Основные пути и меры преодоления бедности в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрения вопроса бедности в Украине и путей её минимизации. Из этого следуют такие задачи реферата:
-раскрытие понятия «бедность»;
-освещение проблемы бедности в Украине;
-предложение возможных путей и способов преодоления бедности.

Содержание

Введение 3
1. Раскрытие понятия «бедность» 4
2. Проблема бедности в Украине 7
3. Преодоление бедности в Украине 10
Заключение 14
Список литературы

Работа содержит 1 файл

преодоление бедности в украине.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

       В Украине, как и на всём постсоветском пространстве, существует уникальный специфический феномен - работающие бедные. Во всех нормально развивающихся странах наличие работы не всегда является гарантом процветания, получения высокого дохода, но от нищеты оно спасает. В наших государствах, даже работая, можно пребывать в бедности. Достаточно сказать, что средний уровень заработной платы в 2004 г. в Украине 111,3 долл.[6. с. 65]

       Если  во всех странах с развитой рыночной экономикой расширяется рынок труда  путём создания дополнительных рабочих мест, прежде всего в сфере услуг, в том числе за счёт развития малого бизнеса, то в Украине и в СНГ этого не происходит, что так же усложняет борьбу с бедностью. По оценкам специалистов, масштабы её в стране на данный момент колеблются в пределах 70%.

       Особенностью  природы бедности в Украине и  на всём постсоветском пространстве является тот факт, что бедность, будучи в немалой степени следствием развала единого экономического хозяйства, в дальнейшем воспроизводиться и углубляться в результате ряда массивных инерционных процессов. Назовём некоторые из них.

       Ликвидация  рабочих мест вследствие длительного  паралича промышленного и сельскохозяйственного  производства, отсутствие системы преемственности  кадров, распродажа, а также физический и моральный износ всей производственной базы стран. Следствием этого стало резкое обеднение не только массы безработных или полубезработных, но и тех, кто продолжает занимать рабочие места в состоянии их качественного регресса. По масштабам своего влияния на благосостояние населения этот процесс просто несоизмерим с социальной помощью.

       Деградация  и даже разрушение жилого фонда страны и инфраструктуры жилищно-коммунального  хозяйства. Дело не только в том, что  оставленная без надлежащего  ухода и ремонта система требует  всё больших и больших затрат на содержание, которые перекладываются на плечи жильцов. Само проживание в домах, которые на глазах превращаются в трущобы, создаёт в сознании людей синдром бедности, который сталкивает их в бедность реальную. К этому можно добавить, что в Украине только в 1999 - 2003 гг. тарифы на оплату электроэнергии, газа, тепла и воды выросли в 1,5 раза, а тарифы на услуги транспорта - почти на 40%. Резкое ухудшение и дороговизна транспортного обслуживания не дают людям возможности улучшить своё положение за счёт мобильности[6. с. 66].

       Угасание  трудовой и жизненной мотивации, снижение квалификации работников. Это  не только резко снижает возможности  для профессионального роста  и увеличения доходов, но и создаёт ту среду, в которой бедность воспринимается как нормальное состояние. При этом резко сократился доступ сельских детей к получению среднего специального и высшего образования - и сельская молодёжь вычёркивает этот путь из своих жизненных планов.

       Таким образом, основным недостатком приватизации явилось то, что не произошла реальная структурная перестройка экономики, не был создан класс эффективных собственников, а произошло расслоение на очень богатых (меньшинство) и бедных (подавляющее большинство).

       В некоторых отношениях социальное положение  в Украине сегодня хуже, чем  представляется зарубежным экспертам  и социологам. Точнее, он не находится  в несколько другом измерении. Негативные социальные результаты реформ измеряются экспертами в привычных индикаторах. Но положение подошло к тем критическим точкам, когда эти индикаторы становятся неадекватными. При этом проблема бедности плохо освещена экономической научной средой нашего государства.

 

       

       3. Преодоление бедности  в Украине

       Необходимо  отметить, что ввиду сложившихся обстоятельств в Украине принята «Комплексная программа обеспечения реализации Стратегии преодоления бедности в 2002-2009». Она предусматривает:

       -углубление адресной государственной социальной помощи;

       -поэтапное изменение системы действующих льгот на адресные денежные выплаты;

       -развитие сети учреждений разных типов, предоставляющих социальные услуги и обеспечение нормативно-правовой базы их деятельности.

       В последнее время в условиях ограниченности информации про состояние и динамику показателей, при помощи которых осуществляется измерение явления бедности, выбранная ранее методологическая основа начала активно использоваться в практике применения на региональном уровне. Довольно часто на основе таких оценок делаются региональные прогнозы социального развития. Не опровергая всего ценностного, что содержит в себе макроэкономическая методология, следует отметить, что конкретность региональных прогнозов зависит от качества выходной информации, то есть, как методы измерения уровня бедности, так и способы фиксации критических значений должны быть адаптированы к потребностям региональной экономики.

       В тоже время, зарубежный опыт не даёт конкретных рецептов борьбы с бедностью, но многое в уже наработанной методологии  имеет общее значение, хотя это  и не используется.

       В организационно-прикладном плане сравнительно недавно возникла идея разграничения  работ по формированию общегосударственной  и региональных целей преодоления  бедности, когда в результате проведения первого комплексного исследования явления бедности начала формироваться и прорабатываться определённая статистико-информационная база данных (1999 г.). Её формированию способствовала разработка общенациональной Стратегии преодоления бедности (Указ Президента Украины от 15 августа 2000 г.), которая имела своей целью поэтапное достижение основной цели: реализация комплекса мер по стабилизации уровня жизни, ликвидации наиболее острых проявлений бедности (2001-2002 гг.); 

       создание  объективных предпосылок для  стабильного роста реальных денежных доходов населения, обеспечение оптимального уровня занятости (2003-2004 гг.); 

       усиление  ориентации экономических процессов  на более эффективное удовлетворение потребностей наиболее уязвимых слоёв  населения, создание предпосылок для  перехода от этой Стратегии к Стратегии предотвращения бедности (2005-2009 гг.). 

       Согласно  Стратегии социально-экономического развития Украины на 2002-2015 гг. приоритетными  направлениями деятельности правительства  с целью решения проблемы бедности являются следующие: 

       содействие  развитию занятости и рынка труда, как пути к обеспечению трудоспособным слоям населения условий для самостоятельного решения проблемы повышения своего благосостояния, сбалансирования спроса и предложения на рынке труда, препятствования безработице; 

       повышение уровня заработной платы и покупательской способности населения; 

       создание  системы общеобязательного государственного социального страхования, направленного  на усиление социальной защиты работающих и членов их семей от возможной  бедности вследствие невозможности получения дохода в случае утраты работы или трудоспособности по болезни, вследствие несчастного случая, увечий, старости или утраты кормильца; 

       обеспечение социальной поддержки наиболее уязвимых слоёв населения путём введения адресной социальной помощи и социальных услуг посредством реализации Закона Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» и «Программы жилищных субсидий»; 

       взвешенная  политика относительно реформирования жилищно-коммунального хозяйства; 

       общее экономическое оздоровление и подъём экономики; 

       расширение  инвестиций в сфере образования, культуры и спорта; 

       реструктуризация  задолженности по заработной плате; 

       постепенное формирование среднего класса. 

       Во  исполнение заданий Стратегии Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины (2003 г.) осуществили соответствующие прогнозные расчёты сокращения доли населения с ценой суточного потребления ниже 4,3 долл. (по паритету покупательской способности) по годам, и доли населения, доходы которого должны были быть ниже национальной границы бедности (см. Табл. 1). 
     
     

       Таблица 1. Показатели бедности в Украине [5. с. 22] 

    Года Сокращение  доли население с ценой суточного  потребление ниже 4,3 долл.,% Доля населения, доходы которого должны были быть ниже национальной нраницы бедности Уровень бедности Глубина бедности
       2001 11,0 27,2 27,9 25,3
       2004 9,8 25,0 27,8 24,6
         2007 8,6 22,6 26,6   23,3
          2011 7,1 21,5 27,3 -
       2015 5,5 18,4 - -

       Всё это указывает на то, что в условиях несформированности рыночных отношений, которая имеет место в Украине, прогнозирование такого сложного явления как бедность не может рассматриваться упрощённо. Кроме того, по данным специальных исследований в Украине существует значительная асимметрия территориального распределения бедности.

       С целью объединения международных  усилий, направленных на разрешение глобальных проблем экономического, социального  характера, в сентябре 2000 года состоялась наибольшая в истории встреча  мировых лидеров - Саммит Развития Тысячелетия  ООН. Представители 189 стран мира, в том числе и Украины, подписали Декларацию, обязуясь исполнить до 2015 года восемь глобальных Целей Тысячелетия[8. с. 14]: 

       обеспечение всем детям начального образования; 

       содействие  гендерному равенству; 

       сокращение  детской смертности; 

       улучшение состояния здоровья матерей; 

       остановка распространения ВИЧ/СПИДа и др. болезней; 

       обеспечение стабильного развития окружающей среды; 

       развитие  глобального сотрудничества для  развития. 

       Но  главной целью является ликвидация крайней бедности и голода, в частности, снижения на 50% доли людей, живущих за чертой бедности.

       С учётом национальных особенностей экономического развития, была разработана украинская декларация Целей Развития Тысячелетия. Первой глобальной целью является преодоление  бедности. Для достижения этой цели перед Украиной поставлены два стратегических задания, выполнение которых ограничено сроком до 2015 года: уменьшить массовую долю населения, стоимость суточного потребления которого не превышает 4,3 долл. по паритете покупательской способности; уменьшить на трет долю бедного населения (по национальной черте бедности).

       Преодоление бедности является длительным и не простым процессом, на протяжении которого могут меняться задания и уточняются критерии измерения бедности. Исходя из разработанной Методики комплексной оценки бедности, анализ показателей за время реализации Стратегии свидетельствует о стабильной ситуации.

Информация о работе Основные пути и меры преодоления бедности в Украине