Основные задачи программного планирования социального развития АПК в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Предвидение - качественная, а прогноз - количественная оценка будущих событий. С их помощью осуществляется познание только отдельных, изолированных социально и экономически значимых процессов, тогда как планирование характеризуется многогранным описанием сбалансированных во времени и пространстве грядущих подвижек в социально-экономическом развитии. Кроме того, если предвидение и прогноз, выполняя прежде всего познавательную функцию, могут, но далеко не всегда реально используются в решении конструктивных задач, то планирование, наоборот, изначально является конструктивным действием, и в этой связи опирается на познавательный потенциал предвидений и прогнозов. Уже поэтому эффективная организация предвидения и прогноза является важнейшим условием успешности плановой деятельности.

Содержание

27.1 Основные задачи программного планирования социального развития АПК в современных условиях 3
1.3. Генетическая и теологическая концепции планирования. Индикативное планирование 8
13.1 Сущность и классификация интуитивных (экспертных) методов прогнозирования 11
17.2 Стоимостные балансы и их применение при разработке программы социально-экономического развития 18
6.3 Предмет и задачи науки «Прогнозирование и планирование АПК» 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

37684-а.docx

— 44.81 Кб (Скачать)

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического  развития. Оно не является подобием директивного планирования, потому что  индикативный план не носит обязательного  для исполнения характера. В составе  индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит  направляющий, рекомендательный характер.

Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего  применяются на макроуровне. Задания  индикативного плана называют индикаторами.

Индикаторы - это параметры, характеризующие состояние и  основные направления развития экономики, выработанные органами государственного управления в процессе формирования социально- экономической политики и устанавливающие меры государственного влияния на хозяйственные процессы с целью достижения заданных параметров. В качестве индикаторов используют показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, рынка ценных бумаг, изменение цен, качество жизни населения и т.п.

Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных  планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании - директивное.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического  планирования принимаются решения  о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые  сферы бизнеса, на каких рынках лучше  действовать, какую продукцию выпускать, или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.

В результате стратегического  планирования предприятие ставит перспективные  цели и вырабатывает средства их достижения.

13.1 Сущность  и классификация интуитивных  (экспертных) методов прогнозирования

Методы экспертных оценок в прогнозировании и перспективном  планировании научно-технического прогресса  применяются в следующих случаях:

а) в условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной  статистики характеристики объекта (например, лазеры, голографические запоминающие устройства, рациональное использование  водных ресурсов на предприятиях);

б) в условиях большой  неопределенности среды функционирования объекта (например, прогнозов человеко-машинной системы в космосе или учет взаимовлияния областей науки и  техники);

в) при средне- и долгосрочном прогнозировании объектов новых  отраслей промышленности, подверженных сильному влиянию новых открытий в фундаментальных науках (например, микробиологическая промышленность, квантовая  электроника, атомное машиностроение);

г) в условиях дефицита времени  или экстремальных ситуациях.

Экспертная оценка необходима, когда нет надлежащей теоретической  основы развития объекта. Степень достоверности  экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями. Существует две  категории экспертов - это узкие  специалисты и специалисты широкого профиля, обеспечивающие формулирование крупных проблем и построение моделей. Выбор экспертов для  прогноза производится на основе их репутации  среди определенной категории специалистов. Однако не следует забывать и того обстоятельства, что первоклассный специалист не всегда может достаточно квалифицированно рассмотреть и понять общие, глобальные, вопросы. Для этой цели нужно привлекать экспертов хотя и недостаточно узко информированных, но обладающих способностью к дерзанию и воображению.

«Эксперт» в дословном  переводе с латинского языка означает «опытный». Поэтому и в формализованном, и в неформализованном способах определения эксперта значительное место занимают профессиональный опыт и развитая на его основе интуиция. Условия необходимости и достаточности отнесения специалиста к категории экспертов вводятся следующим образом.

Важно установить не абсолютную степень надежности экспертной оценки, а степень надежности по сравнению  с оценкой среднего специалиста, а также корреляцию между вероятностью его прогнозной оценки и надежностью  класса тех гипотез, которыми оперирует  эксперт.

Характеризуя экспертов, следует иметь в виду, что в  результате выработки оценок могут  иметь место ошибки двух видов. Ошибки первого вида известны в технике  измерений как систематические, ошибки второго вида -- как случайные. Эксперт, склонный к ошибкам первого вида, выдает значения, которые устойчиво отличаются от истинного в сторону увеличения или уменьшения. Полагают, что ошибки этого вида связаны со складом ума экспертов. Для коррекции систематических ошибок можно применять поправочные коэффициенты или же использовать специально разработанные тренировочные игры. Ошибки второго вида характеризуются величиной дисперсии. Исходя из анализа основных видов ошибок при вынесении экспертных суждений, можно добавить к рассмотренному ранее перечню требований к экспертам еще одно. Смысл его состоит в том, что следует предпочесть эксперта, оценки которого имеют малую дисперсию и систематическое отклонение средней ошибки от нуля, эксперту со средней ошибкой, равной нулю, но с большей дисперсией. К сожалению, априори определить способность человека делать правильные экспертные оценки невозможно. Важным средством подготовки экспертов являются специальные тренировочные игры.

Организация форм работы эксперта может быть программированной или  не программированной, а деятельность эксперта может осуществляться в  устной (интервью) либо в письменной форме (ответ на вопросы специальных  таблиц экспертных оценок или свободное  изложение по заданной теме).

Программирование формы  работы эксперта предполагает:

построение граф-модели объекта на базе ретроспективного анализа; определение структуры таблиц экспертных оценок (ТЭО) или программы интервью на базе граф-модели объекта и целей экспертизы; определение типа и формы вопросов в ТЭО или в интервью;

определение типа шкалы для  вопросов в ТЭО; учет психологических  особенностей экспертизы при определении  последовательности вопросов в ТЭО; учет верифицирующих вопросов; разработка логических приемов для последующего синтеза прогнозных оценок в комплексных  прогнозах объекта.

Организация стимуляции работы эксперта состоит в разработке:

эвристических приемов и  способов, облегчающих поиск прогнозной экспертной оценки; правовых норм, гарантирующих  эксперту оформление приоритета и авторства, а также неразглашения всех научно-технических  идей, выдвигаемых им в процессе экспертизы;

форм моральной, профессиональной и материальной заинтересованности эксперта в экспертных оценках; организационных  форм работы эксперта (включение в  план работы и т. п.).

Исходя из полученной в  результате анализа модели объекта  прогнозирования, определяются научные  и технические направления, по которым  необходимо привлечь эксперта, выделяются группы экспертов по принадлежности вопроса к области фундаментальных, прикладных наук или к стыковым научным  направлениям.[5]

Основная задача, стоящая  перед специалистами по анализу  и проектированию больших систем, в общем случае, как правило, заключается  в нахождении наиболее оптимальных  способов создания более эффективных  систем -- либо вновь проектируемых, либо модернизируемых. Сложность решения этой задачи состоит, прежде всего в том, что здесь обычно нет возможности найти решение чисто математическими методами, поскольку, как правило, не удается точно определить величины (функционалы), подлежащие оптимизации в математическом смысле. Аналогичная ситуация возникает и при оценке последствий предполагаемого способа достижения поставленной цели. Укажем для примера, что эти последствия могут одновременно носить экономический, политический, социальный или какой-либо другой характер.

В этих условиях решение  системной задачи находится посредством  эвристических приемов, использующих весьма сложный математический аппарат, и заключается в выдаче обоснованных рекомендаций, достаточных для выработки  решения.

Методом эвристического прогнозирования  называется метод получения и  специализированной обработки прогнозных оценок объекта путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов (экспертов) в узкой области науки, техники или производства. Прогнозные экспертные оценки отражают индивидуальное суждение специалиста относительно перспектив развития его области  и основаны на мобилизации профессионального  опыта и интуиции.

Метод эвристического прогнозирования  сходен с дельфийской техникой, коллективной генерацией идей и методом коллективной экспертной оценки в том смысле, что одним из элементов его  является сбор и обработка суждений экспертов, высказанных на основе профессионального  опыта и интуиции. Однако он отличается от указанных методов большей четкостью теоретических основ, способами формирования анкет и таблиц, порядком работы с экспертами и алгоритмом обработки полученной информации. Эвристическим данный метод назван в связи с однородностью форм мыслительной деятельности эксперта при решении научной проблемы и при оценке перспектив развития объекта прогнозирования, а также в связи с использованием экспертами специфических приемов, приводящих к правдоподобным умозаключениям.[6]

Назначение метода эвристического прогнозирования - выявление объективизированного представления о перспективах развития узкой области науки и техники  на основе систематизированной обработки  прогнозных оценок репрезентативной группы экспертов.

Область применения МЭП -- научно-технические объекты и проблемы, развитие которых либо полностью, либо частично не поддается формализации, т. е. для которых трудно разрабатывать адекватную модель.

В основе метода лежат три  теоретических допущения: 1) существования  у эксперта психологической установки  на будущее, сформулированной на основе профессионального опыта и интуиции, и возможности ее экстериоризации; 2) тождественности процесса эвристического прогнозирования и процесса решения научной проблемы с однотипностью получаемого знания в форме эвристических правдоподобных умозаключений, требующих верификации; 3) возможности адекватного отображения тенденции развития объекта прогнозирования в виде системы прогнозных моделей, синтезируемых из прогнозных экспертных оценок.

Эти допущения реализуются  в методе эвристического прогнозирования  путем системы приемов работы с экспертами, способами оценок и  синтеза прогнозных моделей. [6]

В качестве исходных документов при работе по методу эвристического прогнозирования выступают: описание метода; инструкции по формулированию вопросов; инструкции по составлению  анкет и таблиц экспертных оценок; порядок работы с экспертами; набор  эвристических приемов для экспертов; инструкция для экспертов по заполнению анкет и таблиц; инструкция по обработке  на ЭВМ экспертных анкет и таблиц; алгоритмы и программы для обработки данных на ЭВМ; заполненные экспертами анкеты и таблицы; инструкция по оценке компетентности экспертов; инструкция по синтезу прогнозных моделей; набор способов верификации прогнозов. [9]

Формирование анкет и  таблиц экспертных оценок. Информационным массивом для разработки прогнозов  методом эвристического прогнозирования  является набор заполненных экспертами таблиц и анкет. Таблицы содержат перечень строго сформулированных вопросов. К вопросам в анкетах предъявляются  следующие требования: 1) они должны быть сформулированы в общепринятых терминах; 2) формулировка их должна исключать  всякую смысловую неоднозначность; 3) все вопросы должны логически  соответствовать структуре объекта  прогноза; 4) они должны быть отнесены к одному из трех перечисленных ниже видов. В зависимости от вида вопроса  применяется определенная процедура  его формулирования и составления  анкет. [9]

К первому виду относятся  вопросы, ответы на которые содержат количественную оценку: вопросы относительно времени свершения событий; опросы относительно количественного значения прогнозируемого параметра; вопросы  относительно вероятности осуществления  события ; вопросы по оценке относительного влияния факторов друг на друга в  некоторой шкале . Для данного типа вопроса применяется самая простая процедура составления анкет. В этом случае сам прогнозист, знающий объект прогноза, формулирует перечень значений оцениваемых параметров, вероятностей и временных отрезков. При определении шкалы значений количественных параметров (время, характеристика и пр.) целесообразно пользоваться неравномерной шкалой. Конкретное значение неравномерности определяется характером зависимости ошибки прогноза от времени упреждения.

Ко второму виду относятся  содержательные вопросы, требующие  свернутого ответа не в количественной форме. Вопросы, требующие ответа в  свернутой форме, могут быть трех типов: дизъюнктивные; конъюнктивные; импликативные. [4]

Вопросы, требующие содержательного  ответа в свернутой форме, характеризуются  наиболее сложной процедурой их формирования в анкету. Анкета в окончательном  виде получается в результате трехэтапной  итерации. На первом этапе прогнозист тщательно изучает результат  работы (доклад) группы экспертов (метод  комиссий) над определенной системой. Итогом изучения является формулировка первого варианта вопросника, который  на втором этапе рассылается председателям  соответствующих комиссий для корректировки  и уточнения. В результате получается второй вариант вопросника. На третьем  этапе вопросы группируются по темам  и в определенном порядке внутри тем. Окончательный вариант вопросника приобретает форму таблиц экспертных оценок.

К третьему виду относятся  вопросы, требующие ответа в развернутой  форме, которые, в свою очередь, делятся  на два типа:

Информация о работе Основные задачи программного планирования социального развития АПК в современных условиях