Основные задачи программного планирования социального развития АПК в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Предвидение - качественная, а прогноз - количественная оценка будущих событий. С их помощью осуществляется познание только отдельных, изолированных социально и экономически значимых процессов, тогда как планирование характеризуется многогранным описанием сбалансированных во времени и пространстве грядущих подвижек в социально-экономическом развитии. Кроме того, если предвидение и прогноз, выполняя прежде всего познавательную функцию, могут, но далеко не всегда реально используются в решении конструктивных задач, то планирование, наоборот, изначально является конструктивным действием, и в этой связи опирается на познавательный потенциал предвидений и прогнозов. Уже поэтому эффективная организация предвидения и прогноза является важнейшим условием успешности плановой деятельности.

Содержание

27.1 Основные задачи программного планирования социального развития АПК в современных условиях 3
1.3. Генетическая и теологическая концепции планирования. Индикативное планирование 8
13.1 Сущность и классификация интуитивных (экспертных) методов прогнозирования 11
17.2 Стоимостные балансы и их применение при разработке программы социально-экономического развития 18
6.3 Предмет и задачи науки «Прогнозирование и планирование АПК» 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

37684-а.docx

— 44.81 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

27.1 Основные  задачи программного планирования  социального развития АПК в  современных условиях 3

1.3. Генетическая  и теологическая концепции планирования. Индикативное планирование 8

13.1 Сущность  и классификация интуитивных  (экспертных) методов прогнозирования 11

17.2 Стоимостные  балансы и их применение при  разработке программы социально-экономического  развития 18

6.3 Предмет и задачи науки «Прогнозирование и планирование АПК» 20

Список литературы 22

 

 

27.1 Основные  задачи программного планирования  социального развития АПК в  современных условиях

Планирование - это научно обоснованная разработка системы сбалансированных во времени и в пространстве мероприятий, имеющих своей целью организационно-экономическое  воздействие на повышение эффективности  воспроизводства.

Планирование следует  отличать от предвидения и прогноза. Предвидение - качественная, а прогноз - количественная оценка будущих событий. С их помощью осуществляется познание только отдельных, изолированных социально  и экономически значимых процессов, тогда как планирование характеризуется  многогранным описанием сбалансированных во времени и пространстве грядущих подвижек в социально-экономическом  развитии. Кроме того, если предвидение  и прогноз, выполняя прежде всего познавательную функцию, могут, но далеко не всегда реально используются в решении конструктивных задач, то планирование, наоборот, изначально является конструктивным действием, и в этой связи опирается на познавательный потенциал предвидений и прогнозов. Уже поэтому эффективная организация предвидения и прогноза является важнейшим условием успешности плановой деятельности.

Планирование является одной  из форм реализации требований закона планомерности (т.е. общественной согласованности) социально-экономического развития, а  потому потребность в планировании возрастает по мере того, как усложняются  экономические связи, усиливается  влияние социальных факторов на экономический  рост, обостряется влияние на экономику  и социальную сферу - экологических  проблем.

В условиях патриархального  хозяйства в самых примитивных  формах планирование ограничивалось рамками  большой семьи и оформлялось, максимум, на уровне пословиц - «Готовь  сани летом, а телегу зимой». В крупном  рабовладельческом, феодальном хозяйствах - это уже перечень регулярных наставлений  управляющим от владельцев имений, предписаний по линии государства, рекомендаций жрецов, а позднее - священников. В современном капиталистическом обществе на государственном и местном уровне - это целевые программы, в предприятиях - бизнес-планы; в социалистических странах - это система планов государственного, местного, отраслевого уровня, планов предприятий.

Возможности планирования определяются рядом объективных и субъективных факторов. Прежде всего, уровнем обобществления и централизации условий воспроизводства. В самом деле, чем более централизована собственность на предприятиях АПК (элеваторы, МТС, мелькомбинаты, хлебозаводы), тем легче согласовать и оформить в виде плана основные направления  деятельности данных предприятий. В  Китае, где государственная собственность  охватывает все базовые отрасли  народного хозяйства, а кооперирование распространилось на значительную часть  АПК и коммерческого оборота, возможностей для планирования хозяйственной  деятельности, естественно больше, чем в РФ, Ю. Корее, Индии, Пакистане. Соответственно в Китае выше и  темпы экономического развития. Так, в 1990-2000 гг. среднегодовой рост сельхозпроизводства  в Китае составил 3,7%, 1,9% в Индии, 2,8 в Пакистане.

Возможности планирования во многом определяются состоянием системы  научного предвидения и прогноза, уровнем обеспеченности нормативной  базой, кадрами и техникой, позволяющими выполнять плановые расчеты, общественным признанием важности плановой деятельности.

В процессе планирования осуществляются следующие основные виды работ: а) разработка Концепции плана; б) разработка целевых  Программ; в) разработка Плана социально-экономического развития; г) контроль выполнения и  корректировка Плана.

Концепция - краткое логическое обоснование основных целевых установок  и этапов социально-экономического развития. Например, концепция долгосрочного развития народного хозяйства Воронежской области должна указать, почему в ближайшие 10 лет область следует ориентировать на приоритетное развитие в качестве индустриально-аграрного, а не аграрного или аграрно-индустриального региона. Почему за этот период можно и нужно удвоить или утроить валовой региональный продукт, а не повысить его в 1,5 или 4,5 раза. Почему такая задача должна решаться не в 2 этапа, а в 3 этапа (преодоление условий спада производства, расширенное воспроизводство с использованием внешних инвестиций, расширенное воспроизводство по преимуществу за счет собственных накоплений).

Целевая программа - это Концепция, развернутая до количественно конкретных характеристик реализации отдельных  целевых установок, с указанием  важнейших источников и способов привлечения необходимых для выполнения программы средств, механизмов стимулирования хозяйственной деятельности. Таковыми могут быть Программа вывода из кризиса, либо Программа развития АПК региона, Программа реформирования ЖКХ, Программа преодоления бедности, Программа обеспечения продовольственной либо финансовой безопасности и т.д. Например, Программа развития АПК, в отличие от Концепции, должна определить, какие следует иметь к концу каждого этапа объемы производства не только валовой продукции, но и основных видов продукции; сколько для этого потребуется средств на приобретение дополнительных трудовых и материальных ресурсов; в какой мере издержки производства на каждом этапе удастся покрыть за счет выручки от реализации произведенной продукции, а в какой мере придется прибегнуть к внешним заимствованиям.

Поскольку каждая Программа  ориентирована на реализацию только отдельных целевых установок  общей Концепции социально-экономического развития, она не может претендовать на высокоточные решения. Поэтому на уровне целевой Программы количественные оценки, как правило, должны быть интервальными, что в ряде случаев требует  их представления в нескольких вариантах (минимум, максимум, усредненный). Многовариантность оценок становится особенно необходимой, если у разработчиков возникают существенные трудности в выборе предпочтительных способов реализации перспективных задач.

В Программе должны найти  отражение такие социально значимые вопросы, как динамика доходов работников АПК, создание новых рабочих мест, облегчение условий труда и быта сельского населения, проблемы воспроизводства  плодородия земель и др. Что особенно важно, в Программе должен быть изложен  механизм реализации основных ее задач - на основе адекватного совершенствования  систем ведения хозяйства, организации  управления производственной деятельностью, товарными и финансовыми потоками, стимулирования более производительного труда и т.д. Следовательно, Программа отличается от Концепции

– меньшим размахом целевых  установок (меньший охват отраслей, территорий)

– большей содержательностью (детализация каждой фиксированной  в Концепции целевой установки  и возможное дополнение постановкой  специфических задач, значимых для  реализации данной Программы и несущественных на уровне общей Концепции - проблема ЛПХ, сезонной занятости, межгодовой колеблемости урожаев и т.д.)

– количественной конкретностью  описания определенных Концепцией и  дополненных, исходя из специфики Программы, социально-экономических показателей.

План социально-экономического развития - система всесторонне обоснованных, сбалансированных во времени, в межотраслевых  и межрегиональных связях количественно  выраженных целевых установок Концепции  социально-экономического развития, причем, по возможности с минимальными издержками и в кратчайший срок.

План полнее отдельных  Программ реализует целевые установки  Концепции, но по ряду направлений он не обязательно включает все показатели, предусматриваемые в Программах. Так, если одна из целевых установок Концепции развития народного хозяйства требует обеспечить выход на IV этап решения продовольственной проблемы, Продовольственная программа конкретизирует эту целевую установку в показатели перспективного объема производства широкого ассортимента овощей и продуктов животноводства, с указанием площади посевов каждой культуры и поголовья скота, то в Плане социально-экономического развития может оказаться достаточным фиксировать только суммарный объем производства овощей и совокупную площадь их возделывания.

План так же, как и  Программу, отличает от Концепции количественная конкретность оценок перспектив социально-экономического развития, однако в отличие от Программы, уровень обоснованности этих оценок значительно выше, поскольку он предполагает их сбалансированность во времени, в  межотраслевых и межрегиональных  связях. Например, если в Программе  развития АПК определено производство подсолнечника в объеме, достаточном  для получения 12 кг масла на душу населения, то не исключено, что на межотраслевом  уровне обнаружится целесообразность расширения посевов подсолнечника  либо для оплаты маслом импорта мяса, либо для покрытия растущих потребностей лакокрасочной промышленности.

В отличие от Программы  социально-экономического развития, План характеризуется однозначностью проектируемых  способов решений, соответствующим  образом обоснованной с позиций  оптимальности одного избранного варианта. При этом оптимальность может  быть определена в сочетании количественных и качественных характеристик эффективности  хозяйственной деятельности. Например, когда не лучшим показателям прибыли  сопутствуют хорошие показатели занятости, дифференциации доходов, естественного  прироста населения, экологического благополучия и т.д.

Планирование начинается с разработки Концепции, на базе которой  разрабатывается либо несколько  Программ, либо План социально-экономического развития. Возможно составление Плана  и в иной последовательности: сначала Концепция, затем целевые Программы, на их основе - План.

Планирование далеко не завершается  только составлением планов. В силу многих объективных и субъективных причин даже в лучшем случае План не может в полной мере учесть все  многообразие природных, экономических  и социально-политических факторов, которые будут оказывать определенное влияние на развитие народного хозяйства  даже в близкой перспективе, не говоря уже о более отдаленной. Поэтому задача экономической службы состоит в том, чтобы постоянно отслеживать реальный ход выполнения Плана, анализировать обнаруживаемые отклонения, оценивать их возможное влияние на реализацию основных задач Плана и целевых установок Концепции и своевременно вносить необходимые коррективы в балансы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, затем в Планы производства, обмена, распределения и потребления последующих лет в различных отраслях и регионах. Если эти корректировки окажутся существенно значимыми, они должны будут найти отражение в целевых Программах и в Концепции социально-экономического развития. Уже поэтому планирование - не эпизодический, а непрерывный процесс либо разработки, либо корректировки Концепций, целевых Программ и Планов.

1.3. Генетическая  и теологическая концепции планирования. Индикативное планирование

Существование многообразных  видов и форм планирования является следствием многоуровневости и многоаспектности процесса управления.

Виды планирования различаются, как правило, по содержанию и форме  проявления. Их можно классифицировать по следующим критериям: с точки  зрения обязательности плановых решений, по степени охвата, по срокам, по предмету планирования, по сферам функционирования и т.п.

В своей хозяйственной  деятельности предприятия чаще всего  используют комбинации различных видов  планирования.

Совокупность различных  видов планирования, применяемых  одновременно на отдельном предприятии, называется формой планирования. Следует  заметить, что любая форма планирования может быть рассмотрена одновременно с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации, временных параметров и т.д.

Выбор той или иной формы  планирования зависит от многих факторов, среди которых можно выделить три основные группы:

1) факторы, обусловленные  спецификой предприятия (вид деятельности, географическое месторасположение  предприятия, концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации  управленческих процессов и т.п.);

2) факторы внешней среды  (степень государственного регулирования  экономики, уровень и характер  конкуренции и т.п.);

3) критерии, обусловленные  спецификой процесса планирования  на предприятии (полнота, детализация,  точность, ясность, гибкость, полезность  планирования и т.д.).

В настоящее время можно  выделить следующие виды планирования, применяемые на практике.

Рассмотрим более подробно характеристики некоторых видов  планирования.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для  исполнения в отношении объектов планирования. Директивные планы  являются, как правило, адресными  и отличаются чрезмерной детализацией.

На макроэкономическом уровне директивное планирование может  служить эффективном средством  решения многих задач, имеющих общеначальное значение. На микроэкономическом уровне директивный характер планирования может применяться в отношении специализированных предприятий, несущих в себе комплекс общенациональных задач, имеющих общенациональное значение (например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики и т.п.). На микроэкономическом уровне директивный характер планирования может применяться в отношении специализированных предприятий, несущих в себе комплекс общенациональных задач.

Информация о работе Основные задачи программного планирования социального развития АПК в современных условиях