Основы теории спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является всестороннее освещение вопросов теории спроса и предложения.
Ограниченные ресурсы, нарастающие потребности человека – одни из основных предметов изучения западной экономики. Именно из-за неограниченных потребностей нам приходится икать все более рациональные способы применения имеющихся у нас ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.
1.1 Основные проблемы экономической организации общества и рыночный механизм их решения……………………………………...5
1.2 Принцип «невидимой руки» А.Смита.
2.
2.1 Закон и кривая спроса……………………………………………..........7
2.2 Неценовые факторы, влияющие на спрос.
2.3 Понятие «изменение спроса» и «изменение величины спроса».
3.
3.1 Закон и кривая предложения………………………………………….11
3.2 Неценовые факторы, влияющие на предложение.
3.3 Понятие «изменение предложения» и «изменение величины предложения».
4.
4.1Равновесие спроса и предложения…………………………………...14
4.2Равновесная цена и равновесное количество.
4.3Дефицит и излишек.
4.4Выгода производителей и потребителей.
4.5Нарушение равновесия. Виды равновесия.
5.
5.1Эластичность спроса и ее типы………………………………………18
5.2Коэффициент ценовой эластичности спроса.
5.3Формула центральной точки.
5.4Взаимосвязь типов ценовой эластичности спроса и изменения валового дохода (валовой выручки).
5.5Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.
5.6Перекрестная эластичность спроса от цен.
5.7Эластичность спроса по доходу.
6.
6.1Ценовая эластичность предложения и ее типы…………………...…23
6.2Коэффициент ценовой эластичности предложения.
6.3Факторы, влияющие на эластичность предложения.

Заключение…………………………………………………………………….…26

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 432.87 Кб (Скачать)

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем (рис. 5.6). 

 

а) при  увеличении спроса и цена, и равновесный  объем увеличиваются:

P2 > P1 и Q2 > Q1.

б) при  падении спроса и равновесный  объем снижаются: P2 < P1 и Q2 < Q1. 

Изменение предложения при постоянстве спроса приводит к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем (рис. 5.7). 

 

а) при  увеличении предложения цена снижается, а равновесный объем возрастает: P2 < P1, а Q2 > Q1.

б) при  снижении предложения цена возрастает, а равновесный объем сокращается: P2 > P1, а Q2 < Q1. 

При одновременном изменении спроса и предложения изменение равновесного объема и равновесной цены зависит от направлений изменения спроса и предложения (увеличение или сокращение) и соотношения в степени изменения спроса и предложения (что больше изменяется). 

В зависимости  от времени, имеющегося в распоряжении продавца (производителя), и соответственно характера эластичности предложения  различают:

   - мгновенное равновесие. Ситуация на рынке, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, предложение оказывается совершенно неэластичным. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной;

   - краткосрочное равновесие. Повышение спроса и цены заставляет производителей увеличить загрузку имеющихся мощностей и за счет этого увеличить предложение. Оно станет более эластичным, соответственно рыночное равновесие установится при цене, которая ниже цены мгновенного равновесия;

   - долгосрочное равновесие. Оно достигается за счет увеличения предложения в результате расширения существующих мощностей и появления в данной отрасли новых фирм, а также соответствующего перераспределения ресурсов. Эластичность предложения повысится. Равновесие установится при цене, которая ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия.

Цена  долгосрочного равновесия носит  достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой. 

  1. Эластичность  спроса и ее типы. Коэффициент ценовой  эластичности спроса. Формула центральной  точки. Взаимосвязь  типов ценовой  эластичности спроса и изменения валового дохода (валовой выручки). Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Перекрестная эластичность спроса от цен. Эластичность спроса по доходу.
 

Понятие эластичности отражает зависимость между спросом и ценами; между предложением и ценами; между ценами и заработной платой. Она показывает быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен.

Различают:

- ценовую  эластичность спроса;

- перекрестную  эластичность спроса;

- эластичность  спроса по доходу. 

Эластичность  спроса по цене, или коэффициент эластичности, измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах:

где Ed – коэффициент эластичности спроса по цене; Q – объем спроса на товар; Р – цена товара. 

Различают следующие типы эластичности (рис. 6.5): 

Вид эластичности Соотношение изменения цены и спроса Коэффициент эластичности изменение выручки  от реализации (P x Q)
Уменьшение  цены Увеличение цены
Совершенно  неэластичный спрос Цена растет (падает) – спрос постоянен Ed = 0 Уменьшается Увеличивается
Неэластичный  спрос Цена изменяется больше, чем изменяется спрос Ed < 1 Уменьшается Увеличивается
Единичная эластичность спроса Цена и спрос  изменяются одинаково Ed = 1 Не изменяется Не изменяется
Эластичный  спрос Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос Ed > 1 Увеличивается Уменьшается
Совершенно  эластичный спрос Спрос изменяется, цена постоянна Ed = Уменьшается Увеличивается
 
 
 

Факторами, влияющими на эластичность, являются:

являются: 

1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах). 

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса). 

3. Размер дохода. 

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен). Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких предметов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор — 1,54. 

5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос. 

6. Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (Ер=0,13), то в долгоcрочном — довольно эластично и равно 1,89. Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные. 

Существуют  два метода вычисления коэффициента эластичности:

1) точечной эластичности (рис. 6.6) и 2) определение дуговой (рис. 6.7) 

Точечная  эластичность (point elasticity) может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью ОX. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона. 

Чтобы определить эластичность при цене Р, следует установить наклон кривой спроса в точке А, т. е. наклон касательной (LL) к кривой спроса в этой точке. Если прирост цены (Р) незначителен, прирост объема (Q), определяемый касательной LL, приближается к действительному. Из этого вытекает, что формула точечной эластичности представляется таким образом:

                                                Рис. 6.6. 

Дуговой эластичностью называется эластичность между двумя точками линии спроса или предложения. 
 

                                           Рис. 6.7.

где Р0 - начальная цена;

Q0 - начальный объем спроса;

P1 - новая цена;

Q1 - новый объем спроса.

Перекрестная  эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар «а» при изменении цены товара «b», измеряется коэффициентом перекрестной эластичности (Eab): 

, 

где ∆Qa/Qa - относительное изменение спроса на товар «а» (в %);

∆Pb/Pb - относительное изменение цены на товар «б» (в %).

Если  Eab > 0, то это товары взаимозаменяемые, если Eab > 0, то это товары взаимодополняющие, если Eab = 0, то товары нейтральны и не зависят один от другого.

Однако  это правило, характеризующее взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на другие товары, в том числе и на мебель. Тогда Еx,y < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода. При исключении эффекта дохода можно получить по значению перекрестной эластичности более точную оценку дополняемости или заменяемости благ (выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу). Коэффициент эластичности спроса можно разложить на два компонента, характеризующие эффекты дохода и замещения (уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности). 

Эластичность  спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода, измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу (ЕI): 

, 

где ∆Q/Q - относительное изменение спроса (в %)

∆I/I - относительное изменение дохода (в %). 

Если  показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (ЕI < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.). 

Если  показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (ЕI > 0), благо является нормальным.  

Если 0 < ЕI < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При ЕI > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее (например, мебель). Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 <EI< 1), должно существовать благо с ЕI > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля. 

  1. Ценовая эластичность предложения  и ее типы. Коэффициент  ценовой эластичности предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.
 

Эластичность  предложения характеризует степень изменения предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения (ES):

, 

где ∆Q/Q - относительное изменение предложения (в %);

∆P/P - относительное изменение цены (в %). 

Виды  эластичности предложения
Совершенное неэластичное предложение Цена растет (падает) – предложение постоянно. ES = 0
Неэластичное  предложение Цена растет (падает) больше, чем изменяется предложение. ES < 0
Эластичное  предложение Цена растет (падает) меньше, чем изменяется предложение. ES > 0
Единичная эластичность предложения Предложение и цена изменяются в равной степени. ES = 1
Совершенно  эластичное предложение Предложение растет (падает) – цена постоянна. ES =

Информация о работе Основы теории спроса и предложения