Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:45, контрольная работа
На современном этапе развития России внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета.
Тем не менее, к началу 2003г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.
На фактическое
закрытие ранее созданных зон
были направлены решения, принятые в
июне 2003г.: законодательное урезание
предоставленных зонам
Такое развитие событий прежде всего отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.
В результате, к осени 2004 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:
Ё урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства;
Ё формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;
Ё усложненная
система управления зонами, сопряженная
с многочисленными
Ряд регионов,
не дожидаясь соответствующих
Напротив, другие
крупные территории активизировали
усилия по лоббированию эксклюзивных
правительственных решений, гарантирующих
им либо воссоздание прежних, либо получение
принципиально новых
2.2 Типы СЭЗ, организуемых в России
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:
Ё комплексные зоны производственного характера;
Ё внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
Ё функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.
Комплексные
зоны многопрофильны. Они формируются
и на ограниченной территории, и
в границах областей и других территориальных
образований. В них создаются
условия для привлечения
К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево") [4], свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного порта [5].
Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
К отраслевым
зонам научно-технического характера
относится СЭЗ в Зеленограде,
которая должна специализироваться
в области микроэлектроники, информатики
и связи; к зонам финансового ("оффшорного")
характера может быть отнесена зона
экономического благоприятствования
в Ингушетии; к зонам туристическо-
На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.
2.3 Свободные экономические зоны в России: современное состояние
Как было показано ранее, основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.
Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру, а в преддверии выборов российского президента раздача "зональных полномочий" была символом либерального отношения руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям. И сегодня эта идея все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень.
В отношении
вопроса о свободных зонах
российское руководство до сих пор
действовало весьма непоследовательно.
Оно то, поддаваясь давлению регионов,
щедро раздавало льготы, то отбирало
их, обосновывая это
Вместе с
тем, исходя из мирового опыта, курс на
организацию СЭЗ мог бы способствовать
решению ряда приоритетных для страны
проблем в области стабилизации
и подъема экономики, возрождения
регионов, укрепления федерализма, развития
внешнеэкономической
Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ, а у правительства - четкой концепции о роли СЗЗ в российской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободных зонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики.
Устройство
свободных зон должно регламентироваться
четко сформулированным законом, а
не постоянно меняющимися
Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных зонах, учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так и ее субъектов, можно считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного "строительства" здания СЭЗ.
2.4 Некоторые проблемы развития российских СЭЗ
При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, является самой насущной задачей для развития зональной практики, прежде всего необходимо разрешить следующую проблему.
Функционирование
СЭЗ в режиме свободной таможенной
зоны (а именно это привлекает большинство
регионов, добивающихся статуса СЭЗ)
означает, что территория зоны подпадает
под условия таможенной экстерриториальности.
Между тем, конституционность норм
таможенной экстерриториальности принципиально
не ясна сегодня даже в отношении
небольших участков государственной
территории РФ (площадью в несколько
кв. км), не говоря уже о регионах
размером с целую область, поскольку
Конституция Российской Федерации
запрещает образование
Госдума РФ приостановила ввиду этой неясности процесс прохождения через российский парламент федерального Закона "О свободных экономических зонах", направив весной 1995г. по инициативе Комитета по экономической политике соответствующий запрос в Конституционный суд РФ с просьбой дать официальное толкование указанной статьи российской Конституции.
Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом?
Между тем, как
отмечено в [11], система предоставляемых
свободной зоне льгот должна служить
инструментом реализации имеющихся
сравнительных преимуществ
В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой - 10-15 [13]. Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс.кв. км, или Алтайский край - 262 тыс.кв. км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв. км, или 7% территории России.)