Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:51, курсовая работа
В рамках данного курса исследуются закономерности формирования и функционирования отраслей, рынков и фирм; основные принципы поведения фирм на разных рынках; результаты такого поведения для отраслевых рынков и экономики в целом; необходимость и возможности государственного регулирования отраслей. Рассматриваются как традиционные подходы, так и новые методы изучения отраслевых рынков.
Введение…………………………………………………………...………………4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АНТИТРЕСТОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ…………………...…….6
1.1 Основы и принципы антимонопольной политики. Признаки и классификация монополизма………………………………………………..…...6
1.2. Антитрестовское законодательство США………………………….……..10
1.3. Антимонопольная политика в России. Антимонопольное законодательство РФ………………………………………………………..…...17
1.4. Опыт антимонопольного регулирования в странах Европы……….…….21
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………….....26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………….…………………..32
Объектом антимонопольного регулирования являются поведение компаний и институциональная структура экономики. Последняя, согласно антимонопольным нормам должна быть «эффективной», то есть при определенном объеме находящихся в распоряжении общества ресурсов максимизировать в количественном и оптимизировать в качественном отношении производство потребляемых обществом благ. Такова, по их мнению, структура, состоящая из экономически и юридически независимых друг от друга конкурирующих между собой на рынке компаний, каждая из которых самостоятельно определяет характер создаваемой продукции и объем ее выпуска. Воздействие же антитрестовского законодательства осуществляется на состав хозяйственных единиц, их экономическое поведение и ряд форм взаимоотношений между ними. (7)
Основы и принципы антимонопольной
политики США закреплены в специальном
своде хозяйственного права США
- антитрестовском
Появление этих законов означало,
что эра свободной конкуренции
закончилась: отныне государство вмешивалось
в договорные отношения экономических
субъектов. В связи с этим в
США были попытки объявить Закон
Шермана неконституционным, поскольку
он ограничивал одну из главных ценностей
свободной рыночной экономики - свободу
договора. Однако это препятствие
на пути внедрения антитрестовского
законодательства было преодолено Верховным
судом США, который признал необходимым
применять конституционный
Целью антитрестовских законов
является установление контроля государства
за использованием субъектами рынка
частной экономической власти. При
этом законы закрепляли юридические
принципы, которые в рамках американской
системы общего права развивались
и толковались судами. В свою очередь
судебные прецеденты из сферы общего
права оказывали и продолжают
оказывать влияние на судебные решения,
связанные с применением
Следует более пристально рассмотреть основные положения Закона Шермана. Согласно статье 1 этого акта незаконными объявляются соглашения и объединения в форме треста или в какой-либо иной форме, тайные сговоры и иные действия, направленные на ограничения промышленности или торговли между штатами или с иностранными государствами. Каждое лицо, вступившее в соглашение или участвующее в объединении или сговоре, объявленных настоящей статьей незаконными, считается виновным в совершении уголовного преступления, за что ему грозит наказание в виде штрафа, не превышающего 10 млн. долларов США (для корпораций), или 350 тыс. долларов США (для физических лиц), или тюремное заключение сроком не более трех лет, или оба наказания единовременно, по усмотрению суда. Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. (6)
Частные лица, которые считают, что понесли убытки в результате нарушения кем-либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в случае признания претензий обоснованными - могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в деятельности судебных органов.
Правительственные органы,
контролировавшие исполнение Закона Шермана,
в ряде случаев преуспели в
реализации антимонопольных программ.
Наиболее значимые события в этом
отношении - демонополизация и
Одновременно с Законом
Клейтона Конгресс ратифицировал Закон
о Федеральной торговой комиссии,
служивший дополнением к Закону
Клейтона. Этот акт давал Федеральной
торговой комиссии США полномочия определять
в каждом отдельном случае факты
наличия нарушений
К 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера, разъясняющая понятие незаконного слияния. В частности, запрещались слияния путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния.
Непосредственный объект антимонопольного регулирования – хозяйственная практика компаний, действующих в самых различных отраслях производства и сферах коммерции - столь многогранен, что не может быть полностью охвачен некими специально выработанными правилами, оформленными в виде законов. Именно этим объясняется и определенная обобщенность формулировок основных антитрестовских законов, и неоднозначность их толкования судами при разборе конкретных дел, и эволюция подходов органов антимонопольной защиты к предмету их деятельности, и смена приоритетов антимонопольного регулирования.
Неоднозначность исхода процесса формирования структуры рынка в результате стратегических шагов действующих на нем компаний с точки зрения воздействия на интересы потребителя и общества в целом диктует необходимость индивидуальной оценки при разборе конкретных антимонопольных дел. Вместе с тем существует ряд общих правил (законов) обязательных для выполнения в любом случае. К их числу относится, прежде всего, перечень видов коммерческой практики, запрещенных законом, то есть, так называемых нарушений «per se». Доктрина нарушений «per se» была выдвинута в 1940г. В их число вошли, прежде всего, такие нарушения, как:
Главную работу по государственному
контролю за монополистической
Сложнейшая задача, стоящая
перед государственными органами, непосредственно
проводящими в жизнь
- что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен?
- какой процент (доля)
всего отраслевого
- какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом?
Все эти проблемы показывают, насколько сложным является практическое воплощение в жизнь антитрестовского законодательства. Государство должно балансировать между опасностью разрушительного монополизма и опасностью ограничения конкуренции. Антимонопольная практика должна действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее льготный режим одним группам производителей (потребителей) за счет других.
Как видно, в США достаточно высокий уровень организации процесса государственного регулирования монополии, основанный на букве закона. Среди всех моментов государственного регулирования особое внимание привлекает то, что частные компании допускаются в регулируемые отрасли на конкурсной основе. С одной стороны это позволяет государственным органам контролировать уровень цен на соответствующие товары и услуги, с другой стороны, достигается решение ряда вопросов не связанных с экономикой напрямую, и, наконец, третий и основной аспект – достигается решение антимонопольных задач.
1.3. Антимонопольная политика в России. Антимонопольное законодательство РФ
Монополизм в российской
экономике — явление
В социалистических странах
борьбы с монополиями не было как
таковой. Напротив, государственное
планирование непосредственно
В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: три четверти всех работающих были задействованы на предприятиях с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику сделало необходимым проведение в России целенаправленной антимонопольной политики. Более того, Россия нуждалась в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. (9) Возникла необходимость создания органа, отвечающего за ограничение монополий и поддержание конкуренции. Таким органом стал Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, образованный в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации от № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Комитет был упразднён. На его месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. 9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе.
Федеральная антимонопольная
служба (ФАС России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору
за соблюдением законодательства о
конкуренции на товарных рынках и
на рынке финансовых услуг, о естественных
монополиях, о рекламе, а также
изданию в пределах своей компетенции
индивидуальных правовых актов в
установленной сфере
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».
г) контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров
д) контроль за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
е) выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Деятельность Федеральной
антимонопольной службы регламентируют
49 правовых актов, изданных в различные
годы. Наиболее важными из них являются
законы, регламентирующие деятельность
государства в сфере защиты конкуренции,
рекламы и естественных монополий.
Кроме того, работа антимонопольного
ведомства регулируется законодательными
актами общего характера, такими как
Закон «О правительстве» и Указ Президента
«О системе и структуре
Есть несколько основных законодательных актов, предопределяющих антимонопольную политику на современном этапе развития:
1. Конституция РФ. Статьей 8 гарантируется единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; статьей 34 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции.
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля, 26 июля 2006г.) Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках Российской Федерации.
Информация о работе Особенности антитрестовского законодательства в различных странах