Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:58, доклад
Валютные фонды предприятий образуются за счет части валютной выручки1, приобретения валюты за национальные денежные средства, иностранных валютных кредитов. Планирование валютных фондов предусматривает определение их размеров и источников, направлений использования. В числе последних -техническое перевооружение, включая проектирование, закупки оборудования, лицензий, «ноу-хау», сырья, оплату зарубежного опыта, консультирование в сфере управления, производства, маркетинга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности. В числе других направлений использования валютных фондов - затраты на подготовку кадров, обслуживание валютных кредитов и возврат их, зарубежные командировки и прочие предусмотренные законодательством расходы.
1В 1995 г. вместо международной экономической организации Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) была учреждена Всемирная торговая организация (ВТО), к которой перешли все функции ГАТТ.
также технических норм, стандартов и требований к импортируемым товарам, определенных национальным законодательством.
4.3. Нетарифные методы регулирования ВЭД
Нетарифные методы регулирования относятся к мерам прямого воздействия на хозяйственные экономические процессы. Они включают меры, направленные на защиту интересов национальных производителей, охрану жизни и здоровья людей, окружающей среды, моральных и религиозных традиций, охрану национальной безопасности страны. В практике государственного регулирования они получили название «нетарифные ограничения».
Нетарифные ограничения — меры запретительного или ограничительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки или ограничивающие возможности их использования.
В соответствии с решениями ГАТТ нетарифные ограничения классифицируются по пяти группам:
• первая отражает характер участия государства во внешнеторговых операциях. Это касается субсидирования производства и экспорта товаров, системы государственных закупок, государственной торговли;
• вторая касается административных и таможенных формальностей (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, товарная классификация тарифов, формы товаросопроводительных документов, включая требования к их оформлению, таможенные формальности, определение страны происхождения товаров);
• третья группа представлена ограничениями, связанными с необходимостью соблюдения санитарно-ветеринарных норм, стандартов, требований к упаковке и маркировке товаров;
• четвертая группа - количественные и валютные ограничения импорта и экспорта, включая квотирование и лицензирование;
• пятая - ограничения, заложенные в механизме платежей: импортные депозиты, изменения учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы.
Реализация механизмов нетарифных ограничений достигается путем финансового воздействия (1,2,5 группы) и через инструменты административного регулирования (3,4 группы). Среди последних - запреты, квотирование, лицензирование, предписания
-54-
55-
таможенных органов, технические барьеры, добровольное самоограничение поставок, антидемпинговые меры.
Запреты импорта и экспорта - признанные международной практикой меры нетарифных препятствий. Они выступают в открытой и завуалированной формах.
Открытая форма — полное запрещение торговли. Обычно оно основывается на решениях ООН.
Завуалированная форма проявляется в ограничениях по заходу иностранных судов во внутренние воды или по продаже отдельных товаров в розничной торговой сети страны. Разновидностью запретов выступают сезонные и временные запрещения на ввоз, частичные запреты (запрет импорта конкретных товаров, способных причинить ущерб различным формам жизнедеятельности государства).
«Добровольное» самоограничение поставок - неофициальная договоренность (под угрозой применения со стороны импортера более жестких мер) между экспортером и импортером об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортеров (в 1989 г. Япония «добровольно» отказалась на срок 5 лет от увеличения экспорта автомобилей в США).
Технические барьеры — препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки, маркировки и другим требованиям.
Технические стандарты широко применяются в международной практике при определении напряжения электричества в бытовых и промышленных сетях, частот радио и телевидения, размеров автомобильных шин и шин для сельхозмашин, диаметра газовых и водопроводных труб.
Такого рода ограничения применяются при поставке машин и оборудования, эксплуатация которых может привести к ухудшению экологической ситуации. В качестве примера можно назвать решение ряда европейских стран об установлении с 2003 года более жестких норм допустимого уровня шума для самолетов, в результате чего белорусские авиаперевозчики, чей самолетный парк представлен ТУ-134 и 154, вынуждены были уйти с международных авиалиний и изыскивать финансовые ресурсы с целью приобретения по лизингу воздушных судов, уровень шума которых не превышает установленных нормативов. Ранее западноевропейские стра-
ны приняли аналогичное решение по ужесточению нормативов состава выхлопных газов для грузовых автомобилей.
Технические
барьеры связаны и с
Следующая группа технических барьеров связана с выполнением санитарно-гигиенических требований. Особенно это касается импорта пищевых товаров, сельхозпродуктов, медикаментов.
Сюда же можно отнести и требования к упаковке и маркировке товаров, устанавливаемые национальным законодательством страны импортера. Таким образом устанавливаются вес, размеры и форма упаковки, объем информации, который должен содержаться на маркировке товара, другие особенности товара.
Регистрация контрактов наиболее валютоемких и конкурентоспособных на мировом рынке товаров, что не влечет за собой каких-либо ограничений. Такая норма применяется исключительно для предотвращения демпинга цен и других нарушений международных норм и правил. В Республике Беларусь в перечень такого рода экспортных товаров включены продукты переработки нефти.
Антидемпинговые меры. Согласно определению комиссии ЕС, критериями демпинга являются стоимостной и размер экономического ущерба. По ценовому критерию демпинг констатируется в случаях, если цены ввезенных товаров ниже их «нормальной стоимости». Величина демпинга определяется в виде разницы между экспортной ценой и «нормальной» стоимостью», т.е. ценой, принятой за базу сравнения.
При поставках товаров из стран с рыночной экономикой в качестве «нормальной стоимости» принимаются внутренние цены на идентичные товары в стране экспортера. При импорте товаров из стран с государственно-регулируемой или переходной экономикой, где велико влияние государства на установление цен, в основу расчета «нормальной стоимости» принимается ценовая информация стран, не входящих в Европейский Союз, условия производства в которых близки к условиям данных стран. Величина демпинга (демпинговая маржа) образует верхнюю границу антидемпинговой пошлины. Ее конкретная ставка устанавливается в каждом случае индивидуально и взимается только после соответствующего расследования. Весьма ответственной является деятельность партнеров по определению размера экономического ущерба (второй критерий демпинга). Под экономическим ущербом понимается убыток, который может быть нанесен импортом демпингового товара производству аналогичного в стране импортера.
-57-
-56-
Нередко возникают претензии из-за демпинговых поставок к белорусским экспортерам. В 2002-2003 г. предъявлялись серьезные претензии и применялись антидемпинговые меры к поставщикам минеральных удобрений (Солигорск, Гродно, Гомель), спичек (Борисов). Как правило, инициируют обвинения в антидемпинге национальные производители конкретных товаров в странах их ввоза.
Импортный депозит — денежный беспроцентный залог, вносимый импортером в банк перед закупкой товара. Эта мера нетарифных ограничений носит протекционистский характер, т.к. увеличиваются издержки импортера и повышается цена ввозимого товара.
Государственное субсидирование — мера, позволяющая экспортеру за счет госсубсидии выходить на внешние рынки с товарами, цены на которые более низкие, чем у конкурентов. Субсидирование может быть прямым (из госбюджета) или косвенным (налоговые и кредитные льготы). Из всей системы элементов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квотирование и лицензирование.
Квотирование — это стоимостные или количественные ограничения ввоза (вывоза) товаров, устанавливаемые государством на неопределенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран путем введения квот (процентной доли).
Квотирование экспорта, как правило, вводится в исключительных случаях и прежде всего на дефицитные на местном рынке товары, а также в целях обеспечения национальной безопасности государства.
Квотирование
импорта применяется как
Квоты подразделяются на глобальные (общие), двусторонние, сезонные, тарифные.
Глобальные квоты (на их долю приходится 2/3 всех квот) устанавливают объем импорта на определенный период без распределения по странам, т.е. для всех стран вместе.
Двусторонние квоты предусматривают размер импорта для конкретных стран. Они устанавливаются при наличии между двумя странами договоренности о встречных обязательствах.
Сезонные квоты устанавливают ограничение импорта сель-хозтоваров на определенное время года.
Тарифные квоты разрешают ввоз определенного количества товаров по сниженным тарифным пошлинам или беспошлинно, при этом выпадая из понятия мер нетарифного ограничения.
Лицензирование - это разрешение на ввоз (вывоз) определенного количества товаров, выдаваемое уполномоченными государственными органами.
Различаются
разовые и генеральные
Разовая лицензия - разовое разрешение на экспорт (импорт) товаров. Такая лицензия является именной, ограничена определенным по сроку временем и дает разрешение на экспорт в одну определенную страну.
Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение, дающее право на экспорт (импорт) указанных в ней товаров без ограничений по стоимости и количеству.
В Республике Беларусь установлен порядок, в соответствии с которым для получения лицензии необходимо представить в Мин-торг следующие документы:
• четыре заявления - лицензии, заполненные и заверенные в соответствии с инструкциями Минторга и ГТК;
• оригинал и копию контракта на экспорт (импорт) товаров;
• доверенность уполномоченному лицу на оформление лицензии;
• документ, подтверждающий государственную регистрацию субъекта хозяйствования;
• документальное подтверждение происхождения экспортируемого товара;
• письменное подтверждение о выделении квоты с указанием объемов товаров и страны назначения;
• обоснование цены сделки в виде конкурентного листа цен и обоснование отклонения от мировых цен;
• письменное разрешение уполномоченного органа страны происхождения товара на реэкспорт, если это предусмотрено межправительственными соглашениями Республики Беларусь.
Генеральная лицензия дает разрешение на ввоз (вывоз) товаров из разных стран в разные страны. Она выдается МИД по решению Правительства при выполнении межправительственных соглашений. Срок действия и разовой, и генеральной лицензий установлен в пределах текущего календарного года при поставке кво-тируемых товаров, в остальных случаях - в течение 12 месяцев со дня выдачи лицензии.