитрестовское законодательство США………………………….……..10
1.3. Антимонопольная политика в России. Антимонопольное законодательство РФ………………………………………………………..…...17
1.4. Опыт антимонопольного регулирования в странах Европы……….…….21
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………….....26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………….…………………..32

Работа содержит 1 файл

пркчт.docx

— 57.66 Кб (Скачать)

3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных  монополиях". Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией.

4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверное рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Закон направлен на снижение степени монополизации рынка.

6. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ “О финансово-промышленных  группах» Этот закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации.

В настоящий момент антимонопольное  законодательство необходимо совершенствовать. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих  субъектов, применять штрафные санкции  к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных  и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и  качество товаров и услуг. (10, 203-249)

 

1.4. Опыт антимонопольного регулирования в странах Европы

 

Антимонопольная политика Европейского Сообщества (общая политика по вопросам конкуренции) в целом направлена на недопущение ограничения свободы  конкуренции как предприятиями  и индивидуальными предпринимателями, так и государствами-участниками  путем введения протекционистских  мер, предоставляющих национальным предпринимателям необоснованные преимущества и льготы. В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры. (11, 233-234)

В целом последовательно  следуя принципу охраны свободы конкуренции, законодательство ЕС предусматривает  случаи, когда последняя может  быть ограничена. Существуют так называемые общие (закрепленные в нормативных  актах ЕС) и индивидуальные (предоставляемые  в каждом конкретном случае) исключения, позволяющие при наличии определенных обстоятельств ограничивать свободу конкуренции. Принципы антимонопольной политики и права ЕС по вопросам конкуренции закреплены в Учредительном договоре.

Европейский тип антимонопольного законодательства основывается на преобладании так называемого принципа контроля действий подозрительных субъектов  предпринимательского бизнеса, особенно в период слияния и присоединения  компаний, а также текущей купли-продажи  акций и долей в их уставном капитале. Закон борется лишь против злоупотреблений со стороны подозрительных компаний, но не против самого факта  наличия у них доминирующих позиций. Выделить же злоупотребления из деловой  практики тех или иных конкурентов  бывает порой практически невозможно. Особенностью европейской системы  антимонопольного законодательства является то, что последнее сформировалось значительно позже американского. Это объясняется более поздней  монополизацией экономики западноевропейских стран. (12)

В Великобритании становление антимонопольного законодательства связано с принятием в 70-х гг. XX в. ряда нормативных актов: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 гг., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной и не возросло количество рассматриваемых дел.

В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную  политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции - осуществление  общего надзора. В поле их зрения могут  попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах. Т.е. в Великобритании сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. (13, 79)

Во Франции антимонопольное  законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий  начали осуществляться с 70-х гг. До этого  считалось, что жесткая антимонопольная  политика может повредить недостаточно мощной промышленности. В вопросе  контроля процессов слияния более  жесткую позицию антимонопольное  законодательство занимает в отношении  горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии  не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %.

Принятие окончательных  решений по ограничению монополистической  деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее  время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров  по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной  цен. Контроль за монополистической  деятельностью возложен на Совет  по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать вето. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять санкции. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. (8)

В Германии государственным  регулированием рыночных отношений, которое  ведет к смягчению отрицательных  последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам  относятся Федеральное ведомство  по делам картелей, Федеральный министр  экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в  ФРГ. Антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение  между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом  в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там  свободной рыночной экономики в  послевоенное время. В 1949 г. были разработаны  два законопроекта: об обеспечении  конкуренции путем повышения  эффективности и о ведомстве  по монополиям. Работа в этом направлении  была продолжена и завершилась принятием  в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил  сокращенное название Картельного  закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван  регламентировать ограничения конкуренции  не только в форме картелей (14, 114). В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года.

Из развитых европейских  стран позже всех антимонопольное  законодательство было принято в  Италии - в 1990 г. Итальянское антимонопольное  законодательство считается одним  из наиболее либеральных в Европе. В нём не предусмотрено даже регулирование  квоты продаж отдельных фирм. (8)

Можно заключить, что в  отличие от американского антитрестовского законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип «здравого смысла». Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

На начало 21 века в России экономическая эффективность антимонопольной  политики являлась недостаточно высокой, что требовало принятия определенных мер по ее повышению. Такой уровень  эффективности антимонопольной  политики был обусловлен рядом проблем, существующих в области государственного антимонопольного регулирования.

В последние годы государство  уделяет повышенное внимание проблеме развития конкуренции и пресечению нарушений. Обновлено антимонопольное  законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение. У антимонопольных  органов появилось достаточно полномочий, чтобы решить поставленные перед  ними задачи по пресечению антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих  субъектов. Многие компании уже на себе почувствовали, что такое «оборотные штрафы» за картельные сговоры и  за злоупотребление монопольным  положением на рынке. Усилия Федеральной антимонопольной службы направлены на решение существующих проблем, защиту и развитие конкуренции; начиная с 2009 г., особое внимание ФАС уделяет социально значимым рынкам (рынок лекарств, рынок продовольственных товаров и т.д.), а также рынкам, имеющим инфраструктурное значение для экономики страны (рынок электроэнергии, нефтепродуктов, транспортным рынкам и т.д.). Были устранены запрещённые практики и соглашения, которые могли привести к повышению цен, снижению качества товаров и услуг и ограничению выбора для потребителя. (15)

Вместе с тем на сегодняшний  день основными угрозами для конкуренции  на российских рынках продолжают оставаться:

• формирование государственных  корпораций;

• деятельность естественных монополий;

• риски возникновения  картелей;

• антиконкурентные действия органов местной власти.

Для повышения экономической  эффективности антимонопольной  политики требуется принятие ряда мер  со стороны государства. В соответствии со статьей 23 ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Так, стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

- «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;

- «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

Летом 2011 года Правительством Российской Федерации был принят разработанный Федеральной антимонопольной службой «третий антимонопольный пакет» - свод законодательных инициатив, меняющий принципы контроля деятельности монополий. В ходе подготовки «третьего антимонопольного пакета» ФАС учла многие предложения и замечания бизнеса.

«Третий антимонопольный  пакет» уточняет:

  • порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на конкуренцию в России. В частности, четко определен круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом.
  • понятие соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию. Они распространяются только на конкурирующие на товарном рынке хозсубъекты; не распространяются на хозсубъекты, входящие в одну группу лиц или контролируемые одним лицом.
  • перечень финансовых услуг, в отношении которых необходимо проводить торги по отбору финансовых организаций.
  • порядок уведомления лица о проведении проверки в отношении него, направления о предоставлении документов и информации.
  • процедуру предварительного согласования с ФАС России. Оно требуется, если имущество, вносимое в уставный капитал создаваемой организации является основным производственным средством (кроме земельных участков и зданий непромышленного значения), а также если уставный капитал оплачивается нематериальными активами другой коммерческой организации.

Также в ходе изменений  антимонопольного законодательства были установлены дополнительные критерии, которые должны быть включены в правила  недискриминационного доступа на рынки, а также к товарам/услугам естественных монополий. Критерии направлены на повышение  уровня доступности информации для  потребителей; определение условий  доступа к товарам и услугам  естественных монополий; применение типовых  договоров. Увеличены пороговые значения стоимости активов для необходимости предварительного согласования сделок. Введена система фиксированных штрафы за злоупотреблением доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции.

Информация о работе Особенности антитрестовского законодательства в различных странах