Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:12, лекция
Поступательное социально-экономическое развитие предполагает переход от достигнутого уровня к более высокому, от одной системы к другой, качественно новой. Современный период для стран бывшего СССР характеризуется переходом от централизованно-планируемой экономике к экономике рыночного типа. В данной теме раскрывается сущность переходной экономики, ее особенности, структурные преобразования, трансформация собственности и роль государственного регулирования в ее становлении.
Функции государственного регулирования. Государство в переходной экономике, с одной стороны, выполняет те же функции, что и в любой другой системе. Во-первых, оно обеспечивает население "общественными благами"; во-вторых, защищает общество от "внешних эффектов" /охрана природной среды/; в-третьих, регулирует естественные монополии /энергетику, транспорт, связь/; в-четвертых, сглаживает неравенство в доходах; в-пятых, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.
Государство и в рыночной, и в переходной экономике также реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития, реализует программы по регулированию экономики.
С другой стороны, одной из основных функций государства в переходной экономике является целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача является весьма сложной и решается впервые. В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация происходила путем эволюционного совершенствования товарно-денежных отношений. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудность государственного бюджета создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики.
Методы государственного регулирования. Государство в переходный период использует прямые и косвенные методы регулирования. При выборе вариантов использования конкретных методов необходимо учитывать значительный опыт использования преимущественно косвенных методов регулирования экономики. Во Франции и Японии применяется более сбалансированное сочетание прямых и косвенных методов. Для социально ориентированной рыночной экономики Австрии, Германии, Швеции характерно активное участие государства в регулировании отношений в социальной сфере. На первоначальном этапе переходного периода преобладают прямые методы государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия; во-вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, еще не создана в полной мере; в-третьих, глубокий кризис, характерный для переходного периода, может быть преодолен только с помощью прямого воздействия государства на экономику.
Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления. Переход к новым формам регулирования, реализация социальной и экономической политики призваны найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечить структурную перестройку и экономический рост; остановить инфляцию, т.е.стабилизировать экономику; сохранить устойчивость и порядок в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может возникнуть социальная напряженность.
Основные направления государственного регулирования в переходной
экономике
Можно выделить три основных направления деятельности государства.
Во-первых, это создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики /институт частной собственности, правовое государство, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики/.
Во-вторых, перестройка самой государственной системы на принципах демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. Это длительный и противоречивый процесс. Простое разрушение прежнего аппарата управления не обеспечит автоматического рождения новой системы государственного управления, адекватной рыночной экономике. Оно лишь ведет к потере контроля над хозяйственными процессами, порождает анархию, предоставляет относительную свободу преступным элементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности госаппарата.
В-третьих, переход к новым формам регулирования реализации социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечить структурную перестройку и экономический рост; остановить инфляцию, т.е.стабилизировать экономику; сохранить устойчивость и порядок в обществе.
Ключевая долговременная цель социально-экономического развития России, например, это создание многосекторной социально ориентированной рыночной экономики, базирующейся на достижениях НТП; преодоление информационно-технологической зависимости от внешних источников; занятие достойного места в формирующемся постиндустриальном обществе. Главная задача - инновационное обновление производства, выступающего основой подъема конкурентоспособности экономики, поступательного развития человеческого потенциала, повышения благосостояния населения и безопасности государства.
Вопрос четвертый. Особенности и этапы переходной экономики
в России
Выбор варианта реформирования и характер переходных процессов определяются экономическими, социальными, политическими и историческими условиями, существующими в той или иной стране. Например, в Венгрии и Польше были более зрелый условия для перехода к рыночной экономике, у них имелся частный сектор в сфере услуг и сельском хозяйстве. В России этого не было, но Россия является уникальной страной: в XX столетии она дважды оказалась в состоянии переходной экономики, т.е.смены одной формы собственности на другую.
I.B результате победы Октябрьской революции 1917 г. произошло превращение частной собственности в государственную. Переходная экономика России стала формироваться на основе господства" государственной собственности, т.е. зародился социализм в России-
2.В результате проведения рыночных реформ /1991 г./ начался обратный процесс - возврат к старому - началось движение от государственной собственности к частной. Это движение не знает мировых аналогов. Впервые за всю историю цивилизации мир стал свидетелем движения от "социализма к капитализму". Этому периоду соответствует переходная экономика, т.е. формирование частной или смешанной собственности, а соответственно и рыночной экономики. Старт переходной экономики в России начался со 2 января 1992 года, когда было объявлено о либерализации цен.
Особенности рыночных преобразований в России определяются:
- большими масштабами экономики;
- плановой системой;
- высокой степенью милитаризованности;
- сырьевой направленностью экономики;
- дисбалансом спроса и предложения
- отсутствием у государства новых рычагов воздействия.
- затяжным
характером экономического
С 1990 пo I997 г. продолжался спад производства. В целом он составил около 60% ,произошли негативные структурные сдвиги - в обрабатывающих отраслях промышленности /высокотехнологичных и наукоемких/, где в большей степени сократился объем производства. Катастрофически сократился объем инвестиций, которые не обеспечивают условий даже для простого воспроизводства. Произошли дезорганизация финансовой системы и потеря контроля над денежным обращением. Особенно высокие темпы инфляции были в 1990-1994 гг. Резко снизился уровень жизни населения, и обострилась проблема занятости населения. Сложилась высокая криминогенная ситуация в экономике. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.
Таким образом, в переходной экономике тесно переплетаются две группы проблем: первая включает проблемы, связанные с созданием новой экономической системы, вторая - проблемы преодоления трансформационного кризиса.
Господствующее
положение в определении
Этой модели противостоят сторонники неокейнсианского направления - сторонники активного участия государства в экономике /сохранение значительного государственного сектора в экономике; создание государственной системы индикативного /косвенного, рекомендательного/ планирования производства и инвестирования экономики, смягчения налогового пресса в производственной сфере; усиление госконтроля во внешнеэкономической сфере/.
В зависимости от характера решаемых задач в реформировании российской экономики можно выделить следующие этапы:
I этап: I989-I991 гг. были попытки "перестроить" социализм – начать рыночные реформы, рассчитанные на десятилетия и осуществляемые сверху в условиях устойчивой власти и преемственности. Но попытка эволюционного перехода к рынку под руководством КПСС не состоялась. Обострился экономический кризис.
П
этап: 1992-1994 гг. Он связан с распадом
СССР и образованием Российского
суверенного государства. По методам
проведения и содержания это был
этап "шоковой терапии". Быстро
произошла либерализация
Ш
этап: 1994-1996 гг. Не произошло существенных
институциональных
IV этап: начался в 1997 г. Цели, задачи и стратегия реформ в 1997-2000 году изложены в среднесрочной программе Правительства РФ "Структурная перестройка и экономический рост .
Приоритеты нового этапа - структурная перестройка и достижение устойчивого роста. Исходя из этого, важнейшими задачами являются:
- обеспечение
высоких темпов роста
- продолжение
институциональных
- обеспечение
прогрессивных структурных
- осуществление
реформы социальной сферы с
целью повышения ее
- финансовая стабилизация экономики.
Переходный
характер экономики будет преодолен,
а рыночные реформы завешены тогда,
когда сформируется целостная экономическая
система",построенная на рыночных принципах,
с собственными источниками саморазвития
и самосовершенствования.