Основные теории потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает товары и услуги. Целью подобного потребления является получение удовольствия и удовлетворения потребностей.
Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке. На выбор потребителя влияют:1
- личностные факторы: возраст, этап жизненного цикла, экономическое положение;
- психологические факторы (например, избирательное запоминание);

Содержание

Введение 3 1.Сущность теории потребления 6
2.Равновесие в потреблении 17
3.Реакция потребления на изменение доходов и цен 20
4.Принцип рационального поведения потребителя 23
5.Потребительские предпочтения в России 25
Заключение 29
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!! Основные теории потребления.doc

— 1,010.00 Кб (Скачать)

Для определения равновесия в потреблении  совместим карту кривых безразличия  и линию бюджета. Можно утверждать, что бюджетная линия С коснется одной из кривых безразличия, например кривой 2. Одновременно бюджетная линия будет пересекать кривую безразличия 1 в точках M и N, однако полезности наборов товаров для этих точек ниже полезности Хе и Yе. Точка касания бюджетной линии и кривой безразличия 2 будет соответствовать равновесию в потреблении.

Из курса математики известно, что  функция имеет экстремум, когда  ее первая производная равна нулю. Продифференцируем функцию дохода:

Pxdx + Pydy = 0                    

– dy/dx = Px/Py

MRSxy = Px/Py .

         Условием равновесия в потреблении является равенство предельной нормы замещения благ отношению их цен. Из определения же предельной нормы замещения следует MRSxy = MUx/MUy. Сопоставляя это выражение с последним из предшествующих, имеем следующее: MUx/Px = MUy/Py. Таким образом, условие равновесия, выведенное кардинализмом, совпадает с ординалистским условием равновесия. Общий вывод будет таков: равновесие в потреблении достигается, если отношения предельных полезностей на единицу их цен равны.

.

Рис. 2.1. Равновесие в потреблении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3. Реакция потребления на изменение доходов и цен

 

            При определенных доходах и уровне цен потребитель выбирает на бюджетной линии точку, которая соответствует кривой безразличия с наивысшим уровнем полезности. При постоянных ценах изменение дохода будет выражаться в сдвиге бюджетной линии. В случае роста дохода она сдвинется от начала координат и потребителю станут доступны кривые безразличия с более высоким уровнем полезности. В случае же падения кривая приблизится к началу координат и индивиду придется довольствоваться более низким уровнем полезности. При каждом уровне дохода потребитель будет выбирать самый полезный набор благ и каждой бюджетной линии соответствует своя оптимальная точка. Если соединить все варианты выбора потребителя, то получим кривую “доход — потребление”.


Рис. 3.1.

        Кривую “доход — потребление” можно использовать для построения графика “доход — расходы” для отдельного блага .Для этого на горизонтальной оси отложим величину дохода, а на вертикальной — сумму расходов на данное благо. Кривые такого плана получили название кривых Энгеля по имени ученого, впервые их охарактеризовавшего. По характеру кривых Энгеля можно судить о типе потребляемых благ. С ростом дохода потребитель потребляет все большее количество предметов питания и приобретает больше одежды, хотя кривая расходов на питание и теряет наклон из-за насыщения спроса, а кривая расходов на одежду становится все круче, поскольку почти все приращение дохода уходит на одежду; то есть эти товары являются нормальными”.

Рис. 3.2. Кривые «доход-расход» а)питание; б)одежда

Если же объем покупок некоторого товара падает при увеличении дохода потребителя, то такой товар носит  название “товара низшей категории”. Рассмотрим эту ситуацию при помощи графического анализа. На графике “доход — потребление”выше точки К кривая поворачивает в направлении уменьшения потребления чая. Это означает, что при повышении определенного уровня дохода чай становится товаром низшего качества. На основе этого графика “доход — потребление” можно построить и соответствующую кривую Энгеля.

 


Рис. 3.3.

Реакция потребителя на изменение цен. Выше нами было выяснено, что при изменении цены на один из товаров при постоянстве дохода и цены другого товара будет происходить поворот бюджетной линии. При этом каждому значению цены товара Х будет соответствовать своя бюджетная линия, а каждой бюджетной линии — своя точка потребительского оптимума. Соединив все состояния равновесия потребителя, мы получим линию “цена — потребление” товара Х. Аналогично можно построить график “цена — потребление” товара Y Обе эти линии характеризуют изменение потребительского выбора в соответствии с изменением цен товаров Х и Y, по ним потребитель движется при повышении или понижении цены одного из товаров.

Рис. 3.4. Кривые «Цена-потребление»:а)товара Х; б)товара Y

          4.Принцип рационального поведения потребителя

Для анализа поведения потребителя  используются кривые доход-потребление и доход-расходы.

При каждом уровне дохода потребитель  будет выбирать оптимальный набор  благ. При соединении точек касания  бюджетных линий с кривыми  безразличия получим кривую доход-потребление. Чаще всего эта кривая имеет положительный  наклон. Такие товары называются нормальными. Однако она может иметь и отрицательный наклон. Это характерно, когда с увеличением дохода потребитель начинает больше покупать один товар Y (качественный) за счет снижения объема потребления другого товара X (некачественного).

Рис. 4.1.. Линия доход потребление для качественных товаров.

Рис.4.2.. Линия доход-потребление для низкокачественных товаров.

 

          При отложении на оси абсцисс дохода, а на оси ординат – величину расхода, получим кривую доход-расходы (кривая Энгеля). Энгель впервые подметил, что чем меньше доходы, тем большая часть тратится на питание. Это положение вошло в историю экономической науки как закон Энгеля.

 

Рис.4.3. Зависимость расходов на питание от суммарных расходов потребителя.

 

На данном графике пунктирной линией изображены общие расходы, а сплошной – расходы на питание.

На поведение потребителя влияют также эффект субституции и эффект дохода.

Эффект замещения измеряется той  частью прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены этим товаром других благ.

Эффект дохода – результат воздействия  изменения цены на реальный доход  потребителя и соответственно на количество покупаемого блага. Эффект дохода определяется той частью прироста величины спроса, которая возникла в результате увеличения реального дохода потребителя при снижении цены на благо.8

Эффект замены при снижении цены всегда будет выражаться в росте  объема спроса на этот товар. Также  с ростом дохода увеличивается объем  потребительского спроса.

Таким образом, величина спроса находится  в обратной зависимости от цены. Однако при повышении цены на низкокачественные  товары при условии невозможности  найти товар-заменитель с таким  же полезным эффектом на одну денежную единицу, затрачиваемую на его покупку, имеет место обратный эффект. Потребитель с низким уровнем дохода будет вынужден увеличить его потребление. Такие товары получили название «товары Гиффена». Это можно объяснить тем, что цена данного товара, несмотря на повышении, все же остается ниже цен на другие товары, и потребитель вынужден увеличить его покупку за счет снижения потребления других товаров. Здесь имеет место эффект замены, если он превысит отрицательный эффект дохода, то спрос индивида не сократится, а возрастет.

 

 

            5. Потребительские предпочтения в России 

 

      На фоне начавшегося  экономического роста и, как  следствие, роста доходов населения  происходит постепенное восстановление  покупательского спроса. С  начала 2010 года началось  наращивание  темпов роста оборота розничной торговли и объема платных услуг населению и  их динамика  перешла в положительную зону. За 9 месяцев 2010 года деятельность оптовой и  розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования обеспечила 19,2% валового внутреннего продукта (9 месяцев 2009 г. – 19,4%), превосходя по этому показателю все остальные виды экономической деятельности.

       По результатам социологических опросов было определенно, что продовольственные товары(73%) пользуются вдвое больше популярностью чем непродовольственные товары (37%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

    Таблица 4.1.    

 Потребление основных продуктов питания и непродовольственных товаров         ( прирост (снижение) в %  к предыдущему году)

 

2007

2008

2009

9 месяцев 2010

Продовольственные товары *)

12,6

11,5

-1,6

5,7

Мясо животных и  домашней птицы 

5,5

7,2

-5,0

4,3

Продукты из мяса

10,5

1,8

-10,0

6,8

Рыба и морепродукты

7,6

5,9

-4,1

7,0

Молочные  продукты

11,6

6,2

1,5

6,8

Яйцо птицы

2,9

3,6

2,4

8,6

Хлеб и хлебобулочные  изделия

2,9

0,5

-0,3

4,5

Сахар

6,1

6,7

-14,0

-3,0

Кондитерские изделия

6,5

5,7

-5,0

5,9

Свежие овощи 

7,9

8,8

4,3***)

-

Свежие фрукты

13,4

11,2

3,4

10,2

Непродовольственные товары **)

19,1

15,1

-8,0

3,3

Синтетические чистящие, моющие и полирующие средства

 

1,2

 

14,3

 

-0,3

 

2,4

Компьютеры в полной комплектации

30,5

25,3

-2,9

14,5

Телевизоры цветного изображения

39,8

33,0

-33,5

5,2****)

Стиральные машины

8,3

-0,7

-19,6

7,1

Автомобили легковые

31,4

22,9

-37,8

9,3

Строительные материалы

5,2

6,5

-0,7

11,3

Фармацевтические, медицинские  и ортопедические товары

 

20,9

 

14,7

 

-3,7

 

7,4

Бензины автомобильные

17,4

8,2

4,3

3,6


*) С 2008 г. потребление пищевых продуктов, включая напитки, и табачными изделиями

**) С 2008 г. потребление непродовольственны товарами без табачных изделий

***) Свежие овощи и картофель

****) Телевизор

 

За 9 месяцев текущего года  среди  продовольственных товаров наибольший прирост продаж сложился по безалкогольным напиткам – 19,0%, растительным маслам –  10,6%, муке – 10,3%, свежим фруктам – 10,2%, мороженому и замороженным десертам – 10,5 процента. Среди непродовольственных товаров – по мобильным телефонам – 22,5%, компьютерам в полной комплектации – 14,5%, техническим носителям информации (с записью и без записи) – 11,6%, строительным материалам – 11,3%, автомобилям легковым – 9,3 процента.

  Ассортиментная структура потребления товаров в январе-сентябре 2010 года (в фактических ценах)  по сравнению с соответствующим периодом 2009 года остается стабильной. Наибольший удельный вес по-прежнему занимают мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса (8,3%), верхняя одежда (6,9%), бензины автомобильные (5,7%), легковые автомобили (4,8%), фармацевтические, медицинские и ортопедические товары (3,4%), молочные продукты (3,5 процента).

По результатам обследования, проведенного Росстатом в IY  квартале 2010 г., свидетельствуют о некотором повышении уровня потребительской уверенности населения.

 

 

 

        Заключение

 

      Теория потребления является важной составной частью микроэкономики, так как позволяет объяснить формирование спроса, его структуру, динамику, взаимосвязь с ценами. Для ответа на вопросы, стоящие перед современной теорией потребления, используются экономико-математические модели. В данной работе рассмотрены модели поведения потребителя.

     Изучение теории потребительского выбора позволяет рассматривать процесс формирования спроса на конкретные товары и услуги, то есть является своеобразным продолжением предшествующей темы. Осуществить это становится возможным благодаря изучению принципов рационального поведения потребителя на рынке; объяснению приемов и способов, посредством которых индивид осуществляет свой выбор среди множества благ, необходимых для удовлетворения потребностей. Вместе с тем данная тема готовит к логическому перемещению — со стороны спроса на сторону предложения, от теории потребления к теории производства. Это становится реальным благодаря изучению такой категории, как суверенитет потребителя.

        Будем считать, что потребитель располагает доходом i, который он полностью тратит на приобретение благ. Потребитель решает статическую задачу, т.е. в модели не учитываются его межвременные предпочтения и возможности делать или расходовать сбережения. Если центр благ считать заданным, то учитывая структуру цен, доход и собственные предпочтения, потребитель приобретает определенное количество благ, и математическая модель такого его поведения будет моделью потребительского выбора.

Информация о работе Основные теории потребления