Особенности антитрестовского законодательства в различных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

В рамках данного курса исследуются закономерности формирования и функционирования отраслей, рынков и фирм; основные принципы поведения фирм на разных рынках; результаты такого поведения для отраслевых рынков и экономики в целом; необходимость и возможности государственного регулирования отраслей. Рассматриваются как традиционные подходы, так и новые методы изучения отраслевых рынков.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………………4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АНТИТРЕСТОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ…………………...…….6
1.1 Основы и принципы антимонопольной политики. Признаки и классификация монополизма………………………………………………..…...6
1.2. Антитрестовское законодательство США………………………….……..10
1.3. Антимонопольная политика в России. Антимонопольное законодательство РФ………………………………………………………..…...17
1.4. Опыт антимонопольного регулирования в странах Европы……….…….21
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………….....26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………….…………………..32

Работа содержит 1 файл

пркчт.docx

— 57.66 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………...………………4

 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АНТИТРЕСТОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ…………………...…….6

1.1 Основы и принципы  антимонопольной политики. Признаки  и классификация монополизма………………………………………………..…...6

1.2. Антитрестовское законодательство  США………………………….……..10

1.3. Антимонопольная политика  в России. Антимонопольное законодательство  РФ………………………………………………………..…...17

1.4. Опыт антимонопольного  регулирования в странах Европы……….…….21

 

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………….....26

 

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………………….…………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цель курса «Экономика отраслевых рынков» - изучение актуальных проблем формирования и эффективного функционирования отраслевых рыночных структур, знакомство с основными  теоретическими источниками и новейшими  достижениями в области организации  отраслевых рынков.

Актуальность курса подтверждается ростом интереса к изучаемым проблемам  во многих странах мира, включая  Россию. Развитие рыночных отношений  обусловливает необходимость поиска возможностей использования связей между структурой рынка и параметрами  его результативности для проведения эффективной промышленной и антимонопольной  политики внутри государства, успешного  развития мировой торговли, решения  ряда других проблем.

В рамках данного курса  исследуются закономерности формирования и функционирования отраслей, рынков и фирм; основные принципы поведения  фирм на разных рынках; результаты такого поведения для отраслевых рынков и экономики в целом; необходимость  и возможности государственного регулирования отраслей. Рассматриваются  как традиционные подходы, так и  новые методы изучения отраслевых рынков.

Теория организации отраслевых рынков предусматривает развитие инструментария экономического анализа применительно  к более глубокому исследованию рыночных структур, углубление понимания  закономерностей функционирования отраслей, рынков и фирм, более полное изучение возможности и необходимости  государственного регулирования отраслевой структуры. Уточняются понятия, например, всесторонне анализируются категории  «отрасль» и «отраслевой рынок», приводится классификация отраслей и отраслевых рынков по различным  признакам.

Тема данной курсовой работы - особенности антитрестовского законодательства в различных странах. Антитрестовские (антимонопольные) законодательства направлены на ограничение и запрещение монополий, пресечение монополистических действий. Явление монополии противоречиво и способно оказать крайне неблагоприятное воздействие на развитие экономики страны. Трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли, что приводит к неэффективности распределения ресурсов, когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным. Разумеется, что изучение систем и способов препятствования созданию монопольных структур и объединений всегда остаётся актуальным в рамках рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АНТИТРЕСТОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

 

 

1.1 Основы и принципы антимонопольной политики. Признаки и классификация монополизма

 

Нет и не может быть эффективной, использующей последние достижения научно-технического прогресса, социально  ориентированной экономики без  вмешательства государства в  определённые экономические аспекты. Государство по-прежнему оставляет  за собой классические функции регулирования, к примеру, обеспечение свободы  предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с  монопольными тенденциями. Определение  роли государства в экономике, конкретные формы и методы государственного регулирования существенно различаются  в зависимости от страны. Традиции государственного регулирования экономики  находятся в зависимости от политического  строя, величины страны и многих других факторов. Государство обязано не только создать приличествующие  условия для функционирования рыночной экономики, но и принимать меры против монополизации рынка.

Антимонопольное регулирование  – крайне важная составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование представляет собой целенаправленную деятельность государства, осуществляемую в пределах, допускаемых действующим законодательством, с целью установления и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. (1, 220-222)

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Монополизм в экономике государства базируется на универсальной государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики. (2)

Негативными последствиями  монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;

1) на уровне общества - отсутствие экономической свободы,  вырождение экономической системы;

2) на уровне отрасли  - возникновение узких ведомственных  интересов;

3) на уровне предприятия – отсутствие гибкости, ригоризм, неэффективность производства;

4) на уровне отдельного  работника - отчуждение от собственности,  управления и от результатов  собственного труда.

Кратко говоря, по большинству  позиций государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству огромный вред.

Антиподами монополизма  всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности  на средства производства и предпринимательскую  деятельность. Отсюда следует, что основными  путями преодоления монополизма  являются: формирование нормально действующей  рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также  разгосударствление собственности  и приватизация предприятий. Одним  словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики. (3, 17-19)

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает  монополию, которая меняет условия  конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Благодаря высокому уровню концентрации экономических ресурсов, монополии создают возможности  для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются  в тех случаях, когда такое  ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Многие экономисты, в частности, Йозеф Шумпетер, доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, благотворно  влияют на экономику, поскольку они  ускоряют технические изменения. Тезисы полезности монополий укрепляются  утверждениями, что обладающие монопольной  властью фирмы могут тратить  свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть; занимаясь этими  исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но нет убедительных доказательств  того, что монополии играют важную роль в ускорении технического прогресса, поскольку монополии могут задержать развитие технического прогресса в тех случаях, если прогресс угрожает их прибыли. (4, 64-65)

Итак, очевидно, что чрезмерная экономической власть тех или  иных монополий влечёт за собой неблагополучие экономической ситуации. Это понуждает  страны с рыночным типом экономики  прибегать к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических  структур с помощью специального антимонопольного (антитрестовского) законодательства, т.е. принимать законы и другие акты, ограничивающие или запрещающие монополистическую деятельность и способствующие развитию здоровой конкуренции.

Основные различия в антимонопольной  политике стран с рыночной экономикой связаны с различными акцентами  в использовании направлений  регулирования монополий. В этой связи различают два подхода к особенностям антимонопольной политики: европейский и американский. Антимонопольная политика в европейских странах преимущественно направлена на регулирование уже сформированных монополий независимо от того, каким образом они достигли монопольного положения, причем данное регулирование не предполагает изменений структуры фирмы-монополиста, т.е. не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на отдельные самостоятельные предприятия. Относительно особенностей государственной политики воздействия на монополии в США можно сказать, что для американского типа антимонопольной политики характерен намного меньший упор на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям. По отношению к обычным монополиям американское законодательство исходит из того, что вовсе необязательно лишать предприятие монопольно высоких прибылей, если положение монополиста на рынке достигнуто благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю. (5)

Следует обратить внимание на некоторые терминологические  особенности названия рассматриваемой  отрасли законодательства в различных  национальных системах правовой деятельности. Например, в Германии, несмотря на изначальное название базового правового акта – Закон против ограничения конкуренции (от 27 июля 1957 года) – широкое распространение получило название «картельный закон». В США принято говорить об «антитрестовском законодательстве», хотя первый и по времени, и по значению законодательный акт, принятый Конгрессом США 2 июля 1890 года, называется «Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий» (закон Шермана). В Европейском Союзе используется название, связанное с самим предметом регулирования, а именно: «законодательство о конкуренции». В свою очередь, в России применяется понятие, закрепленное в законах о конкуренции (сначала в Законе РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а затем в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») - «антимонопольное законодательство». Как видно, терминологические различия зачастую не связаны с официальными названиями конкретных законодательных актов в этой сфере правового регулирования. Эти различия в названиях не указывают также и на какие-либо особенности правовой регламентации. Можно спорить о точности и адекватности укоренившихся понятий, которые сложились исторически и в большей степени связаны с традициями. К примеру, трестов в США уже давно нет, а законодательство по-прежнему называют «антитрестовским». (6)

 

1.2. Антитрестовское законодательство США

 

Одной из наиболее развитых стран в области антимонопольного регулирования экономики является США. Государственное регулирование  в этой стране осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех, где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства в вопросах построения внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных решений.

В основу комплекса государственных  мер, составляющих антимонопольную  политику США, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее  благосостояние граждан достигается  в случае, когда они имеют возможность  свободно обмениваться производимыми  ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все  сделки по подобному обмену будут  заключаться на уровне цен, устанавливаемых  в результате конкурентной борьбы между  поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший  объем материальных благ, чем в  случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся  от конкурентных в сторону как  завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает  универсальным регулятором общественного  производства, его пропорций. При  этом вопрос о том, что производить  и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

Информация о работе Особенности антитрестовского законодательства в различных странах