Основы теории спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является всестороннее освещение вопросов теории спроса и предложения.
Ограниченные ресурсы, нарастающие потребности человека – одни из основных предметов изучения западной экономики. Именно из-за неограниченных потребностей нам приходится икать все более рациональные способы применения имеющихся у нас ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.
1.1 Основные проблемы экономической организации общества и рыночный механизм их решения……………………………………...5
1.2 Принцип «невидимой руки» А.Смита.
2.
2.1 Закон и кривая спроса……………………………………………..........7
2.2 Неценовые факторы, влияющие на спрос.
2.3 Понятие «изменение спроса» и «изменение величины спроса».
3.
3.1 Закон и кривая предложения………………………………………….11
3.2 Неценовые факторы, влияющие на предложение.
3.3 Понятие «изменение предложения» и «изменение величины предложения».
4.
4.1Равновесие спроса и предложения…………………………………...14
4.2Равновесная цена и равновесное количество.
4.3Дефицит и излишек.
4.4Выгода производителей и потребителей.
4.5Нарушение равновесия. Виды равновесия.
5.
5.1Эластичность спроса и ее типы………………………………………18
5.2Коэффициент ценовой эластичности спроса.
5.3Формула центральной точки.
5.4Взаимосвязь типов ценовой эластичности спроса и изменения валового дохода (валовой выручки).
5.5Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.
5.6Перекрестная эластичность спроса от цен.
5.7Эластичность спроса по доходу.
6.
6.1Ценовая эластичность предложения и ее типы…………………...…23
6.2Коэффициент ценовой эластичности предложения.
6.3Факторы, влияющие на эластичность предложения.

Заключение…………………………………………………………………….…26

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 432.87 Кб (Скачать)
 

Факторы, влияющие на степень  эластичности предложения 

1. Наличие  ресурсов, или факторов, не вовлеченных  в производство какого-то товара, обусловливает высокую эластичность  предложения данного товара. Если  же дополнительных ресурсов, необходимых для увеличения производства какого-то товара мало или их вообще нет, то эластичность предложения будет слабой или даже нулевой. 

2. Факторы  производства на предприятиях  могут быть полностью использованы  для производства какого-то товара, но при этом другая часть  факторов занята производством  другого товара. В этом случае повышение цены на первый товар может вызвать перевод факторов от производства второго товара на увеличение производства первого. 

3. Эластичность  предложения зависит и от издержек  производства того или иного  товара. Как правило, высокие издержки  обусловливают слабую эластичность  предложения, низкие - сильную. Эти издержки определяют во многом возможность вхождения других товаропроизводителей в рынок соответствующего товара. 

4. При  отсутствии факторов расширения  производства эластичность предложения  зависит от наличия или отсутствия  товарных запасов, соответственно, от способности товара храниться,  накапливаться. 

5. На  эластичность предложения при  данных возможностях производства  и хранения товаров влияет  и транспортная система, позволяющая  товары перебрасывать оттуда, где  цены на них низкие, туда, где цены повысились. 

6. На эластичность предложения влияет и фактор времени. Предложение основной массы товаров неэластично в краткосрочном периоде. Производители и продавцы не могут так быстро отреагировать на изменение цены, как покупатели. Если, например, какой-то скоропортящийся товар привезен на рынок и на нем цена на этот товар прямо на глазах стала падать, то его нельзя увезти с рынка, не продав. Так как ущерб будет более значительным, чем убыток от понижения цены.  

Если  взять долгосрочный период, то окажется, что практически все товары имеют эластичное предложение. В целом же реакция предложения на изменение цены оказывается более растянутой во времени, по сравнению с реакцией спроса. Вместе с тем видно, что чем быстрее предприятие реагирует на изменение цены по сравнению с другими предприятиями, тем большие преимущества оно получает на рынке. 

Реакция предложения на изменение неценовых  факторов характеризует неценовую  эластичность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

Изучение  законов спроса и предложения  и  принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках: фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если  на рынке произойдет какое-то  событие, которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов  потребителей и соответствующее  изменение спроса), то фирмы-производители  обязательно среагируют на изменение  рыночных условий (например, увеличение  спроса приведет к росту цены  данной продукции, поскольку спрос  покажет производителям, куда следует  направить свои усилия); начнется  процесс приспособления производителей  и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая  рыночная цена и новый объем  производства, соответствующие изменившимся  условиям.

Важнейшими  категориями экономического анализа  являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где  намерения продавцов и покупателей  совпадают. Изменения в спросе или  предложении, вызванные действием  неценовых факторов (изменением потребительских  предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов  и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой  точке.

Анализ  предложения и спроса показывает, как рыночный механизм решает экономические  проблемы - что, как и для кого. Этот анализ иллюстрирует, как "денежное голосование" устанавливает цены и количества различных благ.

Список  литературы:

  1. Курс экономической теории / Учебник / под ред. М. Н. Чепуриной, Е.А. Киселевой. Киров, 1995.
  2. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Норма, 2005.
  3. Базелер У., Сабов 3., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. — СПб: Издательство «Питер», 2000.
  4. Савицкая Е. В. Курс микроэкономики. – М. 2002.
  5. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. — 4_е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт_Издат, 2006.
  7. Селищев А. С. Микроэкономика. — СПб:. Питер, 2002.
  8. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.
  9. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. К а м а е в а . — 8-е и з д ., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  10. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002.
  11. Попов А. И. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд.: ЗАО Издательский дом «Питер»; СПб.; 2006
  12. Ефимова Е. Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах: учеб. пособие /  Е. Г. Ефимова. – 4-е изд. – М. 2008.

Информация о работе Основы теории спроса и предложения