Основы госудасртвенного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:58, доклад

Описание работы

Валютные фонды предприятий образуются за счет части валютной выручки1, приобретения валюты за национальные денежные средства, иностранных валютных кредитов. Планирование валютных фондов предусматривает определение их размеров и источников, направлений использования. В числе последних -техническое перевооружение, включая проектирование, закупки оборудования, лицензий, «ноу-хау», сырья, оплату зарубежного опыта, консультирование в сфере управления, производства, маркетинга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности. В числе других направлений использования валютных фондов - затраты на подготовку кадров, обслуживание валютных кредитов и возврат их, зарубежные командировки и прочие предусмотренные законодательством расходы.

Работа содержит 1 файл

Регулирование 3.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Рост прибыли  за счет обоих факторов составит: 0,023+0,03=0,053 млрд. руб.

   Анализ  показывает, что за счет снижения затрат на производство и реализацию продукции за рубеж планируется получить около 44 % прироста прибыли.

   Валютные  фонды предприятий  образуются за счет части валютной выручки1, приобретения валюты за национальные денежные средства, иностранных валютных кредитов. Планирование валютных фондов предусматривает определение их размеров и источников, направлений использования. В числе последних -техническое перевооружение, включая проектирование, закупки оборудования, лицензий, «ноу-хау», сырья, оплату зарубежного опыта, консультирование в сфере управления, производства, маркетинга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности. В числе других направлений использования валютных фондов - затраты на подготовку кадров, обслуживание валютных кредитов и возврат их, зарубежные командировки и прочие предусмотренные законодательством расходы.

   Планирование ВЭД предприятия осуществляется на основе действующих норм и нормативов, цен, таможенного и валютного законодательства. Основная задача планирования ВЭД - обеспечение валютного самофинансирования и самоокупаемости в экспортно-импортной деятельности, научно-техническом и производственном сотрудничестве с зарубежными партнерами.

Контрольные вопросы

    1. В чем заключается роль планирования  на предприятии в условиях рыночной системы?

    2. Каково содержание  планирования ВЭД на предприятии?

    3. Назовите  основные принципы планирования.

    4. В чем  сущность стратегического планирования?

    5. Цели технико-экономического  планирования.

   6. Охарактеризуйте основные показатели  планирования внешнеэкономической деятельности.

    1В соответствии с действующим законодательством 30 % поступившей валютной выручки за счет реализации продукции собственного производства предприятия (кроме совместных и иностранных) подлежит обязательной продаже на валютной бирже. 

    ГЛАВА 4

    ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Внешнеторговая  политика и методы государственного регулирования. Нетарифные ограничения. Таможенно-тарифное регулирование. Налоговое и валютное регулирование. Развитие системы регулирования ВЭД в Беларуси.

      4.1. Сущность и методы  государственного регулирования внешнеэкономической сферы

   Внешнеэкономическая деятельность связана с перемещением материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами, что предполагает государственное вмешательство в эту сферу, или, иными словами, активное государственное регулирование.

   Государственное регулирование ВЭД  представляет собой  воздействие административных органов на данный вид предпринимательской деятельности с помощью экономических, организационных и правовых мер.

   Суть  проблемы заключается в степени этого воздействия, в наборе его инструментов. Сам по себе такой «набор» определяет характер внешнеэкономической политики государства. Вплоть до конца XVIII в. в экономической теории и практике преобладала политика, получившая название протекционизма. Ее суть - увеличение экспорта и всемерное ограничение импорта.

   Протекционизм сменился принципом свободной торговли -фритредерством. Его основоположник А. Смит считал, что в интересах как отдельной страны, так и всех государств разрешить свободную торговлю. С развитием теории сравнительных издержек (Д. Рикардо) казалось, что принцип свободной торговли должен стать основополагающим при формировании внешнеторговой политики государства. Ведь принцип сравнительных издержек означает, что международное разделение труда проложит себе дорогу без государственного вмешательства и контроля. Потребитель купит товар как можно дешевле независимо от того, где товар произведен. Чтобы не потерять рынок, производители более дорогих товаров снизят издержки или сменят род занятий, а потому товары, услуги, капитал, рабочая сила, свободно передвигаясь из страны в страну, обеспечат процветание всего мира. Теоретически эта мысль правомерна, но, во-первых, не существует идеальной рыночной экономики, в которой безукоризненно действовал бы закон спроса и предложения. Экономичес- 

-50-

-51 -

 

 

' р
Торгово-экономнчс-ские
 
 
Платежные

тельной основе, определяющей права различных  предпринимательских структур и устанавливающей правила конкуренции. Тем самым обеспечивается защита интересов производителей и потребителей от ограничительных акций монополий. Главная цель регулирования конкуренции - недопущение монополизации рынка отдельными компаниями.

      4.2. Мировая практика  государственного  регулирования ВЭД

   Система государственного регулирования ВЭД представляет собой совокупность механизмов тарифного, нетарифного, валютно-финансового и налогового регулирования. Они обусловлены межгосударственными соглашениями и договоренностями, едиными правилами взаимодействия на мировом рынке, широким набором средств и инструментов внутринационального и межгосударственного стимулирования экспорта и ограничения импорта (рис. 4.1.)'.

Двусторонние

      Рис. 4.1. Методы регламентирования  внешней торговли в международной практике

   1 Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - С. 288.

кие законы отражают лишь основные тенденции  развития, но реальный механизм их действия весьма сложен. Во-вторых, мировое хозяй-сгво представляет собой совокупность не одинаково стабильных и гармоничных национальных экономик. Чем более стабильна национальная экономика, чем более совершенны ее внутриотраслевые, межотраслевые и межгосударственные связи, тем в меньшей степени она нуждается в государственном регулировании.

   Экономика Республики Беларусь переживает сложный  переходный период, она еще непропорциональна и нестабильна. В этих условиях ситуация требует, с одной стороны, усиления контроля за репатриацией национального капитала (бессмысленно стимулировать экспорт, если валютные доходы оседают за рубежом и не вкладываются в национальную экономику), а с другой стороны — создания условий для надежного и выгодного помещения иностранной валюты в национальные банки. Для этого государственное регулирование ВЭД должно обеспечить защиту государственных интересов, и, в то же время, не нарушать действия субъектов хозяйственной деятельности, как с экономической, так и с правовой точек зрения.

   Государственное регулирование внешнеэкономической  сферы представлено множеством способов экономического, организационно-правового и административного характера.

   Экономические методы, используемые в механизме государственного регулирования, предполагают косвенное воздействие на внутрихозяйственные экономические процессы. Они реализуются через финансово-кредитную и банковскую сферы экономики посредством изменения ставки процента, скидок и субсидий, а также налоговой системы, таможенных инструментов, системы страхования, стимулирования экспорта, ценового механизма.

   Административные методы основаны на нормативных актах правительства или управленческих решениях. Они включают в себя различного рода запреты и ограничения, квотирование и лицензирование, технические нормы и правила безопасности, антидемпинговые ограничения, «добровольное» самоограничение поставок, обязательную регистрацию контрактов.

   Административные  инструменты в стабильных условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности экономических механизмов регулирования.

   Однако  в периоды экономического спада  и разбалансирован-ности экономики роль этих инструментов регулирования значительно возрастает.

   Методы  организационно-правовые, к которым относится и антимонопольное регулирование, базируются на законода- 

    Внутринациональные  методы регламентирования  внешнеторговых операций

I !старнфние ограничения  
 
Таможсшю-тарифнос регулирование  
 
Виютио-креднтныс инструменты  
 
Стимулирование
 
 
 
 
 
 
ч  
 
 
 
 
 
Адмнш 1юе рег стрвтнв-лвмснтн-анне  
н _     Таможенные таонбы
 
[   Валютный курс
 
 
Страхование   |
р01  
 
 
 
 
""""]     Девальвация
 
 
Кредитование  |
——     Меры финансового воздействия  
 
пошлины  
__ [     Ревальвация
1  
 
Государственные субсидии
 
 
 
_^,     Префсренцян
 
 
 
 
-
 
|^   Технические  нормы н стандаоты
 
 
 
паонтет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Долгосрочные капиталовложения
1  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г
*  
 
 
 
4- ограничения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Преференции и поощрения экспортерам
Импортные

депозиты

 
 
Конвертируемость
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Правится ьствен-поддержкв
Валютная  ннтеовенння  
 
Маневрирование  банковским %
 
 
 
 
 
 

-53-

-52-

 

 

   Межгосударственное  регулирование  осуществляется посредством двусторонних и многосторонних соглашений и договоров (Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ - ВТО), межправительственных соглашений, типовых условий «Инкотермс», формулирующих базисные принципы экспортно-импортных поставок.

   Среди механизмов межгосударственного регулирования  ведущая роль отводится генеральному соглашению по тарифам и торговле, базирующемуся на принципах:

   • взаимности торговых уступок. В соответствии с этим принципом страны, заключившие между собой договор, автоматически предоставляют друг другу привилегии, распространяемые на третьи страны, присоединившиеся к Генеральному соглашению;

    • запрета  количественных ограничений;

   • недискриминации, означающем, что страна-участник ГАТТ не может быть поставлена в худшие условия;

   • неприемлемости односторонних действий. Он означает, что любые решения по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций;

    • содействия справедливой конкуренции.

   Следует отметить, что декларированные в  ГАТТ принципы реализуются с определенными трудностями. Крупные страны, в первую очередь США, ввели определенные ограничения в сферу действия режима наибольшего благоприятствования. Так, в 2002 году США с целью защиты национальных производителей ввели повышенные пошлины на отдельные виды стали, ввозимые из европейских стран. В свою очередь западноевропейские страны нарушали согласованные нормы, ставя национальные интересы выше международной договоренности (использование прямых государственных субсидий в области сельского хозяйства).

   В ходе Уругвайского раунда переговоров  страны-участницы Соглашения приняли решение о создании Всемирной торговой организации - ВТО, которая становится важнейшим международным органом, регулирующим международные экономические связи1.

   Основу  национальной системы регулирования  составляет набор методов ограничения экспорта и импорта с помощью нетарифных элементов или тарифных предпочтений, валютно-кредитных средств, способов стимулирования экспортного производства, а

Информация о работе Основы госудасртвенного регулирования