Основы регулирования ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе развития России внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета.

Работа содержит 1 файл

ВЭД СК.docx

— 674.68 Кб (Скачать)

     

 

 

5.

 

 

История организации  СЭЗ за рубежом

 

Начало современным  СЭЗ в странах с развитой рыночной экономикой положила зона внешней торговли (Foreign Trade Zones), созданная в США в 1934 году для активизации внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек для производства автомобилей. При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.

 

Общепризнанным  мировым лидером и законодателем  в области создания и опыта  развития и совершенствования СЭЗ  является Ирландия - страна, которая  только в 1949 г. была провозглашена независимой  республикой, перестав быть британским доминионом. Государство имело сугубо аграрную экономику, испытывало перепроизводство сельскохозяйственной продукции, массовую безработицу, нищету, низкую грамотность  и отток населения со своей  территории. За три десятилетия Ирландия создала на своей территории почти 60 локальных свободных экономических  зон, превратилась в равноправного  члена европейского экономического сообщества. Ведущим сектором экономики  Ирландии в настоящее время является машиностроение и приборостроение, второе место занимает международный  туризм, а третье - аграрное производство, которое полностью удовлетворяет  потребности страны в продовольственной  сфере. На смену безработице, нищете и безграмотности пришли высокая потребность в квалифицированной рабочей силе, реализуемая через развитую сеть целевого профессионального обучения, гарантированное финансово обеспеченное государством гимназическое образование и средний годовой доход для работающего в экономической зоне в 50-70 тыс. долл. США.

 

В 90-е годы по темпам экономического роста мировым  лидером стал Китай, в котором  сегодня успешно работают 5 особых экономических регионов, которые  еще в 1980 г. получили льготы СЭЗ. В 1990 г. к ним присоединился Пудун в Шанхае, который по объемам инвестиций 90-х годов превысил суммарный объем инвестиций 5 особых экономических регионов почти за 20 лет (соответственно 25 и 22 млрд. дол). Кроме этого, 14 городов Китая получили статус открытых приморских территорий. Именно фактор приморского побережья восточных территорий Китая позволил этим регионам выйти в лидеры экономического развития страны даже в условиях отсутствия льгот, присущих СЭЗ. Всего на территории китайских СЭЗ в течение последних 20 лет было введено в действие около 5700 предприятий с участием иностранного капитала. Много поучительного можно почерпнуть из опыта организации СЭЗ в Китае.

 

В современной  экономической литературе уделяется  много внимания опыту создания и  функционирования СЭЗ в развитых и развивающихся странах. По наблюдениям  специалистов, многие СЭЗ трансформировались сначала из складских и транзитных зон в экспортно-производственные, а затем - и в комплексные. Наличие экспортных зон увеличивает вывоз товаров и услуг из страны в среднем с 7% до 20% в год.

 

В странах  развитой рыночной экономики СЭЗ  представлены всеми типами. Однако, наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и научно-технические зоны. В одних только США льготными условиями зон свободной торговли пользуются более 3 тыс. компаний, крупнейшая из которых в Сан-Франциско. Экономика промышленно развитых стран глубоко интернационализирована, поэтому и СЭЗ, как правило, широко включены в международное разделение труда.

 

В развивающихся  странах наибольшее распространение  получают экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Причины связаны с главными функциями, которые должны выполняться СЭЗ в этих странах: обеспечение экономического роста страны; достижение новой, более высокой степени индустриализации ее экономики; включение страны в мировое разделение труда и международную торговлю или изменение ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных отраслях или в экономике в целом.

 

В этой связи  СЭЗ во многих развивающихся странах  нередко становятся основной концепцией экономического роста, рассчитанного  на определенный, вполне исторически  обозримый (20 - 30 лет) период.

 

В отличие  от ЭПЗ в развитых странах, работающих преимущественно на внутренний рынок, ЭПЗ в развивающихся странах  всегда ориентированы на внешний  рынок, так как, только наращивая  экспорт, они могут решить стоящие  перед ними задачи, а также получить свободно-конвертируемую валюту, необходимую  им для эффективного осуществления  мирохозяйственных связей.

 

СЭЗ в развивающихся  странах отличаются и структурой источников привлекаемого капитала. В странах с развитой рыночной экономикой - это преимущественно национальный частный капитал, в развивающихся - преимущественно иностранный частный капитал. Отсюда вытекает и следующая особенность СЭЗ в развивающихся странах - более преференциальный инвестиционный климат, устанавливаемый в них государством для иностранных инвесторов.

 

Для национальных частных инвесторов развивающиеся  страны устанавливают в СЭЗ различные  ограничения. Во многих странах разрешается  вложить капитал только при условии, что как минимум 90% объема произведенной  ими продукции будет экспортироваться. Условия и формы вложения капитала для местных частных инвесторов в СЭЗ могут изменяться в зависимости  от изменения уровня ее развития, доли СЭЗ и т.п.

 

Функционирование  СЭЗ в мире свидетельствует о  том, что это направление является весьма действенным в развитии экономики  отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон  ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и  проектов, направленных на повышение  благосостояния, как в самих зонах, так и на территории целой страны. К таким целям относятся: активизация  внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного  производства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных  различий. Самый распространенный способ достижения этих целей - это налоговые  и таможенные льготы, различные преференции.

 

Целесообразно подчеркнуть, что величина ставок налогообложения  должна быть экономически обоснованной. Налоговый льготный режим не всегда обеспечивает экономический рост. Во-первых, заниженные ставки налогообложения  для иностранных инвесторов могут  привести к неоправданным убыткам  национальной экономики. Во-вторых, для  крупных инвесторов преференции  иногда имеют второстепенное значение, так как льготы и природные  ресурсы не всегда способны заменить отсутствие современной инфраструктуры, которую обязана создать страна, на территории которой будет действовать  СЭЗ.

 

Не меньшее  значение имеют и составляющие предпринимательского климата, связанные с наличием или  отсутствием административных барьеров для ведения бизнеса. Поэтому  предоставление в рамках свободных  экономических зон налоговых  льгот является необходимым, но не достаточным  условием успешности функционирования СЭЗ.

 

История создания и функционирования СЭЗ наряду со значительными успехами отмечает и  неудачные попытки. Основными причинами  этого являются определенные просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования, и несовершенная  правительственная политика по отношению  к СЭЗ. Самыми распространенными  просчетами и недостатками были:

 

Ё недостаточное  внимание к базовой инфраструктуре (отсутствие необходимого уровня путей  сообщения: автомобильных дорог, воздушного сообщения; недостаточный уровень  развития телекоммуникаций и электроснабжение). Так, в Либерии на создание инфраструктуры СЭЗ было затрачено 15 млн. долларов США, а объем инвестиций составил 60 тыс. долларов США;

 

Ё недостаточные  институциональные связи между  администрацией зоны и государственными учреждениями, причастными к созданию льготных режимов (министерством финансов, таможенным комитетом, министерством  экономики);

 

Ё неудачный  выбор месторасположения зоны (малый  объем природных и трудовых ресурсов, недостаточная емкость рынка);

 

Ё нерациональное определение размеров зоны. Странам, впервые создающим СЭЗ и не имеющим опыта в этом деле, достаточно сложно организовать управление большой  зоной. Кроме того, большие СЭЗ требуют больших первоначальных капиталовложений. В то же время в Малайзии, Китае, Сингапуре функционирование именно крупных зон имело положительные последствия;

 

Ё отсутствие четких требований к специализации  СЭЗ. Так, в Индии перед СЭЗ  было поставлено слишком много целей, в результате чего льготы распространились практически на все виды деятельности в зонах;

 

Ё нестабильность и непрозрачность законодательного регулирования деятельности СЭЗ, что, как правило, приводит к низкому  уровню инвестиций, коррупции, злоупотреблению  льготами для "отмывания" нелегально полученных денег.

 

2. Перспективы  свободных экономических зон  в России

 

2.1 История  организации СЭЗ в России

 

Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце 80-х годов, может быть разделен, как отмечено в "Свободные зоны не свободны от кризиса", на несколько этапов.

 

На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило  зарождение самой идеи. По инициативе правительства СССР была разработана  так называемая единая государственная  концепция свободных зон. Свободные  зоны рассматривались как элемент  государственной внешнеэкономической  политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными  партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с  высокой концентрацией предприятий  с иностранным участием. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться  в регионах с развитым научно-техническим  потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались  только в отношении предприятий  с иностранным участием и в  пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования  иностранных инвестиций.

 

К началу 90-х  годов государственная концепция  свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие, как только в ходе суверенизации союзных  республик рассмотрение вопроса  о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-сентябре 2000г. Верховный Совет РСФСР принял предложения 11-ти региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, городе Зеленограде, Еврейской автономной области. В 2000-2001 гг. Совет Министров или Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус. (Замечу при этом, что в положениях зоны именовались "свободными экономическими зонами", а не "зонами свободного предпринимательства", как в вышеупомянутых постановлениях об их учреждении.) Набор предоставленных зонам льгот был практически одинаковым, а сами зоны рассматривались уже не только как внешне-, но, скорее, как внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы централизованной системе хозяйствования.

 

Хотя принятые решения способствовали притоку  в зоны иностранного капитала (росло  число совместных предприятий в  Находке, Калининграде, на Сахалине), они  не были до конца продуманы ни с  точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.

 

Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только небольшие территории, но и обширные области и целые  края, были заведомо нереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем соблюдения на больших  территориях особых таможенных процедур.

 

Во-вторых, массовая раздача зональных преференций  отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийного возникновения  новых зональных структур, когда  та или иная территория (город, область, морской порт, центр науки или  просто российская глубинка) объявляла  о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Руководство России оказалось под  массированным давлением: в 2001г. около 150 регионов добивались образования  на своих территориях свободных  зон. Такая активность местных властей  отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы  различных проблем, нахлынувших, как  им представлялось, из центра.

 

В конце 2001-начале 2002 гг., когда российское руководство  приняло курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных  территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в  Российской Федерации нормативно-правовые акты по регулированию внешнеэкономической  деятельности не предусматривали должных  изъятий применительно к зональным  территориям. И хотя действовавшие  в зонах статусные положения  формально никто не отменял, налоговые  службы истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных  зонам льгот.

 

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении  СЭЗ вызвала беспокойство иностранных  инвесторов, расценивших сложившуюся  ситуацию как принципиальный отход  правительства от линии на создание зон. Это, а также просьба руководителей зональных администраций (официальное обращение в федеральные органы власти весной 2002г.), способствовали выходу в июне 2002 г. указа Президента РФ от 4.06.2002 г, в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетных кредитов, направление в специальные зональные фонды части средств от приватизации федеральной собственности и др.). Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее "продвинутых" зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.

Информация о работе Основы регулирования ВЭД