Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:51, курсовая работа
В рамках данного курса исследуются закономерности формирования и функционирования отраслей, рынков и фирм; основные принципы поведения фирм на разных рынках; результаты такого поведения для отраслевых рынков и экономики в целом; необходимость и возможности государственного регулирования отраслей. Рассматриваются как традиционные подходы, так и новые методы изучения отраслевых рынков.
Введение…………………………………………………………...………………4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АНТИТРЕСТОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ…………………...…….6
1.1 Основы и принципы антимонопольной политики. Признаки и классификация монополизма………………………………………………..…...6
1.2. Антитрестовское законодательство США………………………….……..10
1.3. Антимонопольная политика в России. Антимонопольное законодательство РФ………………………………………………………..…...17
1.4. Опыт антимонопольного регулирования в странах Европы……….…….21
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………….....26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………….…………………..32
3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией.
4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверное рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Закон направлен на снижение степени монополизации рынка.
6. Федеральный закон от
30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ “О финансово-
В настоящий момент антимонопольное
законодательство необходимо совершенствовать.
Предстоит так обновить правовую
базу, чтобы она позволяла надежнее
пресекать злоупотребления
1.4. Опыт антимонопольного регулирования в странах Европы
Антимонопольная политика Европейского
Сообщества (общая политика по вопросам
конкуренции) в целом направлена
на недопущение ограничения
В целом последовательно
следуя принципу охраны свободы конкуренции,
законодательство ЕС предусматривает
случаи, когда последняя может
быть ограничена. Существуют так называемые
общие (закрепленные в нормативных
актах ЕС) и индивидуальные (предоставляемые
в каждом конкретном случае) исключения,
позволяющие при наличии
Европейский тип антимонопольного
законодательства основывается на преобладании
так называемого принципа контроля
действий подозрительных субъектов
предпринимательского бизнеса, особенно
в период слияния и присоединения
компаний, а также текущей купли-продажи
акций и долей в их уставном
капитале. Закон борется лишь против
злоупотреблений со стороны подозрительных
компаний, но не против самого факта
наличия у них доминирующих позиций.
Выделить же злоупотребления из деловой
практики тех или иных конкурентов
бывает порой практически невозможно.
Особенностью европейской системы
антимонопольного законодательства является
то, что последнее сформировалось
значительно позже
В Великобритании становление антимонопольного законодательства связано с принятием в 70-х гг. XX в. ряда нормативных актов: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 гг., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной и не возросло количество рассматриваемых дел.
В Англии основными органами,
осуществляющими
Во Франции антимонопольное
законодательство действует с 1953 г.
Однако активные действия против монополий
начали осуществляться с 70-х гг. До этого
считалось, что жесткая антимонопольная
политика может повредить недостаточно
мощной промышленности. В вопросе
контроля процессов слияния более
жесткую позицию
Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать вето. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять санкции. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. (8)
В Германии государственным
регулированием рыночных отношений, которое
ведет к смягчению
Из развитых европейских стран позже всех антимонопольное законодательство было принято в Италии - в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. В нём не предусмотрено даже регулирование квоты продаж отдельных фирм. (8)
Можно заключить, что в отличие от американского антитрестовского законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип «здравого смысла». Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции.
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
На начало 21 века в России
экономическая эффективность
В последние годы государство уделяет повышенное внимание проблеме развития конкуренции и пресечению нарушений. Обновлено антимонопольное законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение. У антимонопольных органов появилось достаточно полномочий, чтобы решить поставленные перед ними задачи по пресечению антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов. Многие компании уже на себе почувствовали, что такое «оборотные штрафы» за картельные сговоры и за злоупотребление монопольным положением на рынке. Усилия Федеральной антимонопольной службы направлены на решение существующих проблем, защиту и развитие конкуренции; начиная с 2009 г., особое внимание ФАС уделяет социально значимым рынкам (рынок лекарств, рынок продовольственных товаров и т.д.), а также рынкам, имеющим инфраструктурное значение для экономики страны (рынок электроэнергии, нефтепродуктов, транспортным рынкам и т.д.). Были устранены запрещённые практики и соглашения, которые могли привести к повышению цен, снижению качества товаров и услуг и ограничению выбора для потребителя. (15)
Вместе с тем на сегодняшний день основными угрозами для конкуренции на российских рынках продолжают оставаться:
• формирование государственных корпораций;
• деятельность естественных монополий;
• риски возникновения картелей;
• антиконкурентные действия органов местной власти.
Для повышения экономической эффективности антимонопольной политики требуется принятие ряда мер со стороны государства. В соответствии со статьей 23 ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Так, стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:
- «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
- «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».
Летом 2011 года Правительством Российской Федерации был принят разработанный Федеральной антимонопольной службой «третий антимонопольный пакет» - свод законодательных инициатив, меняющий принципы контроля деятельности монополий. В ходе подготовки «третьего антимонопольного пакета» ФАС учла многие предложения и замечания бизнеса.
«Третий антимонопольный пакет» уточняет:
Также в ходе изменений
антимонопольного законодательства были
установлены дополнительные критерии,
которые должны быть включены в правила
недискриминационного доступа на рынки,
а также к товарам/услугам
Информация о работе Особенности антитрестовского законодательства в различных странах