Основные пути и меры преодоления бедности в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрения вопроса бедности в Украине и путей её минимизации. Из этого следуют такие задачи реферата:
-раскрытие понятия «бедность»;
-освещение проблемы бедности в Украине;
-предложение возможных путей и способов преодоления бедности.

Содержание

Введение 3
1. Раскрытие понятия «бедность» 4
2. Проблема бедности в Украине 7
3. Преодоление бедности в Украине 10
Заключение 14
Список литературы

Работа содержит 1 файл

преодоление бедности в украине.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины 

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ

И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО 

Кафедра економики предприятия 
 

Реферат

По дисциплине «Социально-экономическая безопасность»

на тему: «Основные пути и меры преодоления бедности в Украине» 
 
 

Выполнил:

студент групи ОА-08-Г

Мадин М.В. 

Проверила:

Корнилова Е.В. 
 
 
 
 
 
 

Донецк 2011

 

        Содержание

      Введение 3
      1. Раскрытие понятия «бедность» 4
      2. Проблема бедности в Украине 7
      3. Преодоление бедности в Украине 10
      Заключение 14
      Список  литературы 15

 

        Введение 

       Борьба  с бедностью остаётся важнейшей  задачей социальной и экономической  политики большинства стран мира. В особенности это касается стран  с переходной экономикой, изменяющих свою систему экономических отношений, к каким относится и Украина. Углубление бедности за последние десятилетия, особенно в странах с низким уровнем доходов населения, вынудило международные организации объединять свои усилия, направленные на этой проблемы.

       В ходе реформ, проводившихся в Украине на протяжении периода после получения независимости, произошло запланированное изменение структуры общества, которое лишь в силу слабости управленческого аппарата и в силу непоследовательности управленческих решений, привело к негативным последствиям. Эти реформы положили начало дифференциации доходов населения и появлению масштабной бедности. Сама программа реформ и не предполагала механизмов, предотвращающих обеднение населения.

       Исходя  из оценок экспертов считается, что  около четверти населения Украины относится к бедному. Поэтому исследование проблемы бедности и путей её преодоления является в большой степени актуальным для Украинского государства.

       Целью данного реферата является рассмотрения вопроса бедности в Украине и  путей её минимизации. Из этого следуют такие задачи реферата:

       -раскрытие понятия «бедность»;

       -освещение проблемы бедности в Украине;

       -предложение возможных путей и способов преодоления бедности.

       Таким образом, объектом исследования в данной работе является бедность, как экономическая категория. Предметом является бедность в Украине и пути её преодоления.

 

       1. Раскрытие понятия «бедность»

       Борьба  с бедностью является составной  частью государственного регулирования  в сфере социальной политики. Бедность укрупнённо подразумевает не только низкий уровень доходов и потребления, но и низкий уровень образования и здравоохранения.

       Черта бедности - уровень доходов населения, ниже которого невозможно обеспечение  минимальных пищевых и непищевых  потребностей человека. Существуют различные определения черты бедности и методики её исчисления.

       В некоторых странах для определения  черты бедности используют уровень  официально установленной минимальной  заработной платы, однако это скорее инструмент политики, чем методологически  верное определение. Часто используют сравнение со среднедушевым доходом, уровнем потребления, а также рассматривают долю семейного бюджета, приходящуюся на питание. В бывших социалистических странах для определения черты бедности используют минимальную потребительскую корзину.

       На  появление, уровень и динамику бедности влияет ряд факторов. Из них важно  выделить следующие[9. ]:

       -уровень безработицы;

       -уровень оплаты труда, размеры социальных трансфертов;

       -политика государственного регулирования по вопросам доходов и уровня жизни;

       -динамика изменения индекса потребительских цен;

       -военно-политическая обстановка в государстве.

       Важное  значение имеют внеэкономические аспекты  бедности, которые включают основные человеческие потребности в самореализации, участии в жизни общества, чистом воздухе и здоровой окружающей среде, безопасности и свободе передвижения. Этот подход называют концепцией относительной бедности. Относительная бедность определяется общепринятым уровнем жизни в конкретном обществе в определённый период времени. Внеэкономические потребности можно измерять специально сконструированным индексом качества жизни, где все составляющие включены с соответствующими весами. Таким образом, можно определить долю населения, находящуюся ниже установленного уровня удовлетворения этих потребностей. В США на основе подобного подхода был создан интегральный показатель социального здоровья нации.

       В мировой практике бедность измеряется с помощью прожиточного минимума. Для выработки единого подхода  к определению черты бедности некоторые учёные предлагают выделять два компонента: абсолютный (единый для всех) и относительный (специфический для каждой страны). Например, семья, живущая по канадским меркам в нищете, в развивающихся странах рассматривалась бы как вполне зажиточная, но в Канаде совершенно иные социальное окружение и социальная психология. В развивающихся странах черта бедности для значительной части населения является труднодостижимым уровнем благополучия, в связи с чем и возникло понятие "зазора бедности", т.е. объёма финансовых средств, необходимых для увеличения своего дохода до уровня черты бедности.

       Английский  социолог П. Таунсенд дал обобщающее определение относительной бедности: "Индивидов, семьи, социальные группы населения можно считать бедными, если они не имеют ресурсов для участия в общественной жизни, поддержания типов диеты, условий жизни, труда и отдыха, которые являются обычными или, по крайней мере, широко принятыми в обществе, в котором они живут. Их ресурсы значительно ниже того, что имеет средний индивид или средняя семья, вследствие чего они исключены из обычного стиля жизни, общепринятых моделей поведения, привычек и типов деятельности".

       Впервые официальный показатель бедности был  разработан Управлением социального  обеспечения федерального правительства США в 1964 г. Согласно формуле М. Оршанского, достаточно было посчитать минимальные затраты на питание и утроить их (поскольку в среднем американцы в тот период расходовали на питание треть своего бюджета). Позднее черту бедности стали корректировать, исходя из индекса потребительских цен, что привело к занижению официальных данных.

       В Канаде Национальный совет по социальному  обеспечению чертой бедности считает  официальные статистические данные по отсеканию низкого дохода. Средняя  канадская семья тратит на предметы первой необходимости (питание, одежду и жильё) ок. 38,5% своего совокупного дохода. Отсекание низкого дохода установлено на уровне 58,5%; семья, у которой на предметы первой необходимости уходит не менее 58,5% дохода, считается живущей в нищете. В Канаде не одна черта бедности, а несколько, каждая из которых отражает как место обитания, так и размер семьи [9. ].

       В Голландии в 1983 г. было проведено  исследование по установлению объективной  и субъективной черты бедности. Принято  было считать, что субъективная черта бедности - минимальный размер дохода (по мнению рядового потребителя), а объективная включает размер и состав домохозяйства. По ответам респондентов был исчислен средний геометрический уровень, определивший черту бедности.

       В СССР считалось, что все граждане достаточно защищены социально, и не принималось никаких специальных мер по социальным гарантиям, о черте бедности не могло быть и речи по политическим соображениям. Однако переход к рыночной экономике потребовал иных оценок. Ещё до распада СССР Министерство труда разрабатывало натурально-вещественную структуру минимального бюджета, включавшую более 300 видов потребительских благ и услуг, объединённых в 17 потребительских корзин и 14 товарных групп. Минимальный потребительский бюджет представляет собой набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающий человеку потребление на уровне, принятом обществом в качестве минимально допустимого на данном этапе развития. Минимальный потребительский бюджет разрабатывался в целом по стране, по республикам и природно-климатическим зонам, для разных социально-демографических групп, в среднем на душу населения и на одного члена семьи различного состава. Стоимостная величина минимального потребительского бюджета определяет границу бедности, а среднедушевой доход, равный стоимостной величине минимального потребительского бюджета, представляет собой прожиточный минимум.

 

       

       2. Проблема бедности  в Украине

       Как уже говорилось, распад СССР в 1991 году фактически положил начало дифференциации доходов и появлению проблемы бедности во всех странах - бывших его членах, и в Украине в том числе. В этих странах началась борьба с бедностью, подобная той, которую ведёт весь остальной мир. Особенно активно такая борьба ведётся, когда бедность начинает представлять либо политическую либо экономическую опасность.

       В Украине значительное место в  структуре аналитических работ  относительно «целей развития тысячелетия» на региональном уровне занимает тема бедности. Именно бедность является ныне тем фактором, которых мешает человеку реализовать свободу выбора, обеспечить себе и своим детям достойную жизнь. В условиях существования значительных межрегиональных отличий в социально-экономической, демографической, культурологической ситуации в стране решение проблем бедности требует конкретизации подходов, критериев оценки, а также разработки методического аппарата прогнозирования путей преодоления этого негативного явления с учётом ресурсного потенциала территориальных общественных норм.

       В Украине утверждена государственная стратегия преодоления бедности, предусматривающая проведение мониторинга бедности на государственном и региональном уровнях. Он осуществляется на базе данных выборочного обследования условий жизни домохозяйств и охватывает всего лишь 10 тыс. домохозяйств, то есть приблизительно 0,05% общего их количества. Возникает вопрос, сколько процентов домохозяйств в этом количестве составляют самые бедные и самые богатые, и попадают ли они вообще в эту выборку?

       Система показателей бедности определяется по специальной методике комплексной оценки бедности (утверждённой Указом Президента Украины в 2002 г.). Она отвечает международным стандартам, в соответствии с которыми основными показателями считаются: уровень бедности (доля населения, у которой среднедушевые совокупные расходы в месяц ниже установленной границы бедности); граница бедности (определяется как 75% медианного уровня совокупных среднедушевых расходов в месяц); глубина бедности - это степень отклонения величины расходов бедного населения от установленной границы бедности.

       Исходя  из прямых оценок бедности можно судить, что в Украине бедными является около одной четвёртой населения. По данным официальной статистики, доля населения со среднедушевым  уровнем совокупных расходов ниже прожиточного минимума в 2000 г. составила 84,9%, в 2003 г. - 83,4%, в 2004 г. - 73,8%.

       Во  всём мире существуют традиционно бедные группы населения - безработные, беженцы, эмигранты. Им оказывается адресная помощь в рамках специальных программ, которые отрабатывались там десятилетиями. В Украине проблема помощи приобретает дополнительный драматизм по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой. Бедность - продукт социальной катастрофы, она представляет собой резко неравновесный переходный процесс.

Информация о работе Основные пути и меры преодоления бедности в Украине